UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАСПАД И ДЕВИЧЬЯ ФАМИЛИЯ?

Тайные желания рано или поздно обязательно побуждают к действиям. Тем более если объект желания стабильно демонстрирует готовность к обсуждению любых предложений, а субъект – энергичен и целеустремлен...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Тайные желания рано или поздно обязательно побуждают к действиям. Тем более если объект желания стабильно демонстрирует готовность к обсуждению любых предложений, а субъект – энергичен и целеустремлен. Вообще-то широта охвата привлекаемых Виктором Ющенко к переговорному процессу по поводу участия в его блоке впечатляет. Причем настолько, что трудно удержаться от совета: а не проще ли взять в Минюсте список зарегистрированных партий и, вычеркнув оттуда объединенных социал-демократов и коммунистов, направить прямиком в Центризбирком? Но если контакты, скажем, с Александром Волковым ограничиваются задушевными беседами за чашкой чая, то интерес к экс-премьеру, давно положивших на Виктора Андреевича глаз донетчан, воплотился на прошлой неделе, прямо скажем, в судьбоносное действо. Носитель самого высокого рейтинга совместно с лидером Партии регионов посетил то место, где, как принято считать, совершаются политические браки, – главный кабинет на Банковой.

Увлеченность натуры Виктора Андреевича, готового обещать свои руку и сердце любому, но дальше этого не идущего, общеизвестна. Как и присущее Леониду Даниловичу свойство щедро даровать свое благословение чуть ли ни каждому, кто за ним придет. Причем таким чудесным образом, что, покидая президентские чертоги, человек еще долго пребывает в полной уверенности, будто получил эксклюзив. Так, например, было накануне последних мэрских выборов в Киеве, когда Григорий Суркис никак не мог понять, какого черта в предвыборку активно включился Александр Омельченко в то время, как гарант ему, Григорию Михайловичу, на вопрос «А может, я…» ответил: «А вот это попробуйте». В аналогичном недоумении пребывал и Александр Александрович, на такой же вопрос получивший такой же ответ от того же человека. Наверное, знание именно этих особенностей характеров Виктора Андреевича и Леонида Даниловича помогло сохранить олимпийское спокойствие всем причастным к предвыборному блокостроительству фигурантам, на чьих судьбах возможный альянс Ющенко с азаровской Партией регионов может отразиться самым непосредственным образом.

Лидер партии «Реформы и порядок» Виктор Пинзеник, и усом не поведший на информацию о сепаратных переговорах фаворита правоцентристов, на совместном заседании парламентских фракций НРУ, УНР и ПРП был подвергнут со стороны особенно бескомпромиссных соратников беспощадной критике за то, что своим равнодушием к происходящему «толкает Ющенко в объятья регионалов». Но руководители правоцентристских партий, не поддаваясь панике даже перед лицом угрозы тому, что нажито непосильным трудом, избрали, судя по всему, тактику решения проблем по мере их поступления. «А каков сценарий действий, если в здание украинского парламента врежется самолет?» – отреагировал Юрий Костенко вопросом на вопрос «ЗН» о том, предусмотрен ли в УНР сценарий действий на случай вхождения в блок Ющенко Партии регионов и подобных ей. Таким образом, вероятность появления в «Нашей Украине» так называемых олигархических партий, по мнению Юрия Ивановича, равна нолю целых пяти тысячным. И понять его можно, но никак не согласиться. Как будто мало нам показывали представлений из серии «Очевидное невероятное».

