UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕФЕРЕНДУМ СТАНОВИТСЯ ИСПЫТАНИЕМ ДЛЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В БЕЛОРУССИИ

По мере приближения 24 ноября, когда в Белоруссии должны быть подведены итоги референдума по проекту Конституции, в Минске становится все жарче...

По мере приближения 24 ноября, когда в Белоруссии должны быть подведены итоги референдума по проекту Конституции, в Минске становится все жарче.

На этой неделе А.Лукашенко выступает в российской Госдуме, призывая всячески углублять интеграцию двух братских народов. Многие в Белоруссии, России и самой Думе относятся к идее выступления критически - не использует ли президент думскую трибуну для «продвижения» своего проекта Конституции на референдуме?

Каждая из ветвей власти вынесла на рассмотрение народа свой вариант нового Основного закона: президентская модель предполагает, в частности, расширение полномочий правительства и главы государства, парламентская фактически упраздняет институт президентской власти.

Председатель Центризбиркома Виктор Гончар публично заявил, что откажется подписывать протокол итогов референдума, поскольку имеют место «факты грубейших нарушений законодательства республики, допущенные противоборствующими ветвями власти в ходе подготовки к плебисциту». Одно из нарушений, по его словам, - голосование по новой редакции Конституции началось 9 ноября, когда ни на одном избирательном участке не было проектов Основного Закона, вынесенных на рассмотрение народа. Не было «президентского» проекта и в самом Центризбиркоме.

Заявил В.Гончар и о том, что не будет в своих действиях руководствоваться недавно подписанным президентом указом, отменившим действие постановления парламента и вердикта Конституционного суда относительно рекомендательного характера плебисцита.

За вмешательство в политику президент Лукашенко «уволил» председателя Центризбиркома. Представитель администрации Лукашенко заявил, что В.Гончар освобожден от должности «за политиканство и использование служебного положения для достижения своих политических целей - дестабилизации обстановки в республике и нагнетания антипрезидентской истерии».

Чашу терпения президента мог переполнить и комментарий Гончара к выступлению А.Лукашенко в российской Госдуме. Слишком понятным всем оказалось настойчивое стремление белорусского президента выступить в Думе, чтобы председатель ЦИКа мог называть его цель - привлечь избирателей голосовать на референдуме за президентский проект Конституции.

Сложно не обвинить в диктаторских поползновениях президента, который своими решениями «рекомендует» парламенту, Конституционному суду, Центризбиркому, журналистам, народу, что и как нужно делать.

Выступая в прямом телевизионном эфире, которого давно лишены депутаты-оппозиционеры, президент предложил принять закон об отзыве депутатов парламента. Необходимым минимумом, дающим основания на отзыв того или иного депутата, предлагается считать рубеж, когда по итогам проведенного в его избирательном округе опроса населения за отзыв выскажется 20% избирателей. Мотивация - низкая эффективность работы отдельных парламентариев и отсутствие каких-либо критериев оценки деятельности народных избранников в целом.

Наконец, президент заявил о возможности выдворения с территории республики собственных корреспондентов российских телекомпаний ОРТ и НТВ в случае, если те в ближайшее время официально не аккредитуются в стране пребывания. Мотивы - «тенденциозность и предвзятость журналистов данных компаний в освещении происходящих в Белоруссии событий», или, по словам А.Лукашенко, «информационная война».

Понятна в такой ситуации молчаливая отставка замминистра иностранных дел Белоруссии Андрея Санникова, курировавшего взаимоотношения с Западом. Попробуй объясни иностранным коллегам, что действия президента укладываются в рамки понятия «сильная президентская власть».

Следующая неделя вряд ли принесет согласие на белорусскую землю. По самым пессимистическим прогнозам, можно ожидать всего - и роспуска парламента (второго, кстати, в президентской практике А.Лукашенко), и роспуска Конституционного суда. У соседей - неспокойно. И резюме президента: «Зато у нас не стреляют в людей в аэропортах» заставляет задуматься - так ли опасна альтернатива.