UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАСКОЛ—ДИАГНОЗ И ЭПИКРИЗ…

Финальная сцена второго дня безрезультатной работы сессии Верховной Рады Крыма выглядела так: то...

Автор: Николай Семена

Финальная сцена второго дня безрезультатной работы сессии Верховной Рады Крыма выглядела так: только в 9 часов вечера в конференц-зале председатель фракции «Согласие» Анатолий Гриценко, собрав депутатов и журналистов, объявил, что большинство парламента в составе 51 депутата (из 100 по списку) единогласно приняло решение «Об освобождении от исполнения должностных обязанностей членов президиума Верховной Рады АРК» в составе председателя, его заместителей и председателей постоянных комитетов. Он продемонстрировал подписанное решение и протокол. Тут же собравшиеся депутаты приняли обращение к Президенту, председателю Верховной Рады Украины, министру внутренних дел, в которых всю вину за раскол возложили на меньшинство Верховной Рады, состоящее из председателя и фракции «Коммунисты и народовластие». А к этой части парламента присоединились примерно 40-45 депутатов, которые остались заседать в зале. Немного раньше в этот же день они также приняли обращение к Президенту страны, в котором всю вину за раскол возлагали на своих оппонентов. Итак в Киев в один день ушло два практически одинаковых по содержанию, но противоположных по адресам обвинений, документа. Гриценко объявил, что следующее заседание состоится 21 декабря. Таким образом, если верно, что решение об отстранении президиума легитимно, власть в Крыму в этот момент упала в песок и будет валяться там до вторника, если, конечно, ее никто не поднимет раньше, как это часто бывает…

Однако, пока пишутся эти строки, еще никто не знает, насколько легитимны решения, принятые теми и другими. Определить это должна тщательная юридическая экспертиза, которую выполнит специальная группа юристов, уже направленная в Крым из Киева, сказал журналистам заместитель руководителя управления по связям с регионами администрации Президента Украины Александр Диденко. Они ведут проверку всех нормативно-правовых актов, принятых в Крыму за полтора года.

Раскол - фактор неблагополучия, вершина противоречия. Дальше начинается выздоровление больного организма, причем и в том случае, если раскол сохраняется - обе стороны выздоравливают каждая сама по себе, и в том случае, если раскол заживает и зарубцовывается - расколовшиеся половины выздоравливают вместе. Сказать сегодня, как именно будет в Крыму, никто не возьмется.

Регламентом Верховной Рады Крыма на формирование повестки дня в начале сессии отводится не больше часа. Но в этот раз за первых два дня препирательств депутаты так и не сдвинулись с места. Часть депутатов, поддерживающих председателя крымского Совета министров Сергея Куницына, утверждающая, что в их группе большинство, то есть 51-53 депутата, требовала внесения в повестку дня актуальных для нее вопросов. Они утверждали, что их никто не лишил возможностей законодательной инициативы, что внести в повестку и поставить на обсуждение уже в ходе сессии любой вопрос - это их право. А хотели они одного - провести сессию в закрытом режиме, чтобы обсудить вопрос о работе президиума и председателя и дать им оценку. Леонид Грач, которого поддерживает фракция «Коммунисты и народовластие» общим числом до 45 голосов, даже не ставил это предложение на голосование, утверждая, что вопрос не прошел всей предварительной процедуры - правовой экспертизы и согласования в комиссиях. Из-за того, что на сессии часть депутатов не присутствовала, ни в тех, ни в других не было перевеса голосов и любое предложение одних блокировалось голосами «против» других. Леонид Грач, который твердо стоял на букве регламента, неизменно отказывался голосовать по всем вопросам, вносимым оппозицией. Безуспешно дискутируя, депутаты то и дело призывали друг друга «внимательно читать регламент». К исходу второго дня стало ясно, что парламент утратил дееспособность, он не в состоянии принять какое бы то ни было решение.

Еще накануне в такой же ситуации депутатские фракции «Согласие» и «Республика», часть других депутатов, получив отказ в решении своих вопросов от Грача, собрались отдельно и 51 голосом освободили от занимаемой должности заместителя председателя Совета министров Лентуна Безазиева, а также назначили другим вице-премьером Александра Романенко. Леонид Грач сказал, что это решение незаконно, и постановление подписать отказался. «В такой ситуации наше пребывание в этом зале утрачивает всякий смысл» - сказал Сергей Куницын. Группа поддерживающих его депутатов перешла в конференц-зал и, считая себя большинством, продолжила сессию. Леонид Грач сказал, что это «переворот», «это попытка посадить на мое место человека, которым будет управлять криминал», «это угроза национальной безопасности Украины». «Если будет попытка с их стороны занять кабинет законно избранного председателя, я призову Союз советских офицеров взять под охрану все здание», - подчеркнул он.

