UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОВЕРЕНО — МИНЫ ЕСТЬ,

или Психотерапия для Президента 24 сентября на заседании «круглого стола» под названием «Социальн...

Автор: Ирина Погорелова

или Психотерапия для Президента

24 сентября на заседании «круглого стола» под названием «Социально- экономические последствия экономического и финансового кризиса в Украине» было объявлено, что политического кризиса в Украине нет. Нет, потому что если он будет, как предположил глава управления внутренней политики АП В.Полохало, то сметены окажутся все участники процесса.

24 же сентября министр внутренних дел Ю.Кравченко попросил мэров городов воздерживаться от создания муниципальной милиции, чтобы в случае ее противостояния с госмилицией по одесско-приднестровскому сценарию локальные конфликты не переросли в большую войну.

Оба психотерапевтических приема, исходящих от наиболее просвещенных в области социально-политической стабильности в стране людей, растиражированные по УТ, не могли не напомнить недавние утверждения главы НБУ В.Ющенко, что если уж МВФ дает кредиты, то это означает: проверено, мин нет. Слова г-на Ющенко прозвучали, по странному стечению обстоятельств, не просто перед началом украинского кризиса, но сразу же после того, как МВФ уже дал немалые деньги России, и они там уже были пущены в распыл... Слава Богу, с тех пор мы на примере собственной экономики успели узнать, что означают подобные заявления официальных лиц. А вот опыт такого же прогнозирования в области политики нам еще только предстоит опробовать на собственной шкуре.

Если бы в самом начале недели Соцпартия не заявила о намерении выдвинуть Александра Мороза кандидатом в президенты, то еще неизвестно, смог ли бы Леонид Кучма в среду продемонстрировать столь дивное равнодушие к тому, выиграет ли он выборы, или нет. Как принято у нас говорить, история не знает сослагательного наклонения, и потому приходится констатировать именно такое развитие событий: «единственный реальный конкурент нынешнего Президента» (формулировка политсовета СПУ) занял свою стартовую позицию, а Президент начал готовить пути к отступлению - по крайней мере, публично.

Впрочем, может быть, «дрогнуть» заставили Президента не грозные заявления немногочисленной СПУ, а слухи о готовности региональных организаций численно столь же скромной СДПУ(о) поддержать в качестве кандидата в Президенты Е.Марчука. Надо лишь отметить, что пока Е.К. выдвигался на высший пост самостоятельно, действующий Президент только прибавлял металла в голосе и заявлял, что отступать не намерен. А поди ж ты, когда оказалось, что целых 25 из 27 областных организаций объединенных социал-демократов готовы сплотиться за спиной экс-премьера - тут-то Л.Кучма и не выдержал. Может быть, и так.

Впрочем, не суть важно, под давлением каких обстоятельств, однако, похоже, что Президент действительно готовит не просто отступление, а довольно масштабную эвакуацию. Доказательством тому является проводимое по всем правилам военного времени «минирование территории», оставляемой наступающим противникам. Никакими иными мотивами нельзя объяснить всевозможные виды конверсий долговых обязательств правительства Кучмы перед внутренними и внешними кредиторами, сроки погашения которых переносятся именно на период уже после президентских выборов. Никак иначе нельзя объяснить тот факт, что правительство уже вторично намеревается отсрочить выработку нового бюджета (якобы из-за неспособности составить прогноз, что само по себе в нормальной стране означало бы просьбу об отставке), и в то же время у Президента находится достаточно расчетов, чтобы плодить один за другим все новые внебюджетные фонды... Все, что сказал и не сказал Л.Кучма представителям региональной прессы, а значит - украинскому народу 23 сентября, - означает самый плохой прогноз для властей, которые пожелают занять место как нынешнего правительства, так и нынешнего Президента в ближайшем будущем.

