UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реалист в штатском

Появление Александра Турчинова на посту руководителя Службы безопасности оказалось едва ли не самым неожиданным кадровым назначением новой власти...

Автор: Сергей Рахманин

Появление Александра Турчинова на посту руководителя Службы безопасности оказалось едва ли не самым неожиданным кадровым назначением новой власти. Второе лицо в Блоке Юлии Тимошенко, активный участник оппозиционного движения, беспощадный критик режима — человек достаточно известный. Что не мешало ему иметь репутацию одного из самых закрытых персонажей отечественного политикума. Еще и потому оценить, насколько успешно он реализует себя на новом поприще, было непросто. Экс-руководитель отдела агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола, бывший экономический советник премьера Кучмы, один из творцов партии «Громада» слывет человеком разносторонним. Времени и способностей у него хватает даже на написание литературных произведений, щедро сдобренных иллюстрациями Босха.

Согласно первоначальному плану, Турчинов должен был возглавить МВД. Однако против этого серьезно возражал Петр Порошенко. Все еще не официально назначенный секретарь СНБОУ в ночь раздела портфелей, сославшись на обещание Президента, якобы позволяющее Петру Алексеевичу курировать силовиков, воспротивился назначению Турчинова в МВД. В ответ на его «или я, или он» прозвучало аналогичное категоричное заявление Юлии Владимировны. В ту ночь Ющенко пошел навстречу Порошенко, но на следующий день не обидел и Юлию Владимировну, объявив в Верховной Раде о назначении Турчинова, к которому и сам относится с доверием, на пост главы СБУ.

Пожалуй, Александр Валентинович является единственным гражданским лицом, способным возглавить эту структуру: специфическая среда, густо замешанная на интриге, своей плотностью выбросила бы на поверхность любого, но не его. В построении схем, разводок и, с позволения сказать, практического иезуитства, Турчинов даст фору всему составу СБУ. Другое дело — удастся ли Александру Валентиновичу совместно с Президентом в короткий срок разработать, поставить перед службой и добиться выполнения задач, призванных отстаивать национальные интересы? От подобной внятности и четкости служба давно отвыкла. Хотя, с другой стороны, ее среднее звено на протяжении длительного времени исповедовало диссидентские взгляды. Чего не скажешь о большинстве заместителей экс-главы службы, с которыми Турчинов не замедлил расстаться.

На самом деле украинская служба, испытав на себе все тяготы и лишения тоталитарного и коррупционного времени, является достаточно сильным державным оружием. Александр Валентинович сообщает о намерении распоряжаться им исключительно в рамках закона, в частности, не используя против оппозиции и вольнолюбиво настроенных граждан. Теоретически в это можно поверить. Равно как и в то, что все немедленно на практике прислушаются к призывам Виктора Ющенко не красть…

«В самое мрачное властное ведомство пришел самый мрачный представитель новой власти», — так шутя прокомментировал назначение Турчинова один из его недавних соратников по оранжевой революции. Не слишком улыбчивый и не особо общительный, Александр Валентинович похоже, достаточно комфортно чувствует себя в обществе рыцарей плаща и кинжала. Во всяком случае, его умению уходить от ответов и готовности защищать родное ведомство могут позавидовать и более опытные службисты.

— На днях Виктор Ющенко подписал положение о своем секретариате. В рабочей версии этого документа была предусмотрена должность уполномоченного Президента по вопросам контроля за деятельностью СБУ. Наличие контроля аппарата главы государства вы считаете необходимым?

— Этот чиновник был бы не представителем аппарата, а представителем Президента. То, что он был бы «прописан» в секретариате, — формальность. Должен же он где-то хранить свою трудовую книжку.

— Правда, что вы принимали активное участие в разработке положения о секретариате?

— Нет.

— Президентский аппарат уже реформирован. Так когда нам все-таки стоит ждать реформ в СБУ?

— Речь о серьезной трансформации не идет. Хотя корректировки и необходимы. Дело в том, что, прикрываясь лозунгом «декагэбизации» страны, экс-президент Леонид Кучма существенно сузил реальные возможности СБУ, введя неоправданные ограничения для профессиональной работы.

Архитектура будущих изменений еще не ясна. Когда речь идет об органе, играющем важнейшую роль в обеспечении безопасности страны, необходимо избегать поспешных решений.

В Службе безопасности есть здоровое ядро, нашлись люди, не позволившие использовать спецслужбу против собственного народа. Их позиция смогла существенно повлиять на настроения в силовых структурах в целом и, прежде всего, в армии.

— Насколько можно понять, сокращение Службе безопасности не угрожает?

— Численность СБУ является закрытой информацией. Могу лишь сказать, что она сопоставима с численностью среднего министерства. И совершенно не сравнима с численностью армии или (тем более) Министерства внутренних дел. Ни для кого не секрет, что Министерство внутренних дел весьма активно занималось борьбой с оппозицией. Во многом благодаря этому милицейское ведомство смогло существенно раздуть свой штат и обрасти множеством спецподразделений с маловразумительными функциями и колоссальными бюджетами.

