UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПУТЬ РЕКЛАМЫ НА ОЛИМП ИСКУССТВА

В ночь со второго на третье ноября в Доме кино чествовали Ее Величество Рекламу. Мужчины в парадных костюмах, женщины в вечерних туалетах; в воздухе пахло хорошими духами и праздником...

Автор: Елена Рог

В ночь со второго на третье ноября в Доме кино чествовали Ее Величество Рекламу. Мужчины в парадных костюмах, женщины в вечерних туалетах; в воздухе пахло хорошими духами и праздником. Среди гостей - рекламисты и киношники, бизнесмены и их леди, фотографы и дизайнеры, модели и журналисты. Иными словами, богатые и знаменитые были здесь в эту ночь. Для одних это был «выход в свет», для других - «рабочая тусовка», некоторых привлекал сугубо профессиональный интерес.

Господин Бурсико был немного уставший, но «доступный» для прессы. Он с готовностью отвечал на одни и те же вопросы, из которых выяснилось, что он холост, изучал право, но по призванию архивариус, занимается собиранием и сохранением рекламных роликов 16 лет, подустал за это время и с удовольствием «разделил бы свой груз с кем-нибудь еще». Конкуренции у него нет, и если кто-то захочет потеснить его, пусть знает, что опоздал не на 16 лет, а на 90.

Итак, когда на город опустилась ночь, в красном зале Дома кино началась Ночь пожирателей рекламы. Зрители очень эмоционально встречали каждый ролик - когда аплодисментами, когда смехом, когда красноречивым молчанием. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать, и все же хотелось бы рассказать о тех роликах, которые были встречены наиболее эмоционально.

Грабитель проникает в квартиру. Крадучись входит в комнату, и вдруг на него обрушивается громкий лай. На экране крошечный котенок, который громко и устрашающе лает. Грабитель в ужасе покидает квартиру. Резюме: как важно знать иностранный язык! Это реклама школы иностранных языков.

Парень обнимает соблазнительную девушку. Она в истоме закусывает губу и обнажает зубы. О ужас! Ее зубы гнилые и потемневшие. Слоган: следите за зубами!

Мальчик с девочкой дружил и подарил ей шарфик. Детская дружба, влюбленность подростков, любовь молодых людей и расставание. Спустя много лет седовласый мужчина приходит на место их встреч и видит, как его поседевшая подруга одевает этот шарфик на свою внучку. Такая вот сентиментальная история, рекламирующая шерстяные вещи.

Молодые люди едут в машине, и тут на их пути встречается кенгуру. Животное лежит на земле под проливным дождем. Парень выходит из машины, снимает свою курточку и надевает на кенгуру, девушка их фотографирует. И тут кенгуру в модной курточке убегает. Ключ от машины остается в кармане куртки, но об этом ребята узнают слишком поздно. Затем вторая серия. Неудачники сидят под навесом, к ним подходит абориген с кенгуру и держит ключи от машины, которые хочет обменять на курточку. Ребята уезжают, а кенгуру и абориген, «прикинутые» в непромокаемые курточки, остаются. Это реклама одежды.

Отец с ребенком попали в «пробку». Отец нервничает и ест шоколадку. Девочка с интересом выглядывает с заднего сиденья. Отец ненадолго выходит из машины, а когда возвращается, шоколадки уже нет, девочка ее достала и съела. На экране слоган: «пристегивайте детей!»

Быстро мелькают кадры, меняются сюжеты и рекламируемые товары. Динамичность, цвет, звук, скорость характерны для всех роликов. Рекламируется в основном кофе, шоколад, напитки, косметика, спортивная обувь, одежда. При этом используются животные, дети, красивые тела; фантастические или, наоборот, очень жизненные ситуации. Поразить пресыщенное воображение современного человека можно, лишь перешагнув границу дозволенного и нарушив табу, что неоднократно и делалось. Кроме того, от большого обилия информации сильного информационного давления очень быстро наступает усталость. Лично у меня через полтора часа просмотра было желание пить кофе, водку и пиво одновременно и бежать туда, не зная куда, а лучше к г-ну Бурсико с новыми вопросами.