По своим разрушительным последствиям присоединение к ющенковскому блоку регионалов действительно может быть сравнимо с результатами масштабного террористического акта. «Я бы, например, не смог объяснить у себя во Львове, почему я иду на выборы в блоке вместе с Николаем Яновичем Азаровым», – признается один из лидеров ПРП Тарас Стецькив. «Если регионалы как партия либо Николай Азаров как физическое лицо появятся в блоке, я лично оттуда выйду, – вторит ему его коллега Сергей Терехин. – Потому что есть, с одной стороны, целесообразность кучкования перед выборами для формирования единого списка и фракции, а с другой – некоторые моральные границы, которые это кучкование не должно переходить». Даже если правоцентристы сами ли, с помощью ли извне найдут приемлемую формулу предвыборного сожительства с ненавистными олигархами, их представители на местах, не раз демонстрировавшие свой норов, будут противодействовать союзу самыми непредсказуемыми методами. И даже если явные акты неповиновения центру удастся нивелировать, глухой саботаж первичек Рухам и ПРП обеспечен.

Хотя, по большому счету, антагонизм правых и Партии регионов – из области идеологических штампов. Ведь если, абстрагировавшись от личностей, вникнуть в вопрос на более глобальном уровне, то можно легко прийти к выводу: нынешним оппонентам и конкурентам за монополию на светлый образ ющенковцев делить-то особо нечего. Поспорить еще можно было бы на счет сочетаемости в одной предвыборной упряжке «социально ориентированной» «Солидарности» Петра Порошенко и исповедующих либерально-рыночные принципы «Реформ и порядка» Виктора Пинзеника. Партия же регионов по своей идеологической сущности такая же устремленная в рынок сила, как и наши правоцентристы. С одной, правда, существенной разницей. Зафиксировав в своих программах приверженность капиталистическим ценностям в сфере экономики, правые так и не сподобились перенести свои декларации с бумаги на дело, увлекшись «гуманитарными предметами» – украинским языком, украинской культурой и борьбой с «москальскими посягательствами». Тем временем в стране зрела сила, доказывающая действенность рыночных механизмов не на митингах и в парламентских дискуссиях, а путем сколачивания серьезного капитала.

«Жулик хочет, чтобы его в смокинге приняли в Мариинском дворце», – выразил свое мнение Тарас Стецкив по поводу причин, толкающих Партию регионов к союзу с Ющенко. И хотя в форме этого высказывания присутствует изрядная доля крайности, по сути оно верно. Нашим доморощенным капиталистам необходима социальная легитимизация – выход с регионального уровня на общеукраинский, с общеукраинского – на мировой, где полностью исключена их беззащитность перед всевластием нашей власти. Впрочем, это уже заоблачные выси, в нашем случае речь пока идет о наклюнувшемся, но явно обреченном на провал союзе богатых прагматиков и бедных теоретиков.

Но разрыв Ющенко с правыми, который видится им абсолютно невероятным по причине губительности и для одного, и для вторых, это не единственно возможный результат визита экс-премьера и главы ГНАУ к Президенту. Если крепко стоявший на четырех «ногах» блок аграриев, народных демократов, трудовиков и регионалов зашатался после упорных попыток Аграрной партии покинуть его, то на двух «ногах» – НДП и «Трудовой Украине» — ему уже явно не устоять. В стане ТУНДРистов, впрочем, по поводу наметившейся межблоковой передислокации также не замечено явной паники. Там преобладают настроения в духе «Верховный главнокомандующий прикажет – блок
ТУНДРа построится на раз-два-три». И в принципе, как утверждают осведомленные люди, Президенту в самом деле хватит и аргументов, и глубины их убедительности для того, чтобы так и было. Другое дело, хватит ли у него желания, а, вернее, уверенности в том, что ему это нужно. Кое-кто из имеющих к его уху доступ уже начал настойчивую работу по внедрению в сознание гаранта мысли о тщетности его усилий по удержанию ТУНДРистов в одном блоке. И нужно быть абсолютно наивным человеком, чтобы не догадываться, какой партийной принадлежности этот кое-кто.

