Представление на прошлой неделе документа Европейской комиссии «Расширенная Европа — соседство: новое измерение отношений с восточными и южными соседями» спровоцировало в Украине довольно бурную реакцию. Похоже, доминирующим, во всяком случае, среди украинских СМИ, стало чувство нескрываемого разочарования. Действительно ли есть повод чувствовать себя разочарованным и даже оскорбленным? Содержание упомянутого документа, а также визит в Брюссель премьер-министра Украины В.Януковича на заседание Совета по вопросам сотрудничества Украина—ЕС не оставляют для этого серьезных оснований…
Даже наоборот. Особенно если вспомнить, что в последнее время наблюдатели справедливо констатировали: отношения между Украиной и ЕС заметно активизировались. Причем речь идет не только об увеличении количества официальных политических контактов. Прежде всего говорится о существенном расширении двустороннего диалога и обогащении его спектра. Кроме того, что уровень политических контактов постоянно повышается, благодаря накоплению необходимого опыта и все большей устойчивости, к уже традиционным сферам развития взаимоотношений добавляются новые, не менее перспективные и потенциально многообещающие.
Безусловно, нельзя не обратить внимание на начало сотрудничества между Украиной и ЕС в сфере внешних отношений, безопасности и обороны и обретение им практических очертаний. Подписанное в конце прошлого года в Брюсселе соглашение между Украиной и Европейским Союзом об участии Украины в полицейской миссии ЕС в Боснии и Герцеговине позволило украинским полицейским войти в первую подобную миссию Европейского Союза. Аналогичная работа сейчас проводится и по миссии под руководством ЕС в Македонии, к которой в перспективе также могли бы подключиться представители Украины.
Значительно активизировались контакты в сфере юстиции и внутренних дел. Прежде всего это касается вопросов охраны границы, осуществления его менеджмента, а также борьбы с нелегальной миграцией, контрабандой и т.п. Проведенные в Брюсселе презентации Госкомграницы и Гостаможслужбы значительно способствовали двустороннему сотрудничеству на указанных направлениях, поскольку еэсовская сторона получила исчерпывающую информацию об имеющихся возможностях и заинтересованности украинских профильных структур в развитии практического сотрудничества, а также насущных потребностях Украины на сегодняшний день. Кроме того, бесспорно, большое значение имело установление более тесных прямых контактов и связей во время упомянутых визитов украинских специалистов в институты Евросоюза.
Новые возможности для сотрудничества открываются сейчас и в области науки и технологии, космических исследований. Кроме того, серьезный потенциал для дальнейшего наращивания сотрудничества остается в транспортной сфере (в частности, это касается участия Украины в развитии панъевропейской транспортной сети и т.п.). Другим важным и очень перспективным направлением продолжает оставаться энергетическое сотрудничество, к примеру вопросы энерготранзита. Поскольку проблема обеспечения безопасности энергоснабжения Европы не снимается с повестки дня Европейского Союза, дальнейшее продвижение важных для Украины проектов, таких, как Одесса—Броды—Гданьск, не теряет своей актуальности. Это касается и участия европейских компаний в создании газотранспортного консорциума, о чем было еще раз заявлено во время последнего заседания Совета по вопросам сотрудничества Украина—ЕС.
Нельзя обойти вниманием и работу по представлению в европейских институтах регионов Украины, начало которой было положено в прошлом году презентациями Днепропетровской и Донецкой областей. В рамках упомянутых мероприятий состоялись выставки и представления промышленного и культурного потенциалов этих мощных украинских регионов, бизнес-семинар, а также деловые встречи и переговоры с представителями ЕС, депутатами Европарламента и бизнесменами. Судя по откликам, впечатлениям и резонансу, вызванным этими мероприятиями, подобная деятельность заслуживает поддержки и продолжения, поскольку помогает преодолевать расстояния и формирует у европейцев объективные представления об украинских реалиях.
Не менее удачно складываются и традиционные контакты. Продолжает развиваться торгово-экономическое сотрудничество между Украиной и ЕС, причем доля Евросоюза в общем товарообороте Украины имеет четкую тенденцию к увеличению. Так, если в 1995 г. товарооборот между Украиной и Россией составлял 41 процент от общего объема внешней торговли Украины, а торговля с ЕС — лишь 15 процентов, то в 2001 г. эти показатели были уже, соответственно, 32 и 20 процентов. По итогам 2002 г., торгово-экономические отношения между Украиной и ЕС выросли уже до 24,35 процента от общего объема внешней торговли.
