И зачем говорить: народные деньги транжирятся, народное внимание отвлекается, политики только то и делают, что заискивают перед электоратом, - а когда же о державе думать? Будто избиратели - это не государство, и будто кто-то когда-то о них помнит, кроме как во время выборов. И разве те средства, которые идут на выборы, не стоят отремонтированных накануне дорог, тротуаров, водопроводов и канализации? И разве еще кто-нибудь когда-нибудь, а не перед выборами, покрасит пол и прибьет щеколду к дверям клуба, который временно превращается в избирательный участок и уже не за деньги культуры, которых нет, а за выделенные на выборы средства прихорашивается, как девица на выданье - пусть лента, зато новая.
Ей-Богу, я только тогда чувствую себя человеком, когда становлюсь электоратом. Вокруг меня кто-то ходит, добивается моего внимания и так уже хочет обо мне позаботиться, так рвется защитить мои интересы - будто замуж меня берет. И знаю ведь, знаю точно, что бросит еще перед венцом - первый раз со мной такое, что ли? - а трепещу, как нецелованная, и даже голос подаю. Да какое там подаю - отдаю! - трепетно так, доверчиво, как девичью честь, как нерастраченную любовь. А он тот голос хап! - и поминай как звали - аж до следующих выборов. Далась ему моя честь - тут голос нужен…
Увы, так же, как и я, чувствуют себя большинство украинских избирателей. Демократия для них начинается лишь накануне выборов, а кончается в тот миг, когда они опускают в урну бюллетень. Правда, в этом году их благосклонность потребовалась раньше - во время сбора подписей за претендентов на кандидаты в президенты.
Подолье в этом процессе привлекло внимание многих. Летний предвыборный сезон на Хмельнитчине начался, пожалуй, с визита действующего Президента. А его экватор отмечен рабочей поездкой премьер-министра, не преминувшего, само собой, вклинить в более чем насыщенный график пребывания в области довольно длительное, не в пример другим встречам, предвыборное общение с активистами «Злагоды» и НДП. Высшие руководители страны не обошли вниманием и Виннитчину. Да и, кроме них, здесь на протяжении месяца побывали Е.Марчук, Н.Витренко, Ю.Костенко, А.Ржавский, Ю.Кармазин.
Такое внимание не могло не польстить избирателям, и многие из них - в порыве преданности кто гражданскому, а кто и плюс партийному долгу - превратились на время в собирателей. Не податей, а подписей. Что сулило, кроме чувства глубокого удовлетворения, кое-какой не облагаемый налогами приварок к семейному бюджету.
Особенно соперничали за право собирать доказательства преданности электората студенты и пенсионеры. Самые ретивые ухитрялись войти в доверие нескольких команд сразу и вписывать в подписные листы каждой из них одного и того же избирателя, что законом не запрещается. Особые надежды возлагались на то, что даст согласие баллотироваться Павел Лазаренко: ходили слухи, что «Громада» будет платить по три доллара за подпись. Но опальный экс-премьер, поразмыслив, отказался от претензий на украинский трон, тем самым в который раз невзначай обобрав население далекой родины-мачехи (кормящей). Пришлось довольствоваться крохами от других кандидатов, которые выделяли, сказывают, от полтинника до двух гривен за подпись. Естественно, тем, кто собирал. Тем же, кто подписывался, изредко, только самые честные из «подписчиков». Остальные воздействовали словом, то есть убеждением.
В общем, кто за деньги, а кто за идею - но сработали достойно. В Виннитчине самыми представительными стали подписные листы на поддержку Леонида Кучмы - свыше 80 тысяч. Немного отстал от него Петр Симоненко. В лидерах также Александр Мороз и Евгений Марчук. Могут похвастать солидной поддержкой Н.Витренко, Ю.Костенко,
Г.Удовенко. Самым неожиданным в подписной эпопее на Виннитчине стало заявление УНА-УНСО с желанием собирать подписи за черкасского мэра Владимира Олейника.
На Хмельнитчине такой вот изюминкой предвыборного марафона стали 18 тысяч подписей, собранных на поддержку от местного избирательного округа М.Павловского. 30-тысячный же рубеж, и с солидным запасом, к 1 июля преодолели, если верить их командам, П.Симоненко, А.Мороз, Е,Марчук, Н.Витренко.
Но что интересно - так это дистанция огромного разрыва между данными групп поддержки кандидатов и официальных исполнительных структур. Последние дают цифирь по всем кандидатам, кроме, понятно, своего - действующего Президента (55 тысяч), настолько ниже, чем их команды, - в два, три, четыре раза, - что создается впечатление: на Подолье у Кучмы соперников нет. Выдавать желаемое за действительное - давний грех номенклатуры, но тут такой специфический случай, что не поймешь: то ли они втирают очки Президенту, то ли таким оригинальным способом вселяют в него уверенность. Особенно странные вещи на Хмельнитчине происходят с количеством подписей за Александра Ткаченко. Его люди иронизировали над официально провозглашенными 18 тысячами и называли 48 тысяч собранных и еще 12 на подходе: ни дать ни взять, вознамерились переплюнуть президентский показатель.
Впрочем, какие-то выводы делать рано. Тем более что любителям усматривать прямую зависимость между количеством подписей и результатами будущих выборов на Подолье напоминают историю с Иваном Плющем, который на предыдущих президентских выборах был первым в «списочном» рейтинге, а потом не собрал даже трети голосов «подписантов».
Да и, собственно, у каждой команды и выводы свои. Свято веря в то, что подписавшиеся обязательно проголосуют за их кандидата, они как бы забывают, что подписываться можно за всех, а голосовать - только за одного. А тем временем, не обращая особого внимания на победные реляции групп поддержки власть предержащих претендентов, не успевшая еще толком зарегистрироваться Хмельницкая облорганизация ПСПУ уже насчитывает полторы тысячи человек. И утверждать, что рейтинг Витренко падает, могут разве что те, у кого он уже вряд ли поднимется.
Конечно, в нашей стране возможно все. Но не до такой же степени?..