— С оппозицией, насколько известно, боролось не только МВД, но и СБУ. В обществе ходят легенды о громадном количестве масштабных досье. Соответствуют ли эти сведения действительности? Если да, то какова судьба подобных материалов?

— В Службе безопасности существует банк информации, которая накапливается на абсолютно законных основаниях и касается лиц, проходивших по тем или иным уголовным делам. Ранее существовала практика: чиновника не могли взять на работу, если спецслужбы не представляли соответствующего заключения. Гражданина проверяли по специальной картотеке, и, если у него были проблемы с законом, то он не мог рассчитывать на ответственную должность в системе государственной власти. Кроме того, в поле зрения органов безопасности попадает немало известных лиц, которые, скажем так, активно общаются с представителями структур, являющихся надстройками для спецслужб.

— Общение не является уголовным преступлением…

— Безусловно, каждый человек волен общаться с кем угодно. Но если он работает в системе государственной власти, то имеет доступ к информации, представляющей значение для системы безопасности страны. И его сотрудничество с определенными организациями повышает риск утечки подобной информации.

Однако ныне запросы в СБУ накануне кадровых перестановок во власти перестали быть обязательными. К сожалению, о некоторых неприятных вещах нам приходится информировать руководство страны постфактум. Например, о том, что один человек (совсем недавно занявший высокий пост) имеет судимость, наличие которой он скрыл в анкете. Или о том, что другой назначенец является действующим фигурантом уголовного дела и находится на подписке о невыезде.

А что касается слухов о том, будто на каждого гражданина есть специальное досье, то это вымысел.

— Александр Валентинович, я спрашивал вас о сведениях, собиравшихся Службой безопасности незаконно. Существовало ли, например, досье на оппозиционного политика Александра Турчинова?

— Неофициальное — наверняка. Подобный сбор информации некоторыми сотрудниками, конечно, осуществлялся. Но от подобных сведений, как правило, в нужный момент не остается и следа. Или вы думаете, что досье на Турчинова лежит на полке в архиве СБУ?

Речь шла о задаче, поставленной высшим руководством страны. Вне всякого сомнения, власть предпринимала активные попытки использовать возможности СБУ в борьбе с оппозицией.

Однако, несмотря на риск, которому подвергали себя многие офицеры, они часто отказывались выполнять преступные приказы. Или попросту саботировали незаконные задания, которые им поручали.

— Из ваших ответов можно судить о достаточно высокой степени доверия нового главы СБУ к сотрудникам ведомства. Однако часто сотрудники Службы безопасности либо офицеры действующего резерва попросту «крышуют» коммерческие структуры. Порой — покровительствуют контрабандистам. В переводе на язык закона подобная деятельность называется коррупцией.

— Не считаю, что термин «коррупция» здесь уместен. Есть сферы, которые представляют повышенный интерес для иностранных разведок. Есть проблемные сферы, требующие особого внимания со стороны государства. В соответствии с задачами, стоящими перед СБУ, ее представители должны осуществлять необходимый контроль в этих сферах. Для выполнения подобных функций они могут входить в штат определенных структур…

— Вы говорите о законной стороне вопроса. Я же обращаю ваше внимание как раз на теневую сторону деятельности «контролеров» от Службы безопасности.

— Действительно, известны случаи, когда сотрудники СБУ злоупотребляли служебным положением. Не открою тайны, если скажу: коррупции были подвержены все силовые структуры. Насколько могу судить, Служба безопасности не представляет собой исключения. Но и не является лидером.

— Многие эксперты называют одним из способов преодоления коррупции в СБУ существенное повышение должностных окладов сотрудников Службы. Верите ли в действенность подобного механизма и насколько реальным является поднятие зарплат в вашем ведомстве?

— Средства, затраченные на содержание «Барсов», «Беркутов», «Соколов», «Титанов» и прочих милицейских отрядов особого назначения, во много раз превосходили бюджетные отчисления, направлявшиеся на финансирование СБУ. Эта диспропорция должна быть устранена. В Службе безопасности необходимо сосредоточить элиту силовых структур. Работа в СБУ должна стать почетной, престижной и, естественно, высокооплачиваемой.

Необходимо создать условия, при которых работник спецслужбы будет сконцентрирован исключительно на работе. Сегодняшний уровень зарплат в СБУ позволяет, в лучшем случае, поддерживать свое существование. Разве естественно, что некоторые наши сотрудники по ночам дежурят в фирмах, чтобы свести концы с концами?

— В период избирательной кампании в Службе безопасности было создано специальное подразделение во главе с бывшим первым зампредом главы СБУ Владимиром Сацюком. Целью структуры было как раз укрепление финансового положения Службы. Правда ли, что деятельность этого подразделения, а также хозяйственного управления СБУ сейчас стала предметом серьезного разбирательства?

— Начато служебное расследование деятельности г-на Сацюка. До окончания разбирательства я бы не хотел делать преждевременных выводов и давать поспешные оценки. Однако уже есть основания говорить о серьезных злоупотреблениях. Причем, заметьте, я говорю только о хозяйственных нарушениях, допущенных этим господином. Я пока не касаюсь более серьезных вопросов, на которые также будут даны ответы. Причем в самое ближайшее время.