Объединенные социал-демократы, по логике вещей, должны сегодня, затаив дыхание, следить за разворачивающимися по оси Ющенко – ТУНДРа событиями. В случае развенчания антиолигархического имиджа первого и развала второй СДПУ(О) избавляется сразу от двоих конкурентов. И из числа пропрезидентских партий как наиболее разветвленная, раскрученная и рейтинговая структура она выделяется в качестве главного клиента, которого будет обслуживать пресловутый административный ресурс. Конечно, было бы чрезмерным преувеличением приписывать авторство идеи союза Партии регионов с блоком Ющенко социал-демократам, однако то, что эсдеки не сидят сложа руки, – это факт. На прошлой неделе в парламенте появился законопроект, которым планируется внести изменение в закон о политических партиях. Изменение, на первый взгляд, малозначительное, всего в одну строчку, но многоговорящее. Список, перечисляющий тех, кому заказано членство в партиях (судьям, работникам прокуратуры, органов внутренних дел, сотрудникам СБУ, военнослужащим), предлагается дополнить еще одним пунктом – «работникам Государственной налоговой администрации». И хотя авторами законопроекта значатся несколько разнофракционных депутатов, в парламентских кулуарах ходят упорные слухи, что поправку «изобрел» Виктор Медведчук. Мелочь – а Николаю Яновичу лишние переживания.

Но самое замечательное в другом: с гораздо большей, нежели под воздействием внешних источников разрушения, вероятностью блок НДП-АПУ-ТУ-ПР может так и не состояться из-за внутренних проблем. Да, не последовать волеизъявлению главы государства никто из ТУНДРистов, по крайней мере, не позаботившись о приемлемом объяснении своего непослушания, не осмелится. И на последней, состоявшейся пару дней назад, встрече лидеров четверки с Президентом все, смиренно склонив головы, проявили трогательное единодушие в стремлении положить на алтарь общей победы все самое дорогое. А, выйдя из президентского кабинета, каждый вернулся к тем мыслям, которые ну никак не дают ему повода считать себя равным среди равных. У народных демократов, к примеру, есть (уверенность ее лидера в том, что НДП под силу самостоятельно преодолеть четырехпроцентный барьер, в расчет не берем) предоставленное новым законом о выборах право формировать избирательные комиссии. Аграрная партия не без оснований может похвастать своим специфическим – дисциплинированным и преданным – электоратом. У регионалов – мощная финансовая база и нехилая кадровая составляющая. «Трудовая Украина» обладает не меньшими финансовыми ресурсами, подкрепленными средствами массовой информации и связями на высшем уровне. Все вместе это составляет серьезное предвыборное подспорье для блока, а каждое по отдельности не дает покоя его обладателю по поводу своей весомости и исключительности, а значит, бесспорных оснований для заявки на лидерство.

При этом следует учитывать, что состоящие преимущественно из той категории людей, которые привыкли заранее просчитывать даже только предполагаемые дивиденды, ТУНДРисты легко прикинули: если при самых благоприятных условиях блок наберет, ну пусть 15 процентов (нынешний рейтинг блока составляет 8 процентов), все это добро следует поделить на четверых. А на четверых – маловато будет. Понимание этого так же мало способствует беспрепятственным объединительным процессам. Так что задачей задач является нынче изобретение такой формулы составления общего списка, благодаря которой интерес каждого из участников будет пребывать в полной гармонии друг с другом и с общим интересом всего блока. Простыми механическими методами здесь не обойтись. Но готовность к сложной изобретательской деятельности прослеживается. В блиц-интервью «ЗН» лидер Партии регионов Николай Азаров заявил: «Блок четырех центристских партий состоится обязательно. Более того, планируется его укрепление и расширение». На вопрос «ЗН», возможно ли это за счет Партии промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, прозвучало однозначное «да». Подтвердили нам неизменность намерения блокироваться и в НДП.

Словом, национал-демократы могут и дальше соблюдать полное спокойствие. В отличие от нас, журналистов. Я, например, глубоко сомневаюсь в том, что это мой последний материал о возможных межблоковых рокировках и перетасовках. Успокоиться можно будет лишь тогда, когда лидеры каждого из блоков найдут взаимоприемлемый способ разделения между собой избирательного списка. Одного на всех. И огласят его. И за ценой не постоят.