UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАКЕТЫ ДЛЯ АЯТОЛЛЫ

В последнее время не проходит и недели, чтобы пресс-секретарю российского посольства в Вашингтоне Михаилу Шургалину не приходилось опровергать информацию, в той или иной степени компрометирующую его страну...

Автор: Михаил Соколовский

В последнее время не проходит и недели, чтобы пресс-секретарю российского посольства в Вашингтоне Михаилу Шургалину не приходилось опровергать информацию, в той или иной степени компрометирующую его страну. Однако начавшийся на прошлой неделе скандал вокруг ракетной программы Ирана можно считать наиболее крупным и несущим наибольшие неприятности для России.

Все началось со статьи в «Вашингтон таймс», которая поведала своим читателям о том, что Россия и Китай активно оказывают помощь Тегерану в создании ядерных ракет дальнего радиуса действия, которые через три года реально могут оказаться на вооружении иранских вооруженных сил. Об этом спецслужбам США сообщили их израильские коллеги. Подробный отчет, переданный ЦРУ представителями Моссад, содержит неопровержимые факты того, что Иран работает над двумя проектами, предполагающими создание на базе северокорейской системы «Нодонг» ракет с дальностью полета порядка 1200 миль (более 1900 км).

В израильском документе названы и непосредственные организаторы научной и технической помощи Тегерану в этом вопросе. Среди них - Юрий Коптев, возглавляющий Российское космическое агентство, а также начальник аэрокосмического отдела Российского государственного агентства по экспорту вооружений, фамилия которого не была названа. В перечне российских компаний, работающих на Иран, присутствуют Росвооружение, Институт имени Баумана, занимающееся разработкой ракетных двигателей НПО «Труд» и ведущий производитель лазеров - фирма «Полюс».

Российский вклад в иранскую ракетную программу заключается в проведении испытаний носовой части ракеты в аэродинамической трубе, а также в разработке системы наведения и ускорителей.

В иранском проекте замешана также и китайская компания «Великая стена». Однако подробности об участии китайцев в прессу пока не просочились. Известно только, что Пекин снабжает Иран оборудованием, которое обеспечивает сбор и обработку данных во время летных испытаний.

Что же касается участия в проекте россиян, то израильская разведка имеет доказательства только в отношении господина Коптева и неназванного представителя Росвооружения. В связи с этим, многие в Вашингтоне считают, что они действовали скорее по личной инициативе, привлеченные высокими гонорарами, нежели имели карт-бланш высшего руководства РФ. В то же время израильтяне, передавшие свой отчет ЦРУ, представили в качестве доказательства копию контракта стоимостью в 7 миллионов долларов между НПО «Труд» и иранским ведомством, отвечающим за разработку ракетных технологий. Контракт предусматривал поставку Российским объединением оборудования, используемого для производства ракет средней дальности SS-4.

Обе иранские ракеты будут модификациями ракеты «Нодонг» (дальность - 620 миль) и называться «Шааб-3» и «Шааб-4». По данным Пентагона, первая будет иметь дальность в 800-930 миль и способность нести боеголовку весом в 750 кг, вторая соответственно - 1240 миль и 1000 кг. «Шааб-4» сможет поражать цели в радиусе, охватывающем Германию и западную часть Китая.

Это-то и явилось официальным поводом для озабоченности Вашингтона и Тель-Авива. Новые иранские ракеты смогут наносить удары химическим и биологическим (а в перспективе и ядерным) оружием по любому объекту в регионе, находящемся в зоне исключительных интересов США, а израильскую территорию накрывают полностью. Но не это главное - и американцы и израильтяне более всего опасаются возрастания влияния на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива любой из стран, режимы которых ними отнесены к категории «преступных». И если в отношении Ирака они более или менее спокойны - здесь действуют санкции ООН, то с Ираном не все так просто.

Если же Россия и Китай действительно сотрудничают с Ираном, то их действия вступают в противоречие с требованиями Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), который подписала 31 страна, в том числе РФ и КНР. Режим запрещает экспорт ракет с дальностью более 186 миль и весом боеголовки, превышающим 500 кг, и соответствующих технологий для их создания. Нарушение же РКРТ влечет за собой санкции в отношении нарушителей.

ЦРУ и военная разведка США подтвердили большинство фактов, приведенных в отчете, однако обе спецслужбы от комментариев воздержались. Оказывается, о действиях России американцам было известно уже несколько месяцев, с того момента, когда появилась первая информация о поставках Москвой Тегерану оборудования для производства ракет SS-4. И еще в июне Роберт Эйнхом, отвечающий в администрации Клинтона за политику нераспространения ракетных технологий, на слушаниях в сенате заявил, что несмотря на опровержения Москвы, ее сотрудничество с Тегераном в этой области все же имеет место. ЦРУ получило неопровержимые доказательства контактов российских предприятий с иранской промышленной группой «Шахид Хеммат», государственной компанией, отвечающей за разработку баллистических ракет. Как стало известно, иранская компания заключила с российским Институтом аэродинамики контракт на 100 тысяч долларов, предусматривающий создание аэродинамической трубы, производство моделей ракет и разработку соответствующего программного обеспечения.