В поисках дополнительного заработка офицеры СБУ теоретически могут предлагать свои услуги не только частным отечественным фирмам, но и зарубежным разведывательным структурам…

Вербовка сотрудников спецслужб иностранными разведками — проблема для любого государства. Не думаю, что Украина является исключением. Полностью обезопаситься от подобной беды не удавалось еще ни одной структуре. Однако рискну высказать уверенность в том, что СБУ минимально подвержена этой болезни.

Тем не менее буду откровенен: я не готов дать однозначный ответ, насколько СБУ сегодня способно обеспечить надежную сохранность государственных тайн. Мне еще только предстоит досконально разобраться в данной проблематике.

— Готова ли Служба безопасности эффективно противодействовать попыткам вербовки наших дипломатов?

— Это — одна из насущных задач контрразведки. Тщательная проверка сотрудников дипломатических представительств, разумеется, будет проводиться. Однако она должна проходить весьма деликатно, а ее итоги не могут предаваться огласке. Подобная щепетильная работа ни в коем случае не должна повредить ни эффективной деятельности дипмиссий, ни имиджу Украины. И, конечно, ни в коем случае нельзя прибегать к методам КГБ — давление, шантаж, незаконное применение оперативных средств должны быть исключены.

При этом СБУ, вне всякого сомнения, обязано повысить качество работы, направленной на недопущение вербовки дипломатов. В связи с этим дополнительная ответственность должна лечь на плечи офицеров безопасности посольств.

— Многие считают, что эти офицеры действительно необходимы далеко не во всех наших представительствах за рубежом…

— Наличие офицеров безопасности, по моему убеждению, продиктовано необходимостью. Тем более что после указа Леонида Кучмы (отделившего разведку от Службы безопасности) на них выпала двойная нагрузка. Во-первых, офицеры отвечают за безопасность людей, что в эпоху глобального терроризма приобретает особое значение. Во-вторых, они обязаны защищать информацию, жизненно важную для государства. Наконец, они должны эффективно препятствовать попыткам вербовки сотрудников посольств. И подобная задача актуальна для любого дипломатического представительства независимо от страны пребывания.

— Правомерно ли говорить о неоправданно высоком интересе к Украине со стороны российских спецслужб? Ведь, по неофициальным сведениям, только резидентура ФСБ в нашей стране насчитывает полсотни человек. Есть ли необходимость и возможность ограничить повышенное любопытство стратегического партнера?

— Любое государство имеет право проявлять повышенный интерес к своему соседу. Не станем же мы говорить, что Украина не проявляет повышенного интереса к Российской Федерации?

СНГ — достаточно абстрактное образование. Но в его рамках существуют вполне конкретные соглашения. Которые заключались как на межгосударственном уровне, так и на уровне отдельных структур. В том числе — спецслужб. Поэтому официально мы не ведем никакой разведывательной деятельности против России, а Россия — против нас. Более того, существуют договоры, в соответствии с которыми спецслужбы должны обмениваться информацией.

В связи с чем возникает множество вопросов (я не стану употреблять более жесткую формулировку) к некоторым политическим персонам в России, позволявшим себе некорректные заявления…

— Александр Валентинович, я все же хотел бы услышать ответ на вопрос: может ли СБУ ограничить излишнюю активность некоторых спецслужб?

— СБУ не только может, она обязана пресечь любые противоправные действия любых спецслужб. В том числе и тех, которые представляют сопредельные государства. Особенно, когда речь идет о посягательстве на государственные секреты.

— А как быть с посягательством на коммерческие секреты фирм и частные секреты граждан? Сейчас всякая уважающая себя бизнес-политическая группировка обзавелась службой наружки и системой прослушки. Причем шел этот процесс при попустительстве, а, порой, и при помощи СБУ. Многими ожидалось, что новое руководство Службы безопасности организует оперативную «зачистку» и покончит с этой язвой раз и навсегда…

— Президент лично поручил мне разобраться с этой проблемой. Ведется очень серьезное расследование. В самое ближайшее время буду готов проинформировать общественность о его итогах. Все виновные, причастные к организации незаконного наблюдения и незаконного прослушивания, ответят по всей строгости закона. Независимо от занимаемой должности.

Надеюсь, в ближайшее время с нашей помощью будет покончено с одной из самых распространенных фобий. В обществе стойко укоренилось мнение, будто в нашей стране все слушают всех. Действительно, в Украине до сих пор подслушивали чаще и больше, чем это позволялось законодательством и диктовалось необходимостью. Однако реже и меньше, чем это принято считать.

Верю, что скоро граждане будут свободнее говорить по телефону и спокойнее чувствовать себя в своих кабинетах. Сейчас же доходит до абсурда: зачастую люди, не представляющие ровным счетом никакого интереса для спецслужб, общаются между собой при помощи жестов и записок.

Я бы не хотел опережать события. Пока могу сказать немного: застоя в этом вопросе нет, идет серьезная работа. Ее результаты, думаю, многих удивят. А конкретные действия, которые уже в самое ближайшее время намерена предпринять СБУ, надеюсь, заслужат искреннее уважение граждан.