UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПАРАД СТОЛИЧНЫХ ЗВЕЗД

Знатоки утверждают, что и балет, и опера, и драматический спектакль по телевизору - это совершеннейшее не то...

Автор: Светлана Кабачинская

Знатоки утверждают, что и балет, и опера, и драматический спектакль по телевизору - это совершеннейшее не то. Чтобы увидеть по-настоящему, ощутить, оценить - нужно идти в театр, нужно видеть «живьем».

Те же чувства, наверное, испытывают люди, казалось бы, наизусть изучившие наших политических звезд по парламентским радиодебатам и различным телеинтервью. Не мудрено, что провинциальные «гастроли» мастеров искусства возможного почти всегда вызывают аншлаг. А фактически начавшийся за год до выборов президента марафон претендентов предоставляет провинциальным жителям редкую возможность увидеть всех основных действующих лиц спектакля.

Подолье не может считать себя обделенным в этом отношении. И Виннитчину, и Хмельнитчину в нынешнем зимнем сезоне посетили практически все главные претенденты на булаву, кроме разве что нынешнего Президента. Их видели, слушали, сравнивали. Выводы будут делать в последнее воскресенье октября.

В Хмельницком смотр претендентов открыла (за полгода она побывала здесь дважды) неутомимая и прогрессирующая Наталья Витренко в сопровождении верного оруженосца Владимира Марченко. Атмосфера на ее выступлениях, казалось, искрила от праведного гнева, который Наталья Михайловна обрушивала на головы и правых, и левых, и бездействующего действующего Президента. Ораторское искусство снискало ей экзальтированную любовь не только старушек и калек, но и более дипломированной публики. Причем (что удивительно для нашего общества) ее поддерживают не только мужчины, но и женщины. В Хмельницком это особенно бросалось в глаза.

С достаточной долей уверенности можно говорить: на Подолье у Натальи Витренко уже есть пусть пока и не очень большой, но весьма стойкий в своих привязанностях электорат. Имеющий к тому же тенденцию к расширению. Правда, в значительной степени это зависит от столичного радио и телевидения: если Наталью Михайловну не начнут там замалчивать, как это делается сегодня с другими претендентами, то возрастание числа симпатиков, особенно в сельской местности, ей обеспечено.

Александр Мороз не может пожаловаться на их количество уже сейчас. Позиции социалистов на Подолье, особенно на Хмельнитчине, очень крепкие. Не следует забывать, что ближайшие соратники Александра Александровича по партии - Иван Чиж и Иосиф Винский - пришли в парламент с Хмельнитчины. Иван Сергеевич, кстати, две кампании подряд побеждает в одном и том же округе, причем с солидным запасом прочности. Неудивительно, что Мороз собирал на Подолье огромные аудитории, настроенные на «его» волну. Надо было видеть, как в едином порыве встал тысячный зал в рабочей Жмеринке, встречая своего любимца (это слово ни в коем случае не в кавычках - это именно так и воспринималось).

Но нельзя было не заметить, что Мороз в Виннице в ноябре 1998-го и Мороз в декабре в Хмельницком - это, по сути, два разных человека. В Виннице - уверенность в словах и поступках («Украина должна поддерживать добрососедские отношения с Россией и Белоруссией - но только как суверенное государство»), в Хмельницком - осторожность и уход от конкретных ответов на эту тему (буквально накануне Александр Ткаченко вернулся из Москвы). В Виннице - владение любой аудиторией, доброжелательность даже к тем, кто явно пытался ему досадить. В Хмельницком - заметное раздражение по поводу «не тех» вопросов и довольно длительный поиск контакта с интеллигентскими собраниями.

Это тем более удивительно, поскольку между этими поездками прошел всего лишь месяц и в то время еще не раскрутилось на полную катушку «дело Лазаренко», к которому Мороза не пришивал только ленивый. Но тем не менее Александр Александрович сохранил на Подолье все старые симпатии и даже приобрел новые. Многие подоляне безотносительно к идеологии собираются голосовать за того, кого воспринимают как личность, сохранившую честность и порядочность в наше не располагающее к этому время.

Конкуренцию ему в этом составляет разве что Евгений Марчук. На него ориентируются правые партии, кроме Руха, который в Хмельницком, кстати, стал полностью костенковским и так же, как столичные единоверцы, не определился со своим кандидатом. Но специфика Подолья в том, что правые партии имеют тут очень незначительную поддержку (это все же не Западная Украина), а национал-демократические силы сориентированы в первую очередь на Рух.

Зато на Марчука с надеждой смотрит значительная часть интеллигенции и предпринимателей. Правда, поддерживают они его пассивно, что засвидетельствовал 20 марта полупустой зал Хмельницкой филармонии, где проходил форум «В XXI столетие - с Евгением Марчуком!». Не знаю, как в следующее столетие, а в нынешнюю весну Хмельницкий точно вошел с Марчуком. Евгений Кириллович не только приехал на форум, но и за неделю до этого встречался с жителями областного центра и атомщиками Нетишина.