Такова хроника событий. Несмотря на все опровержения россиян и стремление перевести все происходящее в русло обычных недостоверных слухов, распространяемых представителями «сил, желающих подорвать доверие между США и РФ», последствия оказались намного серьезнее, чем предполагали в Москве.

За дело взялся американский Госдепартамент. На брифинге, посвященном иранским ракетным программам, заместитель пресс-секретаря внешнеполитического ведомства США Джеймс Фоули заявил, что Соединенные Штаты весьма обеспокоены сообщениями о том, что российские организации предположительно оказывают помощь Ирану по этим вопросам. Фоули сообщил, что американские представители находятся в постоянном контакте с высокопоставленными российскими официальными лицами, и что правительство России продолжает заверять их в том, что оно строго соблюдает все нормы режима нераспространения. Но при этом он добавил, что Госдепартамент обеспокоен расхождением между этими заверениями и заявлениями российских фирм, сотрудничающих с Ираном. Что же касается Китая, то по заявлению Фоули, в октябре 1994 г. Пекин согласился на отказ от экспорта ракет класса «земля-земля» в соответствии с РКРТ. Он добавил, что у Соединенных Штатов «нет сведений о том, что Китай нарушает это обязательство».

Фоули отметил, что Соединенные Штаты еще не пришли к выводу о том, что на основании имеющихся данных можно сделать вывод о деятельности, подпадающей под санкции. Однако он заявил, что при наличии свидетельства того, что российские или китайские компании нарушают положения режима, США применят соответствующий закон.

Как всегда более решительно настроены конгрессмены-республиканцы. Наиболее полно их настроения выразил сенатор Дж. Кил, заявивший, что администрация президента уже направила с десяток нот протеста, призывающих Россию и Китай прекратить поддержку ракетной программы Ирана, однако они не имели воздействия. И если президент хочет, чтобы его политику воспринимали серьезно, то ему пора применить что-то более действенное, включая санкции и увязывание американской помощи этим странам с их взглядами на соблюдение режима нераспространения.

Здесь-то и кроются основные неприятности для России. С 1994 года США выделили более 600 млн. долларов в помощь российской космической программе. Теперь дальнейшее финансирование может быть прекращено. Учитывая состояние станции «Мир», можно предположить, что американские деньги для россиян были бы совсем не лишними. Кроме того, принятый обеими палатами конгресса закон об иностранной помощи обуславливает ее прекращение России (а это более 300 млн. долларов), если президент США получит доказательства участия Москвы в иранской ядерной программе. Создание же носителей ядерных боеголовок вполне можно отнести к такой программе.

Но это еще не все неприятности. Предполагаемое российско-иранское сотрудничество неожиданно вызвало негативное воздействие на отношение РФ и Израиля. После встречи в конце прошлой недели израильского премьера Б. Нетанияху с госсекретарем США М. Олбрайт он заявил о замораживании крупной газовой сделки с Россией, потому что уверен в достоверности фактов, изложенных в отчете внешней разведки Израиля. По его словам, 70-минутная беседа с главой внешнеполитического ведомства США была в основном посвящена вопросу разработки Ираном оружия массового уничтожения и ракет большой дальности в частности. Поясню, что речь идет о крупном проекте, предусматривающем поставку Россией в 2001 году четырех миллиардов кубометров газа после прокладки газопровода через Турцию и по дну Средиземного моря в Израиль.

Позже, уже на этой неделе, министр национальной инфраструктуры Израиля А.Шарон немного смягчил высказывание своего шефа, пояснив, что участие России в международном тендере по поставке газа в его страну остается в силе и его ведомство не прекращало контактов с заинтересованными лицами в Москве. Между тем, израильские представители дали понять, что четко разграничивают понятия «контакты» и «переговоры», а как раз о последнем речи-то пока и нет. Не следует забывать, что американцы также настоятельно рекомендуют Израилю отказаться от российского газа, а заключить контракт с Египтом, что, во-первых, будет способствовать более активному участию Каира в ближневосточном мирном процессе, а во-вторых, просто более выгодно с экономической точки зрения.

И хотя В. Черномырдин назвал все сведения о поддержке российскими компаниями иранской ракетной программы «абсолютной чепухой», а на вопрос о замораживании сделки с Израилем ответил, что газ нужен Тель-Авиву, а не Москве, он, конечно, слукавил. И дело не только в том, что России нужны деньги так же, как Израилю газ, а в подрыве доверия к России, как к стране, поддерживающей режим, пользующийся дурной славой среди цивилизованных государств. А на это наплевать россиянам уже никак нельзя - не те времена.