UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: «І ЧУЖОГО НАУЧАЙТЕСЬ, І СВОГО НЕ ЦУРАЙТЕСЬ»

Инвентаризация содержания исторического образования - ныне весьма актуальное дело. Объясню почему...

Автор: Павлина Семиволос

Инвентаризация содержания исторического образования - ныне весьма актуальное дело. Объясню почему. В советской школе история преподавалась так, как того требовала идеология правящей коммунистической партии. Не имея права на «отсебятину», учителя работали по программе, которой каждым абзацем отвечал текст eдиногo утвержденного учебника. Теперь тоже есть обязательные для всех программы. Однако они уже предусматривают плюрализм суждений. Появились альтернативные учебники. Их количество ежегодно увеличивается. Но, к сожалению, оказалось, что наша отечественная школа не готова к такому «разнобою». Кроме того, как и раньше, история остается очень и очень заполитизированной дисциплиной. Как ни крути, а вывод напрашивается один: преподавание исторической науки требует не косметической модернизации, а серьезной реформы. И в этой связи для нас весьма ценным и поучительным может оказаться опыт нашего соседа Польши. «Актуальные аспекты реформы преподавания истории: из опыта Польши и Украины» - тема заседания, проведенного польско-украинским пресс-клубом «Партнерство за реформы».

О том, что польская школа требует реформ, заговорили еще в 1989 году. Влоджимеж Менджецкий, адъюнкт Института истории Польской академии наук, эксперт Министерства народного образования сообщил: «Первой целью наших преобразований была ликвидация коммунистического наследия. Затем следовало решить проблему консервативности и неприспособленности к действительности польского образования. Начальный этап работы над реформой получил название «ура-патриотического». К слову, отнюдь не безосновательно. Наши соседи думали, что достаточно быстренько написать хорошие программы для существующей школы, учителя возьмут их, станут по ним работать, и - оп-п! - получайте через пару лет систему современного и прекрасного образования. Разумеется, мечтам сиим сбыться было не суждено. Правда, под эгидой Министерства народного образования собрали высококвалифицированных специалистов, разбили их на соответствующие определенной учебной дисциплине группы и поручили разработку новых программ. В результате были созданы единые для всех учебных заведений историческая программа, программы по польскому языку, физике, химии, географии и т.д. Но когда подсчитали, сколько необходимо уроков, дабы реализовать все, заложенное в этих документах, оказалось, что дети должны находиться в школе по... 120 часов в неделю, одним словом, период «ура-патриотизма» завершился поражением.

Польская педагогическая общественность пришла к выводу - можно, конечно, написать единую для всех программу. А можно разработать и такой механизм, который позволит создать различные программы. Поэтому второй этап реформирования польского образования свелся к поиску инструментов, позволяющих написать программы, содержащие определенную общую сферу и вместе с тем различающиеся в зависимости от среды, где они будут внедряться. В результате выкристаллизовалась основа, которую сегодня имеет каждый из изучающихся в польской школе предметов. Когда эти «фундаменты» утвердило Министерство народного образования, был объявлен конкурс на учебные программы. Таким образом на протяжения лишь одного года появились на свет около 30 различных программ, например, по истории. Следовательно, государство официально отказалось от единообразия в преподавании истории и обществоведения. Но вместе с тем оно оставило за собой функции контроля за уровнем знаний учащихся.

По утверждению господина Менджецкого, не подтвердились опасения, что реформа приведет к анархии, возникновению учебников, по которым нельзя будет работать. Мнение польских специалистов таково: в ближайшие несколько лет популярными станут 4-6 параллельных программ, подкрепленных хорошими учебниками. Они и станут фундаментом преподавания истории. Что это будут за программы? Решать учителям и ученикам, а не чиновникам от образования, подчеркнул Влоджимеж Менджецкий.

Перед польской и украинской школами возникает много похожих проблем, сказала Раиса Евтушенко, сотрудник научно-методического центра среднего образования Минобразования Украины. Нo решаем мы их по-разному. Для Польши был актуален вопрос модернизации исторических программ. А в Украине до недавнего времени история нашего государства вообще не преподавалась. Нам следовало начинать с нуля. Сейчас история Украины выделена в отдельный предмет. Ей отдан приоритет перед всемирной историей.

Руслан Шишкин, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией исторического факультета Национального педагогического университета им. Драгоманова, напомнил, что в Польше реформа образования первым делом поставила задачу истребить коммунистическое наследство. И, возможно, именно это и помогло добиться успеха. В Польше была объединяющая идея, ставшая на какое-то время даже национальной. А вот в Украине на сегодня, считает господин Шишкин, такого «цементирующего» базиса нет. Украинское общество сильнее разобщено по причине широкого спектра политических пристрастий. И это усложняет разработку новой концепции образования.

Просто поразительно, но, тем не менее, факт. Родное Минобразования до сих пор так и не определилось с теми учебниками и программами, по которым идет образовательный процесс в школах. Впрочем, объяснение этому имеется. Если в Польше осуществлялась децентрализация образования, то в Украине успех ее представляется весьма проблематичным. На нынешнем этапе она привела бы к тому, что в различных регионах история нашего государства по-разному трактовалась бы. Это, в свою очередь, спровоцировало бы раздробление единого информационно-образовательного поля, появление учебников, сильно отличающихся друг от друга на Востоке и на Западе.

Все участники пресс-клуба согласились с тем, что реформа образования Украине необходима. Какой она будет? Когда начнется работа над ней? Будем надеяться, что ответы на эти вопросы мы получим уже в ближайшее время.