UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР

29 октября Президент Кучма объявил о готовности подвергнуть себя испытанию на доверие народа и провести референдум...

Автор: Ирина Погорелова

29 октября Президент Кучма объявил о готовности подвергнуть себя испытанию на доверие народа и провести референдум. Разумеется, под благовидным предлогом борьбы с депутатским иммунитетом. Не будь этого, предлог нашелся бы любой иной. Главное, что наконец сказал сам Президент, - вопрос о будущей власти в стране решится не в октябре 1999 года, а решается сейчас. Референдум о доверии - тот самый долгожданный последний прием, который просто обязан был инициировать стремительно лишающийся власти Президент, дабы не подвергать себя постыдной необходимости добровольно отказаться от участия в выборах... Процедурно - тот же самый ход, что был разыгран А.Ткаченко в отношении правительства Пустовойтенко: упреждающий «неожиданный» удар по противникам и ненадежным союзникам. По сути - ход гораздо более проигрышный. Потому что уже сегодня совершенно нельзя сравнивать, какие мощные ресурсы, ради которых стоит долго торговаться, есть у правительства и как мало их у действующего президента.

О том, что Президент Кучма обиделся на ЕС, «большую семерку» и готовится обидеться на распорядителей каспийского нефтепроекта, а может быть - и МВФ, написала или напишет вся пресса. Президенту Украины позволительно обижаться на всех, не только на «российский кризис» и свою домашнюю оппозицию. Однако Президенту, в течение четырех с лишним лет полагавшему, что он строит не только «рыночную и социально ориентированную», но и «открытую» экономику, следует признать - и, по сути, он уже признал это, - что результат получился полностью противоположный: Украине в результате проведенных «реформ» грозит не только экономический крах, но и очень серьезная, хотя внешне - «бархатная», международная изоляция. Слухи о намерении западного мира построить в Украине «рай» в противовес российскому «аду» - явно не оправдываются. Напротив, вполне логично Европа намеревается «закрыть» всех больных постсоветским вирусом - в одной резервации, а уж затем посмотреть, оклемаются ли они с помощью собственных «специальных экономических зон» или же за счет межСНГовского бартера, стимулируемого за счет запрещенного внутриэкономического «натурального обмена»... Разумеется, изоляция Украины с запада не носит какого-то агрессивного характера, напротив, мы можем рассчитывать и на очень позитивную «психотерапию» в виде наилучших пожеланий и сигналов о всегда открытых дверях, на миротворческие операции НАТО в случае землетрясений или техногенных катастроф, а также, несомненно, получим гуманитарную помощь - особенно если со стороны востока, из не менее остро страдающей России, нас также постигнет изоляция в форме отключения энергопоставок...

Однако самое неприятное, что вскоре придется констатировать Президенту, да и всему обществу в случае проявления всех этих мрачных перспектив, - что нынешний глава государства не справился, пожалуй, с единственной и главной конституционной прерогативой, которой у него никто по большому счету никогда и не оспаривал, и реализации которой он мог предаваться и предавался всегда - международной политикой. Миф о международном влиянии Украины как демократической, реформируемой в рыночном направлении страны, миф, который почему-то счел возможным создать Л.Кучма на основании чисто географического положения подведомственной территории, рухнул, как и все прочие мифы. А поскольку географическое положение Украины - показатель постоянный, то «переменными» следует считать полномочия Президента или лицо, эти полномочия не оправдавшее.