Именно на таком благоприятном общем фоне и появился документ Еврокомиссии с несколько претенциозным названием «Расширенная Европа — соседство: новое измерение отношений с восточными и южными соседями». Что нового он предлагает? В Украине его ждали и действительно встретили с интересом, прежде всего, положительно оценили желание Комиссии внести свой вклад в разработку концепции развития отношений на континенте после расширения ЕС, когда географическая близость, а также общность целей по развитию пространства процветания и стабильности внесут в повестку дня много новых общих задач.
Как отметил в своей речи в Брюсселе в рамках ежегодной конференции Украина—ЕС «Расширенная Европа: украинская перспектива» премьер-министр Украины В.Янукович, коммуникация и предусмотренные ею идеи, инициативы и предложения могут послужить вкладом в разработку концепции дальнейшего развития отношений ЕС—Украины. Они также могут считаться попыткой ответа на неоднократные обращения Украины, касающиеся повышения уровня отношений с ЕС, а это не может не приветствоваться. Как не может не приветствоваться Украиной упоминание в документе статьи 49 Договора о ЕС, которой предусмотрено право каждой европейской страны претендовать на членство в ЕС. А также тот факт, что ЕК признает: перспектива обретения членства в ЕС является лучшим стимулом для реформ и развития отношений.
В документе отражены многие идеи и инициативы, которые в течение уже нескольких лет предлагала Украина для внедрения в двусторонние отношения и даже частично осуществленные или осуществляемые. Предлагаемое ЕС усиление практического сотрудничества на основе поэтапного подхода, когда стороны будут ставить перед собой конкретные цели двигаться после их выполнения к новому уровню интеграции, полностью соответствует интересам и устремлениям Украины. Так же, как и идея достижения такого уровня и состояния отношений (в частности, на основе приведения национального законодательства в соответствие с законодательством ЕС), что они, в конечном итоге, станут подобны политическим и экономическим связям, сложившимся сегодня в рамках Европейской экономической зоны. Возможность вступления в Европейскую экономическую зону соответствует стратегии интеграции Украины в ЕС, поскольку создает все предпосылки для вступления в эту организацию. Украина считает это реалистичной и достижимой целью в среднесрочной перспективе.
Предложение Европейской комиссии о доступе на внутренний рынок ЕС и введении четырех свобод (свободного перемещения лиц, товаров, услуг и капиталов), в том числе в отношениях Украины и ЕС, может способствовать разрешению многих проблем, стоящих сейчас перед сторонами в контексте расширения. Высокий уровень экономического сближения с ЕС на основе общих ценностей и интересов — основа, создание которой одновременно является важной предпосылкой для дальнейшего взаимосближения. В этой связи мы можем лишь приветствовать возможность доступа Украины на внутренний рынок, выражая удовлетворение тем, что Евросоюз отметил в документе свое положительное отношение к нашему предложению о преференциальных торговых отношениях и открытии рынков, включительно с созданием Зоны свободной торговли.
Кроме того, коммуникация предполагает очень важное предложение об открытии возможностей для привлечения к участию в инвестиционных проектах в Украине Европейского инвестиционного банка. Это также одна из очень перспективных и привлекательных для Украины идей, направленная на повышение уровня инвестиций и улучшение инвестиционного климата в государстве. Она давно продвигалась Украиной, поэтому сейчас может лишь приветствоваться. Так же, как и намерения ЕК оказывать политическую поддержку и помощь с целью поощрения экономических реформ, способствовать более тесной экономической интеграции и постоянному развитию, ввести новые инструменты и источники финансирования.