В перечне сюрпризов для родной экономики, подготовленных Президентом, несомненно наиболее важная роль отведена как ныне разворачиваемой монополизации банковской системы, которая от этого не становится более устойчивой, так и системе отраслевых монополий полугосударственного характера, построенной на основе корпоратизации и не сулящей ни полноценной госуправляемости, ни появления «эффективного собственника». Система НАКов «Уголь Украины», «Нефтегаз Украины», «Хлеб Украины», «Энергоатом Украины» и т.д. и т.п. на днях пополнилась младшими братьями, но тоже НАКами «Укртелерадио» и «Укриздатполиграфом». И прав в последнем случае министр информации: Боже упаси, накакой приватизации! С собственностью на все это добро, которое именно из подобных структур, судя по опыту предыдущих семи лет, а главное - завершающим их «карцерам» и «концлагерям» для директоров, всего-навсего «прихватизируется», - будут разбираться потомки. Сейчас же самое важное, чтобы были созданы каналы (официальные), по которым предназначенные бюджету средства могли его благополучно миновать. Далеко эти средства, конечно, тоже не убегут, ведь их, по меткому выражению главы одной из таких структур И.Бакая, будут контролировать верные Президенту «шерифы», иногда имеющие, а иногда и не имеющие статус министров. И на президентскую кампанию эти средства, естественно, не пойдут: нынешнему Президенту уже того достаточно, чтобы «шерифы» не пустили свои ресурсы на поддержку его оппонентов. Впрочем, это уже вопрос тактики...

Ничуть не менее «приятным» подарком для атакующих Л.Кучму конкурентов должны стать и договоренности Президента Украины с властями России о бартере во взаимных поставках, то есть об откровенной и окончательной тенизации торговых, а значит и финансовых операций между стратегическими партнерами. В самом деле, не бартерные ли схемы ставятся в вину той самой оппозиции, которую сегодня преследуют весьма странным способом - взяв в оборот «мозговой центр» изобретения этих схем с целью, возможно, попользоваться его изобретательностью в своих целях. Тот факт, что контроль за теневым оборотом на этом ключевом участке будет осуществляться на высшем уровне силовыми структурами, подчиненными лично президентам обеих стран, наверняка не облегчает задачу тех, кто собирается в обозримом будущем взять этот контроль в собственные руки: уже скоро окажется, что брать контроль не над чем, ведь сейчас дело в руках профессионалов...

Но профессионалам все еще нужно некоторое время. Наверное, именно поэтому Президент выбрал тактику умеренного прессинга на оппозицию, а главное - на парламент в целом, желая несколько поумерить недовольство своим поведением со стороны тех депутатов, которые, не говоря лишних слов, просто голосуют против его указов и с тем же хладнокровием смогут в определенный момент проголосовать и за начало импичмента. Президент как бы даже извинился за ранее высказанные упреки в адрес парламента относительно его «безделья» и депутатских зарплат - видно, и до него донесли обиду тех, кто «честно» в свое время сдавал свои бюллетени партийным бонзам, чтобы, не дай Бог, не проголосовать за «нежелательного» спикера, и кто теперь из сил выбивается, стараясь растащить голоса при голосовании за «Основы...» и оттянуть отставку правительства...

Кстати, о правительстве. Президент, как все могли убедиться, продемонстрировал потрясающие арифметические способности. С одной стороны, он сообщил, что парламент не в состоянии сформировать большинство, а иначе уж давно получил бы с соизволения главы государства права и ответственность на формирование «своего» Кабинета. С другой стороны, Президент совершенно отчетливо произнес текст: «глава парламента и большинство сил в нем» настроены... ну, и так далее насчет готовности принимать антикризисные меры правительства. Хотя и без Президента хорошо известно, что оппозиция в чистом виде отнюдь не составляет большинства, но важно признание этого факта самим главой государства: получается, большинство-то «конструктивное» есть, но вот поручить ему формировать правительство...