Правда, первый его приезд многих разочаровал. Не секрет, что на Марчука уповают как на «сильную руку», способную навести порядок в государстве. На встречах же представал умный, интеллигентный человек, как бы и не стремящийся особо к власти. К тому же раскрывающийся не на трибуне, а почти что в камерном (извините за двузначность слова) разговоре. Это вызывает симпатию, но, кажется, совершенно не способствует увеличению возможного электората.

На форуме Марчук несколько «реабилитировал» себя и за трибуной, выступив с довольно аргументированной и убедительной речью, и в глазах журналистов, которым в первый свой приезд времени почти не уделил. Кстати, организация двух визитов Марчука на Хмельнитчину должна бы стать для его команды предметом пристального изучения (чтобы учиться на ошибках). Если она, настоящая слаженная команда, у него есть…

Зато наличие опытнейших орговиков продемонстрировали в этот же день, 20 марта, коммунисты. В Хмельницком они проводили региональное совещание представителей партийных организаций восьми западных областей - последнее из шести таких же в других регионах Украины. Его участники высказали твердую убежденность в том, что КПУ должна выдвинуть своего кандидата в президенты и этим кандидатом должен стать ее первый секретарь. Сразу после совещания Петр Симоненко и Адам Мартынюк дали пресс-конференцию для журналистов. Но зная о приезде Марчука и, очевидно, опасаясь возможной неявки тружеников пера и микрофона на «коммунистический сбор», умудренные опытом местные партийцы решили подстраховаться и пригласили почти полный зал убеленных сединами стойких большевиков - надо полагать, чтобы в случае чего вопросы задавали они. Сплошь седые головы в зале - характерная черта всех встреч с левыми кандидатами. Что, кстати, из минуса по жизни превращается в плюс на выборах.

Впрочем, журналисты дружно пришли от Марчука к Симоненко и, взбодренные (после уравновешенного и спокойного Евгения Кирилловича) полемическим задором и напором Петра Николаевича, устроили ему форменный «допрос с пристрастием». Надо отдать должное лидеру коммунистов: он вел себя довольно толерантно. Обстановку же накалял до точки кипения Адам Иванович (действительно, зачем сдерживаться, не он же метит в президенты), дополняя ответы партийного шефа репликами вроде: «Я никогда не надену депутатский значок с символами, под которыми на Волыни расстреляли моих родных» или «Я четвертое должностное лицо в государстве, и ничего противозаконного нет в том, что приехал сюда служебной машиной в сопровождении ГАИ - за два дня пять тысяч километров нужно проехать, не пешком же мне ходить!». Так вице-спикер отреагировал на замечание, что вот-де Марчук уже второй раз приезжает в Хмельницкий поездом, а вы сегодня весь город на уши поставили своим кортежем...

Президентского кортежа подоляне пока не наблюдали. Зато Хмельницкий делегировал сразу три автобуса и несколько автомобилей с высшими чинами в столицу, на «злагоджене» собрание. Всерьез надеяться на организующую и мобилизующую силу этого объединения (похоже, скроенного по лекалам застойного социализма) могут разве что придумавшие его. И то вряд ли.

Остается только гадать, какого эффекта ждет от этой структуры Президент. И какую пользу могут принести ему вояжи его соратников, вроде того, что совершил в начале года в Хмельницкий Евгений Кушнарев. Представлявший НДП и «Новую Украину» Евгений Петрович вовсю критиковал власть, которую вчера еще только представлял и рьяно защищал. Это вселяло глубокие сомнения в его искренности, которые он сам же подтвердил: «Искренности там (то есть во властных структурах. - Авт.) нет и близко, и моральности власти как таковой у нас просто не существует». Такие откровения еще более ставили в тупик, когда недавний глава президентской администрации обреченно повторял, что альтернативы Кучме как Президенту нет.

То ли не желая подставлять визитера под острие журналистских вопросов, то ли просто по услужливой чиновничьей привычке ограждать высоких гостей от назойливости провинциальной пишущей братии, организаторы встречи предусмотрительно ограничили общение Кушнарева с прессой. Нескольких представителей масс-медиа (надо полагать, самых надежных и проверенных) пригласили на нечто, смахивавшее на собеседование, в местный офис НДП. Надо ли говорить, что практически все руководители структур исполнительной власти и многие их подчиненные - члены «дважды народной».

Хотя многие из них осторожно замолкают, если речь заходит о поддержке на выборах ныне действующего Президента, и как бы вскользь замечают, что вот Александр Ткаченко в феврале на Виннитчине показал себя весьма дельным человеком. Местная же пресса оценила этот визит как еще одно подтверждение убежденности столичных политиков в том, что все проблемы Украины растут на киевском асфальте, а в провинцию стоит приезжать разве чтоб себя показать.

Хотя как знать, что изменится в нашем политическом житии уже в самом приближенном будущем? Точно предусмотреть можно лишь одно: зрительский интерес к политическим ристалищам в провинции в ближайшие полгода подувянет - огороды, знаете ли, дачи, отпуска… Подувянет, чтобы после выкопанной картошки расцвести: выборы все же на носу.

Ждем-с… Вот только чего?