Не менее важна для нас и позиция ЕС, касающаяся перспектив законной миграции и перемещения лиц, внедрения безвизового режима между Украиной и ЕС, когда для этого будут выполнены необходимые условия, что также является приоритетом для Украины. Сюда относится и усиление культурного сотрудничества, диалога между гражданскими обществами, обеспечение прав человека. Не менее положительно воспринимаются предложения об интенсификации сотрудничества по вопросам предотвращения конфликтов, в борьбе с угрозами безопасности, организованной преступностью, криминалитетом. Равно, как и шаги, уже реализуемые Украиной с целью интеграции в европейскую транспортную, энергетическую, телекоммуникационную, исследовательские сети. Приветствуем новые возможности в этом плане.
В связи с обнародованием коммуникации Еврокомиссии многих обеспокоил тот факт, что Европейский Союз ни в близко-, ни в среднесрочной перспективе не выразил готовности к признанию европейских устремлений Украины и, в частности, ее желание обрести с течением времени членство в Союзе. Едва ли сейчас можно было на это серьезно рассчитывать. Во-первых, сам факт исторического расширения ЕС еще не состоялся, и Союзу только предстоит пережить сложные и болезненные годы поглощения очередной и крупнейшей группы новых стран-членов. Во-вторых, аутсайдеры нынешней волны расширения — Болгария и Румыния — при благоприятных для них обстоятельствах смогут вступить в ЕС не раньше 2007 г., что тоже вряд ли расценивается ими в качестве оптимальной краткосрочной перспективы. В-третьих, у Европейского Союза остается «головная боль», связанная с формальным ангажементом и обещаниями, данными Турции в свете ее возможного перспективного присоединения к ЕС. И, кроме того, в Европе не склонны забывать о своем «стратегическом подбрюшье» — о Балканах, которые также получили соответствующие обещания и ждут своей очереди на вступление в ЕС. И все это при том, что в самом Союзе процессы проходят далеко не легко и гладко. Поиски общего консенсуса — уже сейчас сложная, почти недостижимая задача, о чем в данный момент свидетельствует, в частности, процесс формирования общей внешней политики и политики безопасности, а также разработка общей позиции по Ираку. В этих вопросах позиции не только стран-членов, но и стран-кандидатов коренным образом противоречат друг другу, и преодоление этого, похоже, задача не из простых. Также не стоит забывать об экономических проблемах, которые все больше беспокоят Евросоюз. В частности, бюджетные, связанные, в том числе, с кризисами ведущих экономик континента — Германии, Франции, Италии.
С учетом всех этих внешних факторов, не говоря уже о внутренних, всем нам хорошо известных, рассчитывать на то, что в близко- или среднесрочной перспективе Украина может обрести членство в ЕС, вряд ли серьезно — хоть с обнародованием Еврокомиссией концепции «Расширенной Европы», хоть без него. Что же до отдаленных перспектив, то, как было заявлено премьер-министру Украины во время его визита в Брюссель и озвучено госсекретарем по вопросам европейской интеграции А.Чалым, в долгосрочной перспективе дверь Европейского Союза для Украины открыта. Это важно и должно стимулировать Украину к дальнейшим упорным усилиям на пути решения вопросов, которые пока нас разделяют, а также к развитию факторов и процессов, нас сближающих.
С этой точки зрения практический результат, достигнутый во время визита в Брюссель украинского премьера, трудно переоценить. Стороны подписали важный двусторонний протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг в рамках вступления Украины в ВТО, что имеет для нас очень большое значение как с точки зрения приближения реализации ее желания вступить в ВТО, так и с точки зрения дальнейшего взаимосближения Украины и ЕС. Поскольку, как известно, одной из предпосылок создания Зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом является членство нашей страны в ВТО. Достижение договоренности об осуществлении конкретных шагов, призванных способствовать признанию Европейским Союзом Украины государством с рыночной экономикой уже в ближайшее время, стало еще одним важным итогом. Именно это — практические шаги и контакты — стоят намного больше деклараций, которые сплошь и рядом оказываются пустыми и ничего не значащими.
Задекларированный и снова подтвержденный официальным Брюсселем интерес к дальнейшему углублению сотрудничества с Украиной, а также готовность продвигаться вперед в отношениях с ней «существенными шагами» не должно давать повод для пессимизма. Главное — это то, что мы знаем наши цели, а также направление, в котором должны двигаться. А дальше решать судьбе. Главное — не забывать прописных истин, в частности эту: путь одолеет лишь идущий... И, безусловно, верящий в себя и свою цель.