Вероятно, настоящую причину невозможности такого хода Президент все еще оставляет для будущих своих «открытий», хотя она также известна из Конституции: не имеет права Президент никому передавать ни полномочий, ни ответственности. Большинство парламента может лишь потребовать от Президента принять отставку Кабмина, а предлагать приемлемую кандидатуру премьера, а затем и формировать состав Кабинета должен под свою ответственность все тот же Президент. Но если очень хочется передать ответственность немедленно, нужно и поправки к Конституции инициировать (то есть, своими руками похоронить идею президентского правления), или хотя бы закон о Кабмине ввести в действие. А вот это было бы для Л.Кучмы совсем тяжело. И не потому, что он не привык менять свои взгляды, а просто подобными мерами он поломал бы всю будущую интригу президентской гонки. Начать уже сегодня передачу конституционных полномочий контроля за правительством парламенту - это прежде всего означало бы собственноручно отдать пальму первенства в будущей кампании одному-единственному претенденту - А.Морозу, вступление которого в гонку по-прежнему не изменило, судя по заявлению политсовета СПУ, его отношение к конституционным основам. В этом случае и титанические усилия Кучмы по раскручиванию кризиса и «минированию территории» для «нежелательного преемника» окажутся бессмысленными: а вдруг с новыми возможностями влияния на правительство еще нынешний парламент к будущим выборам уже сумеет расчистить поле?

Короче говоря, никто никому ничего передавать не собирается. Сказал премьер - 10 лет, значит - 10. Сказал, что переживет не одного президента (а за 10-то лет, как ни крути, даже при втором сроке Кучмы, дойдет дело и до другого президента) - значит переживет. Немного странно, правда, что глава правительства, который знает, как удержаться у власти такой серьезный срок и готов потягаться в этом с самим канцлером Колем, не знает, как сверстать всего-навсего один бюджет на предвыборный год... Скорее всего, знает, только это его личный маленький секрет. И им он поделится с тем претендентом в президенты, который покажется ему наиболее вероятным . С Кучмой? Зачем, ему же все равно, выиграет ли он выборы или нет, он же энтузиаст-«камикадзе»: камня на камне не оставит во имя того, что называется радикальными рыночными реформами. Да и сказал уже Президент, что иллюзий насчет бюджета не питает и подписывать его не собирается...

Поэтому разговор о претендентах, несмотря на странное поведение «Интерфакса-Украины», почему-то считающего своим долгом предупреждать их, что официальная кампания еще не объявлена, - весьма и весьма актуален, и в первую очередь - для премьера-долгожителя. В этом смысле отнюдь не сенсационное выдвижение кандидатом А.Мороза можно считать своего рода джентльменским жестом по отношению к прочим политическим силам. Слишком долгая пауза экс-спикера могла создать в их рядах что-то вроде паники: а вдруг он так и не вступит в игру? Это ж все давным-давно построенные схемы рушатся, это же надо опять тратить и без того скудные средства на «доводку» какого-нибудь назначенного под распасовку претендента до состояния настоящего. Это ж ни один внешний партнер больше не поверит, что в стране есть серьезная оппозиция, а значит угроза реванша... А так - все нормально, все на своих местах: Марчук теснит Мороза на левоцентристском фланге, Симоненко - на левом, Витренко лупит его по лицу и плюет в душу, «Громада» висит на руках со своим ужасным, но все еще никем не доказанным темным прошлым, селяне добиваются от него полноценного раздела фракции (с ликвидацией названия «Левый центр»), а не бесперспективного выхода недостающих до новой фракции членов...

Премьер-министр же может вести спокойные переговоры с любой из этих сил в поисках талантливых экономистов для ротации правительства, подразумевая, что этим талантливым людям можно будет разрешить трогать руками некоторые двери и ключи в секретном хозяйстве полулегального правительства страны. А Президент, в имидже которого начинают проступать черты жертвы не оценивших его подвиг соотечественников (имидж, хорошо отработанный в 1993-94 годах), готовится принять удары судьбы.