- Господин Бурсико, реклама любого времени имеет свои отличительные черты: агрессивность, вседозволенность, наивность, сентиментальность. Какая она - типичная реклама 70-х, 80-х, 90-х годов?

- В 50-х реклама обладала всеми качествами большого кино. Там присутствовала мечтательность. Это были довольно длинные фильмы. Перелом произошел в 1968 году, начались ограничения во времени и на TВ появилась настоящая реклама. С 1968 года по 1976-й рекламу можно было охарактеризовать как слишком агрессивную, слишком суровую. Вседозволенность выступала как недостаток. И уже в 1976 году во Франции появились организации, которые накладывали запрет на определенные виды рекламы. В 1980 году наметился всплеск социальной рекламы. Многочисленные фонды снимали ролики против СПИДа, рака, алкоголизма и наркомании. Подобная реклама занимала 20% показа. Сейчас таких образчиков много в России, два из низ включены в сегодняшнюю Ночь.

- Когда реклама становится искусством?

- Как и в любой деятельности, в рекламе нет чистого искусства. Подавляющее большинство фильмов или посредственные, или хуже того. Ежегодно я получаю 25 тысяч новых рекламных роликов, из которых отбираю лишь 400. Вот приблизительное соотношение интересных и неинтересных фильмов. Где проходит граница, сказать сложно, надо оставить людям шанс для создания объективной оценки.

- Какая реклама больше всего нравится лично вам?

- У меня ностальгия по рекламе 50-х годов. Но я не могу действовать в угоду личным пристрастиям, тем более современные зрители не воспринимают эту рекламу, не чувствуют к ней интереса. Хуже всего то, что исчезает интерес к истории, молодежь хочет видеть, что происходит сейчас. Как ни странно, но больше всего аплодисментов тем роликам, которые «крутятся» каждый день.

Зрители выходили на перерыв немного «обалдевшие» и уставшие. Это зрелище для гурманов, а деликатесы нельзя есть большими порциями, теряется вкус. А впрочем, дадим слово самим «гурманам».

Ирина Данилевская, редактор журнала. «То что происходит во всем мире, происходит теперь и в Киеве, и это очень радует. Реклама говорит с нами на языке эмоций. Очень интересны сериалы из роликов, это целые сюжеты с продолжениями. В рекламе много женщин, они красивы, профессионально работают. Неудивительно, что в зале так много моделей. Скоро Украина будет делать ролики с участием своих моделей, поэтому девушки пришли учиться. Однако мы не готовы к длительному процессу просматривания, он утомляет. И хотелось бы - чуть выше уровень сервиса. Но это все мелочи, главное, мы можем ознакомиться с лучшими образцами мировой рекламы».

Юрий Романенко, бизнесмен. «После первого отделения основная масса перебралась в бар, там и осталась. Реклама мне понравилась, особенно о коте-полиглоте, говорящем на разных языках. Но главная цель моего прихода - пообщаться».

Константин Стародуб, фотохудожник. «Если охарактеризовать зрелище одним словом, то это удивляюще! Хотя по-настоящему хороших роликов было процентов двадцать. Хотелось бы рассмотреть подробности при меньшем объеме. И потом, я бы поменял время суток. Безусловно, ночью романтичнее, но днем лучше восприятие. Считаю, что подобные акции нам необходимы, и не только шоу, но и выставки и семинары».

Все зрители сожалели о том, что в показе не было наших отечественных роликов. Г-н Бурсико сказал, что в следующий показ уже отобраны три рекламных фильма из Украины. Какие - секрет. Маэстро взял на себя смелость сделать прогноз на будущее. Согласно этому прогнозу, в ближайшие пять лет страны Восточной Европы станут законодателями мод в мировой рекламе.

Так что, судя по всему, на нашей плодородной культурной почве реклама найдет путь на олимп искусства.