UA / RU
Поддержать ZN.ua

Роман с портфелем

Вчерашнее назначение Романа Бессмертного вице-премьером по вопросам административной реформы стало одной из главных кадровых неожиданностей...

Автор: Сергей Рахманин

Вчерашнее назначение Романа Бессмертного вице-премьером по вопросам административной реформы стало одной из главных кадровых неожиданностей. Однако для многих еще большей неожиданностью стало то, что бывший начштаба Ющенко не стал главой его администрации. Или, если использовать современную политическую терминологию — государственным секретарем.

Именно Бессмертному, как утверждают компетентные источники, принадлежала идея ликвидации президентской администрации как таковой и создание на ее основе нового органа с принципиально иными правилами внутреннего устройства. Доподлинно известно, что по поручению Виктора Ющенко Роман Петрович подготовил фундаментальное положение о Государственном секретариате. А потому, наверное, имел все основания рассчитывать, что именно ему будет поручено воплотить в жизнь задуманное. Однако во второй раз ему предпочли Александра Зинченко. Как известно, в июне 2004-го Александр Алексеевич принял руководство кампанией «народного кандидата, до того находившиеся в руках Бессмертного. В январе 2005-го «народный президент» назначил Зинченко госсекретарем.

На первые президентские указы Бессмертный отреагировал весьма болезненно. Причем, вопреки ожиданиям, основная порция резкостей досталась назначенной и.о. премьера Юлии Тимошенко. Как сообщило агентство «Лига. Бизнес-Информ» со ссылкой на пресс-службу фракции «Наша Украина», один из ближайших соратников Ющенко заявил: «Опыт одиннадцати лет в политике дает мне право не голосовать за Тимошенко в случае внесения ее кандидатуры на должность премьер-министра в Верховной Раде. Я не собираюсь входить в правительство, если его будет формировать Тимошенко… Я не воспринимаю методов и механизмов управления Тимошенко. Юлия Владимировна по жизни шантажист». Подтвердил он свое нежелание входить в правительство и в интервью «Столичным новостям»: «Я останусь в парламенте».

Свое слово Бессмертный все же не сдержал. Прошло немногим более недели со времени скандального заявления и он стал одним из заместителей «народного премьера», отдав за нее свой голос. Насколько известно, идти на это Бессмертный категорически не хотел. И дал свое согласие только после длительных уговоров Петра Порошенко и Николая Мартыненко, а также личной просьбы Виктора Ющенко.

Представить Бессмертного членом Кабинета (да еще возглавляемого Тимошенко) столь же трудно, как и представить Порошенко секретарем СНБОУ. Петр Алексеевич органичнее выглядел бы на Грушевского, Роман Петрович — на Банковой. Тем более что на должность главного консильери при новом Президенте его прочили давно, едва ли не с лета 2001-го, когда он впервые объявился в команде Ющенко, уже не премьера, но еще не депутата. Человек, во многом вытянувший на себе кампанию-2002 и поначалу руководивший кампанией-2004, рассчитывал на пост серого кардинала нового главы государства, хотя и отрицал это публично.

Бессмертный не относится к категории народных любимцев. Бывший представитель президента в парламенте имеет не так много единомышленников в «Нашей Украине». Однако даже недруги отмечают его трудолюбие, организованность, системность, предрасположенность к самообучению. Бессмертный — образцовый аппаратчик, способный орговик, признанный мастер схем и комбинаций. Не использовать его опыт и мастерство было бы, наверное, ошибкой новой власти. Невзирая на всю сложность его отношений с Тимошенко, он может оказаться крайне полезным в правительстве. И потому что пользуется личным доверием Президента. И потому что понимает значение административной реформы. И потому что, в отличие от большинства ближайших соратников Ющенко, имеет представление о том, как она должна воплощаться.

С высокой степенью вероятности можно предположить, что новый вице-премьер будет одним из немногих членов Кабмина, непосредственно «завязанных» на главу государства. Эксперты прогнозируют сложности в его отношениях с Тимошенко и Зинченко, но думают, что он обретет союзника в лице Петра Порошенко.

