Стандартный железнодорожный вагон вмещает 40 тонн тротила - взрывчатки нормальной мощности; эшелон из 50 вагонов - две тысячи тонн (две килотонны). В первой атомной бомбе, уничтожившей Хиросиму, было менее 20 килотонн - десять эшелонов тротила. Эти несложные расчеты необходимы для того, чтобы понять значение тротилового эквивалента, которым измеряется ударная мощность ядерного оружия.
Далеко не все представляют себе апокалипсическую мощь ядерной взрывчатки в 127 922 боезарядах, которые произвели за полвека страны «ядерного клуба»: США, Россия, Англия, Франция и Китай.
Согласно данным независимой организации «Совет по охране природных ресурсов», абсолютным рекордсменом производства подобных боезарядов являются США - около 70 тысяч единиц. СССР с 1949 года изготовил 55 тысяч, Англия, вступившая в «ядерный клуб» 44 года тому назад - 834. Франция (с 1960 года) - 1100 боезарядов. Позже других обзавелся ядерным оружием Китай - с 1964 года около 600 боеприпасов.
За пределами «ядерного клуба» остаются еще три государства: Индия, Пакистан и Израиль, тщательно скрывающие свой атомный потенциал, но, по данным американских спецслужб, лидирует Израиль - свыше 200 боезарядов, за ним Индия - до 70, замыкает жутковатый строй Пакистан - около 30.
Все восемь стран используют ядерный арсенал в качестве основного стратегического средства, для чего создали специальные войска. У членов «ядерного клуба» стратегические ядерные силы образуют «триаду»: наземные, морские и воздушные носители. Израиль и Индия имеют лишь наземные и воздушные ядерные силы, Пакистан - только воздушные.
Однако межконтинентальными возможностями поражения обладают только первые пять государств, располагая баллистическими и крылатыми ракетами, а также авиабомбами.
Итак, если отбросить полевое оружие, основной угрозой существования земной цивилизации являются в первую очередь Соединенные Штаты Америки и Россия.
Американский арсенал сосредоточен в руках Объединенного стратегического командования во главе с генералом Юджином Хэбиджером. Авторы сборника «Буллетин оф зе атомик сайентис» (июнь-июль 1996 года) утверждают, что в оперативном распоряжении этих военных специалистов около 9500 ядерных боеприпасов наземного, морского и воздушного базирования.
Подводные ракетоносцы несут три тысячи боеголовок мощностью по 100 килотонн на ракетах «Трайдент-С» и по 475 килотонн на «Трайдент-Д».
ВВС имеют 1400 боезарядов мощностью по 150 килотонн для крылатых ракет стратегических бомбардировщиков, которые могут нести также и авиабомбы. Эти бомбы, кстати, обладают самой большой мощностью (по тротиловому эквиваленту) - до 9 мега (миллионов) тонн, то есть в каждой заключена мощь, способная стереть с лица земли около пяти тысяч Хиросим.
Космическое командование отвечает за ракеты наземного базирования с 610 боеголовками мощностью по 170 килотонн. 920 - по 335 кг/т и 525 - по 300 кг/т каждая. Количество боеголовок на различных носителях неодинаково. Больше всего - 10 единиц - на ракете «Пискипер-МХ», за ней следуют «Трайдент-8» и «Минитмен-3» - 3 боеголовки. Все они - индивидуального нацеливания. Крылатые ракеты моноблочные, то есть однозарядные. На вооружении два типа таких ракет - АСМ и «Томагавк».
В строй воздушных стратегических сил США входят дальние бомбардировщики: 85 машин типа В-1В, 5 радионевидимых В-2 и 110 самолетов типа В-52. За один вылет 200 машин поднимают 1700 боезарядов в крылатых ракетах и бомбах.
Атомные подводные ракетоносцы организационно делятся на Атлантическую и Тихоокеанскую эскадры. Всего их - 23, в том числе новейших, типа «Огайо», - 4 и еще 19 подлодок классов «Мэдисон» и «Франклин». Все они несут 600 ракет подводного старта с 4000 боеголовок индивидуального нацеливания.
В наземных МБР 50 носителей «Пискипер-МХ» и 950 «Минитмен-3», в головках блока которых 2200 боезарядов.
Суммируя, подчеркиваю, что общий ударный потенциал Объединенного стратегического командования США на 1 января 1997 года состоял из 1750 носителей наземного, воздушного и подводного базирования, сгруппировавших в одном залпе 7900 боезарядов общей мощностью около 2400 мегатонн - достаточно, не так ли, чтобы выжечь все живое на Земле.
В России ядерные ударные средства сосредоточены в ракетных войсках стратегического назначения, главкомом которых назначен генерал армии Игорь Сергеев. И здесь мы видим «триаду», но основа мощи российских РВСН - наземные ракеты.
Самая мощная в мире МБР - российская PC-20 (в США ее называют СС-18 - «Сатана»). Она жидкостная, шахтная, с десятью боеголовками мощностью в 750 килотонн каждая. После ликвидации ракетных арсеналов Украины и Казахстана в позиционных районах России развернуты 308 ракет типа СС-18 и еще 700 типов СС-11 и СС-19.
