Два события уходящей недели - одно, бросившееся в глаза, а второе, почти не привлекшее к себе внимание, дают основание в общих чертах набросать портрет России, а точнее, стиль ее внешней политики на ближайшие годы. И глянув на этот портрет, нужно иметь выдержку, дабы не впасть в состояние легкой паники - не столько от возможных действий России, сколько от украинского бездействия и полумер.
Последние решительные перестановки в российском правительстве свидетельствуют - Борис Ельцин окреп. Но суть не в этом. Основной вывод состоит в следующем: после долгих месяцев фактического отсутствия в Кремле и нечеткости ответа на вопрос - а состоится ли вообще «второй срок Ельцина», стало ясно, что срок этот - реальность. Изменения же в правительстве и приход в него группы молодых профессионалов-рыночников дают основания предположить, что Россию ожидает экономический рывок уже в ближайшее время. Похоже, теперь все увидят настоящего Ельцина - нет, нет, ни того классически демократичного, милого народному оку и стоящего на танке, а Ельцина, очистившегося от популистской шелухи, осознающего свой шанс стать и на этом этапе настоящим реформатором страны. Этакий Петр Первый конца двадцатого века.
Теперь на президента России не давит пресс следующих выборов, нет необходимости заботиться о рейтингах популярности и т.д. Теперь можно играть по максимуму и за оставшиеся президентские годы капитально изменить Россию, сделав мощный рывок в следующее тысячелетие. И у чубайсов с немцовыми это получится, потому что их мировоззрения и цели сходны между собой в отличие от советской психологии заверюх, большаковых и игнатенков. С новыми назначениями становится очевидным, что рыночный капитализм, реформы и новое поколение в России получают карт-бланш из рук, казалось бы, уже отошедшего от дел президента Ельцина. Кстати, запустив машину грядущих грандиозных преобразований, именно сейчас Ельцин может даже немного отдохнуть в Барвихе.
В России уже не будет чеченской кампании, забравшей - кроме десятков тысяч жизней - еще и десятки миллиардов долларов. Позади и президентская борьба, съевшая опять же миллиарды как внутренних, так и занятых у Запада денег. Теперь в России все средства и энергия прагматичной правительственной команды будет направлена на реформы - цели ясны, не надо будет маневрировать между уступками левым и требованиями МВФ.
Как ни парадоксально, но Украина, и так значительно отстающая в реформировании экономики от России и долго гордившаяся отсутствием собственной «финансовой Чечни», кажется, изрядно потратится во время российского капиталистического рывка в будущее. Сначала колоссальные средства пойдут на парламентские выборы, потом еще большие деньги съедят выборы президентские. Так что Украина-2000 будет представлять собой не очень радостную картину все тех же полуреформ, пересоленных изрядным предвыборным популизмом. Интересно, например, что Виктора Пинзеника пока не хочет брать в свои списки ни один из предвыборных блоков, которые в свою очередь - за очень редким исключением - стараются дистанцироваться от экономических преобразований последних лет.
Может быть несколько вариантов, последовав которым, Украина сможет снивелировать ощутимую разницу между собственным измотанным экономическим положением и уверенно укрепляющейся экономической стабильностью России.
Первый - не проводить выборы вообще или только одни из них. Такие предложения уже гуляли коридорами украинской власти. Но они большинством не будут восприняты как здравые, поскольку от этого пострадает как процесс демократизации, так и внешний имидж Украины. Вариант второй - не баллотироваться Леониду Кучме. Наверное, в этом что-то есть. Ведь подобно Ельцину, за два с половиной оставшихся до выборов года можно сделать для страны очень много и при этом действовать решительно, не оглядываясь на рейтинги социологов, не думая о том, что скажут оппоненты. При этом у Президента есть шанс войти в историю настоящим реформатором, которого соотечественники будут проклинать ближайшие лет десять-пятнадцать, но потом помнить и ценить как никого другого.
Есть, правда, и третий вариант - пойти на следующие президентские выборы, но за три года до них сделать неимоверно много для того, чтобы дистанцирование от слова «реформы» воспринималось как дурной тон. Этот вариант предполагает решительность и здоровую агрессивность, поболее той, что потребуется для второго варианта. Конечно, лично для Леонида Кучмы именно третий вариант является наиболее желанным. Но для этого нужно четко знать, что делать, чтобы улучшить экономику…
В последнее время, как ни странно, было сделано несколько заявлений о том, что Украина уже состоялась и, мол, назад дороги нет. Но стремительное продвижение на Запад Центральной и Восточной Европы, а также неизбежный рывок России поставят Украину в сложнейшую ситуацию - стать отсталой Мексикой, всего лишь граничащей с развитыми Штатами не только на севере, но и на юге (правда, сейчас мексиканцы могут гордиться, что южнее у них менее развитые соседи, как, впрочем, и украинцы утверждать, что пока ненамного отстают от России). И вот тогда может произойти, не этнополитический распад, а экономическое расползание Украины - Запад потянется к членству в Евросоюзе и НАТО к Польше и другим соседям, а Восток - к намного более развитой, с зарплатой не в 1,5-2 раза выше как сейчас, а в 3-5-7 раз, России. Вот уж не судьба реализоваться давней мечте людей, не пропустивших ни одного митинга за независимость Украины в конце 80-х - начале 90-х - приезжать в Россию и сорить деньгами, получая в ответ от людей в лаптях «Благодарствую!»…
Сейчас экономика будет постепенно становиться решающим фактором российской внешней политики - не слезы о пролитой российской крови в Севастополе и не грозные напоминания о наличии ядерной кнопки. В этом смысле любопытны недавние высказывания назначенного на этой неделе первым вице-премьером правительства России Бориса Немцова - мол, надо Украину с Крыма выбивать не стонами о прошлом, а деньгами. И здесь, у Киева, маневр, надо признаться, ограничен - не просить же Совет безопасности ООН делать заявление о незаконности вторжения российских капиталов и нарушения ими украинской территориальной целостности… Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Как-то незамеченным прошел скандал в Чехии относительно заявления тамошнего российского посла Николая Рябова (кстати, обеспечившего победу Ельцину на выборах, сидя в центризбиркоме) о том, что в случае приема Чехии в НАТО Москва пересмотрит экономические отношения с этой страной и даже не исключает введения определенных санкций. Чехия давно догадывалась о возможных сложностях в рыночных отношениях с Россией, и как следствие, российский вариант транспортировки газа признан одним из трех альтернативных, но не приоритетным, в отличие от норвежского. Да проживет Чехия и без российских нефти и газа, но сами нотки экономического шантажа в российском голосе направлены скорее не Праге, а тем, кто без российских энергоносителей не протянет и нескольких дней.
Вот и не верь после этого шпиономанческим на первый взгляд выводам депутатской группы Конституционный центр в Верховной Раде о коварстве Газпрома и армии бывших разведчиков, ныне работающих на близкого к премьеру Черномырдину энергогиганта. По мнению украинских депутатов, более 500 бывших офицеров спецслужб в настоящее время по заданию РАО «Газпром» собирают разведматериалы в странах-потребителях российского газа и вырабатывают стратегию российской энергетической (она же частично внешняя) политики. Но есть надежда, что Конституционному центру, учитывая короткую дистанцию между ним и Банковой, верит не только обыватель, но и украинская власть. Киев должен «вставать» на ноги и что-то делать для радикального уменьшения комплексной зависимости от набирающей экономические обороты России.