Понятно, что обе группы крымского парламента зависимы друг от друга как части единого целого и существовать порознь не могут. Потому-то на одном совещании фракций во второй день «Согласие» и «Республика» заявили, что в случае, если другая половина не пойдет на компромисс, они заявят о роспуске Верховной Рады автономии. Тем не менее раскол, состоявшийся 16 декабря, сами же депутаты тщательно «выращивали». Понятно, что в любом парламенте не может быть единодушия, но от расколов их бережет способность находить компромиссы. Не так было в Крыму. Масса несогласованных и часто противоречащих законодательству решений со временем нарастала - по вопросам Конституции, бюджета, кадров, местного самоуправления, координации работы исполнительных органов. Как опытный политик и практик управления Леонид Грач постепенно создавал систему постановлений, при помощи которых управляемость в любой ситуации была бы в его руках. Так возник и регламент Верховной Рады, который депутаты приняли на волне успеха, не заметив, что в него заложен чрезвычайно сложный механизм подготовки и прохождения вопросов в парламенте. Теперь, даже чтобы внести изменения в сам регламент, нужно было подать проект решения за 20 дней, собрать многочисленные экспертизы и решения комиссий, многие из которых были бы отрицательными, но потом сам президиум мог принять решение не выносить вопрос на сессию по какой-либо причине. Получалось, что документ, утвержденный депутатами, становился выше их самих и неподвластным им. Система работала четко, но масса недовольства депутатов, предложения которых не принималось, нарастали.

Вначале, когда союз Леонида Грача и Сергея Куницына еще не вызывал сомнения, стороны могли договориться и принять согласованные решения, но постепенно управляемость системой переходила в руки Грача, и он понял, что может уже единолично этим пользоваться. Однако то и дело появлялись вопросы за пределами его возможностей. Решить их можно было только вместе с Куницыным. И надо сказать, что это для автономии была бы большая сила. Тандем опытного и влиятельного политика-аппаратчика Грача, поддерживаемого Президентом и председателем парламента Украины, возглавляющего региональную организацию одной партии, и молодого, но уже влиятельного, энергичного экономиста-управленца, поддерживаемого премьер-министром и также Президентом страны, возглавляющего региональную организацию другой партии, могли бы решить вопрос любой сложности в любой отрасли жизни. Но вместо того, чтобы сохранить тандем и сделать Куницына еще большим своим союзником, Грач стал давить на него, и тот, собственно, спасаясь от ограничений, поставленных спикером, начал искать союзников в другом лагере депутатов. Грач сам толкнул Куницына в стан своих оппонентов, не подозревая, чем это может кончиться. Число «друзей» Грача сокращалось, число его «врагов» росло. Понадеявшись на силу и безотказность созданной им системы управления, он до минимума сократил число своих сторонников, ограничившись практически лишь коммунистической фракцией, не имеющей большинства. Более того, своими нередкими ошибками, к которым следует отнести некоторые скоропалительные высказывания, продавленные через парламент решения, содержащие противоречащие законодательству пункты, своими тенденциозными оценками людей и процессов, а иногда и неверной, устаревшей оценкой ситуации, Леонид Грач, под огорчительные возгласы своих сторонников, упрямо жег мосты к отступлению. Пожалуй, такой грубой, местами недальновидной политики, какая иногда встречалась у Грача, Крым не видел со времен Мешкова. И эта сессия - горький урок всему парламенту, на примере которого можно и должно научиться всем, и в первую очередь самому Грачу.

Всякие механизмы, приходит время, ломаются, срабатывают с ошибками. И тогда сбои становятся неизбежными, и раскол - это уже болезнь, эпикриз - сущность болезненного состояния организма. Так случилось и на этот раз: споткнувшись о тяжеловесный регламент, а еще больше о неуступчивость самого Грача, часть парламента, если только она действительно большинство и сохранится таким до вторника, просто обошла его, отбросив, как что-то несущественное, не имеющее даже процедурного значения. И пока в их стане 51 депутат (или больше), они сохраняют легитимность, и любые принятые ими решения будут правомочны. Уместно заметить, что и сам Грач полтора года назад был избран 51 голосом, не без помощи своих нынешних оппонентов, но если ко вторнику окажется, что в этом лагере хотя бы на одного депутата меньше - а есть силы, которые постараются это организовать! - тогда их решение будет квалифицировано как попытка переворота, самоуправство, политическое хулиганство, а возможно, - «попытка криминальной революции» и «угроза национальной безопасности страны». В любом случае победители будут торжествовать, побежденные плакать. Выводы надо будет делать всем без исключения.