Предполагается, что Бессмертный выторговал себе определенную степень свободы, однако сложно представить, насколько эффективно он сможет этой свободой распорядиться. Во всяком случае, Президент не может не понимать важность направления, порученного профессиональному историку и прирожденному комбинатору. А, значит, Бессмертный может получить достаточно серьезные права. Предполагающие, впрочем, столь же серьезную ответственность.

Во многом успех начинаний Бессмертного зависит от того, насколько чутким к его планам окажется новый Государственный секретариат. А с этим как раз могут возникнуть проблемы. Несмотря на всю сложность в его отношениях с Зинченко, в высказываниях в адрес нового госсекретаря Роман Петрович был подчеркнуто корректен: «Насколько Зинченко удастся сделать из АП секретариат с соответствующими функциями и уровнем влияния, посмотрим. Уверен: у Александра Зинченко есть профессионализм и опыт для того, чтобы справиться с этими обязанностями. Я с самого начала говорил Виктору Ющенко, что не хочу заходить в помещение на Банковой в силу того «шлейфа», который за мной тянется…»

Не думаю, что в данном случае Роман Петрович вполне искренен. Не исключаю, что он все же надеется со временем прийти на Банковую. Но для этого ему необходимо максимально засветиться на новом поприще.

«Административный» вице-премьер слывет человеком предельно закрытым и достаточно конфликтным, что может существенно осложнить его новую сложную работу. Вместе с тем его опыт, знания, связи способны компенсировать отсутствие серьезной команды надежных единомышленников. Бессмертный не является образцом публичного политика, но он блестяще знает циничные правила кулуарной политики и, как говорят, чувствует себя в ней как рыба в воде.

Бессмертный честолюбив и целеустремлен. И, вполне возможно, что на новой работе он попытается использовать схему, которую заготавливал для госсекретарской деятельности — привлечение к работе с государственными органами «третьего сектора». Многочисленные фонды, центры и службы до сих пор не страдали от избытка внимания со стороны власти. Прагматичный Бессмертный не скрывал намерения использовать их потенциал в процессе построения новой системы власти. Получит ли он «добро» на подобную инициативу, покажет самое ближайшее время.

К достоинствам Бессмертного относится и то, что он не боится ни работы, ни ответственности, ни сложностей в отношениях с соратниками. В свое время, будучи формально вторым номером в предвыборном штабе блока «Наша Украина», он сумел выйти на первые роли, оттеснив казалось бы непререкаемого авторитета — Петра Порошенко. Именно Бессмертный вывел Ющенко из ступора, в который Виктор Андреевич вошел при составлении списка на выборах-2002 — количество желающих намного превосходило количество проходных мест. Бессмертный принял удар на себя, не скрывая, что именно он предложил вождю технологию, благодаря которой тот в итоге «раздал» всем сестрам по серьгам. Те события, казалось, бы навсегда поссорили Романа и с Порошенко, и со многими другими видными «нашеукраинцами», обойденными при разделе позиций. Однако именно некогда обиженные сегодня справедливо замечали, что было бы несправедливо не использовать опыт Бессмертного и не воздать ему за заслуги.

Эффективность Бессмертного на посту начальника штаба Ющенко в 2002-м у многих вызывал вопросы. Однако именно его команда придумала и реализовала идею выдвижения Виктора Андреевича. После замены Бессмертного неофитом Зинченко, Роман на некоторое время ушел в легкий саботаж. Но в самый ответственный момент он добровольно взвалил на себя обязанности фактического коменданта Майдана и добросовестно их исполнял. Тихо и незаметно, не толкаясь в очереди выступающих с трибуны.

Говорят, после появления первых указов нового главы государства, Бессмертный позвонил Президенту и попросил Виктора Андреевича не утруждать себя его трудоустройством. Ющенко его не послушал. Напрасно или нет — узнаем в самое ближайшее время.