Увы, есть подозрение, что и вторая бесспорная прерогатива Президента - руководство силовыми структурами - также выскользнула из рук Л.Кучмы еще за год до истечения его полномочий. Разумеется, можно гордиться, что учения армии суверенного внеблокового государства финансируют США, но поскольку в промежутке между учениями отечественная экономика суверенную армию не финансирует, - Главнокомандующий должен как минимум задаться вопросом, существует ли у него эта армия. Еще хуже обстоят дела с другими силовыми ведомствами. О странном, мягко говоря, поведении СБУ в расследовании действий Нацбанка с помощью парламента в «ЗН» уже упоминалось. Комментарии по этому поводу секретаря СНБО В.Горбулина, который переложил «вину» за необычную «публичность» закрытого ведомства на... помощников спикера А.Ткаченко (ничего себе влияние помощников! Каково же тогда влияние самого главы парламента?), только усугубили впечатление, что спецслужба гуляет нынче сама по себе или, что еще хуже, ее может «подставить» кто угодно... Но не менее странно выглядит затяжная пропагандистская кампания правоохранительных органов в лице Генпрокуратуры - против лидеров (или теперь только одного лидера) «громадовской» оппозиции: кампания, подменяющая собой конкретные, обоснованные представления в ВР о привлечении виновных к ответственности. Должно быть что-то одно из трех: или постоянно множащиеся и реформируемые спецорганы не способны «накопать» на подозреваемых достаточно неоспоримых доказательств (некомпетентность), или органы не получили от Президента четкой команды (дезориентация), или Президент сам еще не решил, хочет ли он осуждения своих оппонентов (осуждения виновных в реальных преступлениях, а не повода для антипарламентской кампании). Так или иначе, очевидно, что система не работает, даже в случае, казалось бы, полной заинтересованности главы государства.

Далее. По Конституции, одной из сильных функций Президента является его кадровая политика. Здесь не место для иронии по поводу «короткой скамейки запасных», преследующей Л.Кучму с 1994 года. Однако не далее как две недели назад Президент заявил о намерении пополнить Кабмин представителями «проправительственных фракций», но за истекшее время не только не заменил ни одного министра, а даже ни одного из ныне действующих не уволил. То, в чем можно было сомневаться еще в начале эпопеи с «предотвращением» правительственного кризиса, теперь приходится совершенно уверенно констатировать: «большинство» не дает Президенту своих людей, то есть у него нет не только «скамейки запасных» - у него отсутствует даже предмет дальнейшего политического торга с парламентом! В чем он 29 октября честно и признался.

Еще не так давно Л.Кучма принимал смелые указы и распоряжения о прямом вмешательстве в информационный процесс, хотя никакими особыми законными прерогативами в этом плане не располагал. Но - как обладающий большой политической волей человек, действовал решительно. И вдруг - ужас! Первый национальный телеканал в своих новостях впервые в жизни 29 октября подверг самого Президента откровенной и грубой цензуре: вырезал из его встречи с местными сторонниками самые интересные места - и где Президенту предлагают взять всю власть в свои руки, и где Президент почем зря честит А.Мороза и В.Черновила. Вычистили даже само упоминание о референдуме насчет депутатского иммунитета, и согласие Л.Кучмы на проведение денежной эмиссии... Теперь каждый скажет, что Президент Украины не распоряжается даже политикой официальных СМИ. Или это ему так имидж улучшают, лишая слова в эфире?

Итак, по всем конституционным прерогативам главы государства, как и ранее узурпированным возможностям, как видим, речь может идти о полном провале.

Между тем, нам предстоит еще не просто в течение ближайшего года созерцать результаты этого провала. Нам предстоит ощутить на себе, как неуправляемая «система управления» попытается и организовать для Л.Кучмы референдум, и, что гораздо хуже, протолкнуть через себя новые «антикризисные» решения, объективная неизбежность которых уже перестала быть тайной.

В первую очередь речь идет о так называемой «контролируемой эмиссии», идея которой возникла задолго до публичной поддержки ее Президентом (недавно он отказывался рассуждать на подобные темы, поскольку не является финансистом). Выражение загадочное, вызывающее желание узнать, какое слово в нем - главное (по примеру классика, риторически спрашивавшего, что важнее в выражении «власть советов»). Теоретики скажут, что главное - «контролируемая», а практики ни минуты не усомнятся, что в слове «эмиссия», стоит ей начаться, никаких оттенков уже различить не удастся. Впрочем, и теоретики сами признают: для придания эмиссии элементов контролируемости в Украине сначала нужно совершить полную административную, фискальную, кредитно-финансовую, бюджетную и - как же без нее - структурную перестройку. То есть начать и закончить те самые реформы, о завершении первого этапа которых и переходе ко второму недавно докладывал Президент Кучма иностранным инвесторам (еще до того, как сам же на них вслух и обиделся).