Россия - единственное в мире государство с мобильными стратегическими ракетами двух типов: грунтовыми и железнодорожными. Последние называются БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс (по терминологии НАТО - СС-24). Таких комплексов, перемещающихся по специальным рельсовым маршрутам, в РВСН - 90; каждый несет одну ракету с 10 боеголовками индивидуального нацеливания.
Грунтовый ракетный комплекс смонтирован на семиосном тягаче. По-русски его называют «Тополь», в НАТО - СС-25. Эта ракета моноблочная, то есть с одним боезарядом мегатонной мощности. Всего на российских просторах «растут» 315 таких «Тополей».
В морской части российского стратегического потенциала 32 атомных подводных ракетоносных крейсера (АПРК). Из них к современным можно причислить лишь семь АПРК класса «Дельта-IV» и шесть АПРК класса «Тайфун». Все корабли вооружены ракетами подводного старта типа СС-Н-20 и СС-Н-23 (по терминологии НАТО). Эти носители имеют по 4-10 боеголовок индивидуального нацеливания, а всего на 600 ракетах 2500 боеголовок.
Наконец, о воздушном компоненте РВСН - в нем 65 стратегических бомбардировщиков типа ТУ-95 и 25 наиболее современных самолетов ТУ-160. К началу этого года ядерный потенциал России состоял из 1500 ракет и авиабомб, которые в одном залпе несли около восьми тысяч боеголовок мощностью более 2200 мегатонн и могли уничтожить 120 тысяч Хиросим.
16 июня 1992 года Буш и Ельцин подписали СНВ-2 - предварительное соглашение, которое предусматривает двухэтапное сокращение стратегических сил, чтобы к 2003 году у каждой из сторон осталось не более трети ядерного арсенала.
На первом этапе Россия должна была ликвидировать все 308 шахтных ракет СС-18 и 90 БЖРК, самых грозных для противника, единственных, которые несут по 10 боеголовок каждая. Всего Россия согласилась сократить первоначально 3980 стратегических боезарядов.
Соединенные Штаты обязались уничтожить все 50 ракет «Пискипер-МХ» и снять по две боеголовки с «Минитменов». Кроме того, США сочли возможным сократить часть ракет на подводных носителях, чтобы общее количество ликвидированных боезарядов составило 4 тысячи.
После этого у обеих стран к 2003 году должно остаться примерно по 3,5 тысячи стратегических боеприпасов. Прошло четыре с половиной года, но до сих пор не умолкают дискуссии на тему, кому это соглашение было выгодно. Российские политики считают, что выигрывает Америка, потому как Россия должна ликвидировать свои самые грозные ракеты, которые не зря же американцы прозвали «Сатаной», и мобильные комплексы, которых у США вообще нет.
Чтобы преодолеть обструкцию российской Думы (а Сенат ратифицировал соглашение), США в одностороннем порядке отказались от всех крылатых ракет. Но и это не удовлетворило российских парламентариев. Во-первых, считают они, чтобы выполнить требования договора, России потребуется более 600 млн. долларов, которых у нее нет. А во-вторых, взамен уничтоженных многозарядных ракет придется произвести 500 новых моноблочных носителей (типа «Тополь-М»), дабы сохранить ядерный паритет.
Такие мероприятия, конечно, потребуют колоссальных расходов. Ведь надо соорудить полтысячи загубленных пусковых комплексов и развернуть дополнительно структуру пяти стратегических ракетных армий. Это звучит фантастически на фоне нынешнего бедственного положения российских вооруженных сил.
СНВ-2 еще не ратифицирован, и стратегические войска России сокращаются, так сказать, спонтанно. Они уже лишились 246 тяжелых шахтных ракет СС-19, демонтированных и вывезенных из Украины и из Казахстана. Но еще больший урон понес флот подводных ракетоносцев. В строю только 31 АПРК, причем современных всего тринадцать: семь подлодок класса «Дельта-IV» и шесть «Тайфунов». Остальные устарели морально и физически, все требуют ремонта на единственном заводе «Звездочка» в Североморске.
Сами руководители российских ВМС заявляют, что в 2000 году они будут иметь не более 13 АПРК. То есть вместо 1750 боеголовок (по СНВ-2) на ракетах подводного старта будет всего не более тысячи.
Придется снять с боевого дежурства значительное количество тяжелых наземных ракет, которые выработали эксплуатационный ресурс. Таким образом, если договор СНВ-2 не будет ратифицирован парламентом России, она не сможет избежать сокращения значительной части ракетно-ядерного арсенала, в то время как США могут сохранить любое количество наиболее современных компонентов.
Тупик, в который сегодня зашли партнеры по СНВ-2, не сулит ничего доброго России. Однако Соединенные Штаты весьма заинтересованы в реализации договора. И отнюдь не из-за тайного желания сохранить ракетно-ядерное превосходство. Прежде всего любому здравомыслящему политику понятно, что даже сокращенный в три раза термоядерный потенциал ведущих держав все еще смертельно угрожает человечеству. Поэтому США и предлагают, как только Дума ратифицирует СНВ-2, немедленно приступить к выработке нового соглашения, по которому обе страны сохранят лишь минимальные силы для стратегического сдерживания.