Но реформы эти провести просто невозможно. Потому что вот уже два года, как своими вето и отказом подписывать принятые для этих реформ законы - о Кабмине и местных госадминистрациях, а также невыполнением вердиктов Конституционного суда - о запрете на совмещение мандатов депутатов местных советов с должностями в госадминистрациях, сам Президент полностью заблокировал процесс. Нужно ли напоминать, чем закончилась попытка парламента начать реформу со смены полулегитимного правительства. Естественно, что в этих условиях никаких профессионально точных, грамотных решений, особенно об эмиссии, принять невозможно: как и большинство указов Президента, они действовать не будут, а пустят остатки финансовой системы и экономики в целом - в разнос... Но, учитывая «отсутствие политического кризиса» и «конструктивное сотрудничество ветвей власти», подменяющее у нас профессиональное управление экономикой, вовсе нельзя утверждать, что по поводу эмиссии не будут приниматься «политические решения». Такие же, как, к примеру, политическое решение о закрытии ЧАЭС.

Казалось бы, взять на себя труд подготовить почву для реформы системы управления исполнительной властью, которой впоследствии предстоит реализовать принимаемые в ходе бюджетного процесса нестандартные решения, должен парламент. Хотя бы попытаться: ведь реанимировать уже готовый закон о Кабмине и тот же закон о госадминистрациях - формально не столь уж сложно, а главное - необходимо немедленно, не дожидаясь президентских выборов. Причем очевидно: подтверди ВР своим голосованием эти акты, и Президенту куда сложнее, чем в прошлые годы, будет вновь отклонить их - для этого у него нет никаких, включая «плохого спикера», мотивов!

Но - куда там... Вместо столь простого и естественного решения в парламенте прогрессивной «оппозицей» заготовлена новая «мина» - проект поправок к Конституции о ликвидации института президентства. Мина, вполне согласованная с Президентом. Который, в отличие от немедленной реакции на одно лишь упоминание импичмента, ни словом не обмолвился о внесенной в повестку дня революционной поправке к Конституции Н.Витренко. Не нужно обладать даром предсказания, чтобы предположить: «ликвидировать» институт президентства ВР (при попустительстве спикера, открыто проповедующего реанимацию советской вертикали во главе с собой, любимым), то есть разваливать парламент на микрочастицы, чтобы и следа не осталось от недавнего «большинства», начнут уже с первых дней ноября, непосредственно перед рассмотрением бюджета. Но зато и вместо закона о выборах президента, в чем, собственно, и состоит основная ценность «прогрессивной» инициативы. Надо понимать, инициатива Президента о референдуме также призвана доломать «структурированный» парламент...

Однако если кто-то собирается усмотреть в описанных перспективах тотальный хаос - то совершенно напрасно. Недаром в устах представителей нашего правительства появился новый термин - «реальный сектор», куда правительство как раз и собирается направить все финансовые и прочие экономические ресурсы. К счастью, термин этот не вписан в Конституцию и потому всевозможных правовых и процедурных ограничений не ведает. Соответственно, происхождение его из теневого сектора спрогнозировать вовсе не сложно, а последние указы Президента даже точно указывают месторасположение данного «реального сектора» на карте страны: это такой «пояс» из специальных экономических зон, создание которых - можно биться об заклад - парламент не успеет оформить своим законодательным решением, и все пойдет по указам, где Президент больше ссылается на правительство и местные власти. Ну, что ж, не нравятся нашим властям европейские и более отдаленные оффшорные зоны - так будут у нас свои. Это чтобы Запад не гордился, будто, загоняя нас в «серую зону», он поставил серьезный барьер организованной преступности и прочим ужасам недоразвитого рынка. А еще один важный аспект «реального сектора» - фокус с бартером: запрещенный внутри страны и стимулированный на внешнеэкономической арене, он не хуже уже отживших свое «пирамид» качнет доходы по нужным каналам, попутно добивая последнее достояние украинской индустрии - ее экспортные отрасли. Разумеется, в интересах тех, кто на них «сидит» и их «сторожит». Третье направление «новейшей» экономической политики - прогонка массы эмитированных денег через предварительно очищенный от завалов прошлых долгов агропромышленный сектор. Уж неизвестно, можно ли будет там что-то производить, но «канализировать» доходы - несомненно. Думается, в запасе у наших спецов найдется и еще несколько вполне «ликвидных» проектов-схем. За которыми бы в самый раз присмотреть СБУ и Генпрокуратуре, будь у них хоть какие-то, кроме чисто политических (и немножко таможенно-прибыльных), функции в этом государстве...

По поводу же того, кто на чем сидит и что сторожит, приходится вернуться к проблеме правительства и парламента. Синекуры, несмотря на временную взаимную холодность, делить все же будут. Нынешняя пауза в процессе «правительственного кризиса» объясняется просто: как только парламентское большинство прочитает программу Кабмина и проект бюджета, можно будет начинать традиционные «пакетные» торги. Пакет, как известно, большой: тут и должности премьера и министров, и, хочешь - не хочешь, должность главы НБУ (если решение об эмиссии все же будет принято, неужто В.Ющенко согласится его выполнять?), и ключевой для нарождающегося столичного клана пост киевского мэра (то есть второе чтение соответствующего закона). И, наконец, все тот же закон о выборах Президента, то есть перспективы кандидатов. А если «усугубить» пакетом об административной реформе! А плюс парламентские слушания о состоянии Вооруженных Сил с последующими законодательными инициативами и/или кадровыми разбирательствами! А такие же слушания, но по проблеме внешнеполитической концепции - с расчисткой закордонных вакансий для утилизации ныне доживающих свой переходный период министров...

Словом, реальный сектор - именно здесь. И главное - сейчас. Тянуть до самых президентских выборов - в равной мере бессмысленно и бесполезно как для действующего главы государства, так и для его оппонентов. Главным образом - для оппонентов, потому что действующий, как представляется, свое уже отыграл. Еще когда принимал все свои «политические решения». Еще когда не понял, что рано или поздно, но парламентская «крыша» станет для его же «сторонников» более надежной, чем президентская. А особенно теперь, поняв все про «крышу» и решившись на референдум, провести который не мог в гораздо более благоприятных для себя условиях.

Кстати, о референдуме. Неужели Президент столь доверчив, что публикация «позитивных» рейтингов могла толкнуть его на подобный гибельный путь? Или нашлись люди, способные посоветовать Л.Кучме испытать свой реальный рейтинг, а заодно и лояльность, и эффективность исполнительных структур на местах, вкупе с искусством фальсификации, прямо накануне выборов? А может, эти люди решили упростить задачу тех, кто пытается провести импичмент? Тогда - с Богом, Парасю!

Как бы там ни было, уже за год до президентских выборов очевидно, что даже своим преемникам Л.Кучма не оставляет возможности вернуться к модели сильного президентского правления. Утратив представление о какой-либо системе власти (потому что в стране нет ничего, что еще слушалось бы его), нынешний Президент пытается «пугать» обманувшую его ожидания элиту «белорусским вариантом». Как будто «карманный парламент» при Лукашенко и то «конструктивное сотрудничество», которое, по версии самого Кучмы, уже и держится-то на одних А.Ткаченко и В.Медведчуке, чем-то друг от друга отличаются. Может быть, через пару дней, когда Президент все же вслушается в речи самого Ткаченко и обнаружит в них полное отрицание своей собственной политики, до Кучмы дойдет, что «Лукашенко» уже здесь, а «карманным» является сам Президент.

У оппонентов же Президента, как представляется, остается одна задача - позаботиться о том, чтобы уже в предвыборном году принципы «сильной руки», и без того достаточно скомпрометированные, вообще утратили актуальность и общество вернулось к необходимости «сильной головы». Оглянитесь же, господа, в нынешнем мире уже и Пиночетом быть не модно...