Кстати, если судьба все же окажется столь прихотлива, что сохранит Л.Кучме президентство, - как он собирается править на собственноручно выжженной земле? Похоже, об этом Л.Д. начинает задумываться только теперь, обнаружив 24 сентября в ходе заседания Совета регионов, что, оказывается, пирамида ОВГЗ была построена еще в октябре прошлого года, но никто не предупредил Президента, чем это кончится. Указ о секвестре, хотя он и не отменен по требованию парламента, тоже, оказывается, не выполняется, и это происходит уже теперь. А если исполнительная вертикаль, как и прежде, не будет ничего исполнять, то катастрофа неизбежна. Но, правда, ответственности за это исполнительная вертикаль брать на себя не должна, это, по предписанию Президента, роль парламента - брать на себя всю ответственность. Однако когда профессиональное правительство, которое к тому же работает не на кого-то там и даже не на себя, а на народ, Президенту не позволено отдавать в жертву, то пусть уж все прочие немножко пострадают... Короче говоря, разобравшись с тем, кто во всем будет виноват, Президент не пытается даже вообразить, кто же в конце концов будет страной управлять...

В принципе, способ правления в неуправляемой собственным «сувереном» стране хорошо отработан во многих марионеточных государствах, и секрет его основан исключительно на готовности заинтересованных в местной «стабильности» иностранных государств предоставить собственные военные ресурсы. Однако пока, похоже, ни трансформирующийся в политический союз Североатлантический альянс, ни тем более сегодняшняя Россия, ни даже морально надорванные США, до подобных дикостей ради великого и могучего Президента Кучмы уже не опустятся. Денег на прокорм местной силовой инфраструктуры тоже в достаточных размерах нет. В противном случае министр внутренних дел не позволил бы себе, даже, возможно, имея в виду каких-то в прошлом высоких должностных лиц, сослаться на импичмент президента США для иллюстрации равенства всех украинцев перед законом. Ю.Кравченко хоть и далек от политики в силу своего статуса, но не может не знать, что параллель, им приведенная, даже премьеров не касается, а только президентов...

Поэтому приходится продолжать строить догадки, исходя из того, что как раз именно Л.Кучма готов в определенный момент, как бы разрушая ранее продуманные сценарии, выйти из игры. Ну, если уж информационная машина на период президентских выборов приостанавливается с целью реорганизации, а значит - никак не сможет поддержать имидж главы государства, - то или выборам вообще не бывать, или...

О возможности отмены выборов, вероятно, нам предстоит еще узнать от самого главы государства ближе к октябрю будущего года. А пока очевидно, что в преддверии принятия нового закона о выборах президента, где, без всяких сомнений, приоритет будет отдан партийным выдвиженцам, шансы Л.Кучмы выглядят намного хуже, чем у его даже самых скромных конкурентов. Не потому, разумеется, что Л.Д. не является членом ни одной политической структуры. А потому, что пока не известна ни одна партия, готовая выдвинуть его без всяких оговорок.

Даже Рух и НДП собираются выставлять нынешнему президенту какие-то условия, как будто еще не видно, как он их выполняет.

Сколачивание специальной партии или блока г-ном Волковым в условиях, когда нельзя засветить никаких материальных ресурсов (у нас же кризис!), - выглядит все более проблематично. Ведь наши профессиональные политики-функционеры разбалованы хорошими вознаграждениями за любую, даже не очень хорошую работу, в полном соответствии с рыночными принципами самого Президента. Вон «зеленые» до какой степени распоясались: ничтоже сумняшеся на глазах всего честного народа идут даже не к премьеру, а прямиком к Президенту менять лояльность на отмену каких-то импортных льгот, в смысле для защиты своих собственных бизнес-интересов. И это пока только за временное сохранение правительства Пустовойтенко. А как они заговорят, когда речь зайдет о поддержке самого Президента? А о том, чтобы не допустить импичмента?

Дальше - СДПУ(о). У нее, конечно, изначально другая задача - задавить левоцентристов, а не напрямую поддерживать президента. Но что-то они долго не могут решить: так за Марчука (а только он годится для поставленной задачи уничтожения главного конкурента Кучмы - Мороза) или все же - за Медведчука? Долго думают, как будто не понятно, что если за Медведчука, то голоса он будет отбирать уже у самого Кучмы...

СелПУ - тоже вроде не для прямой поддержки Президента, а чтобы, слившись с аграриями прочих мастей, не пустить оппозицию к совершенно определенному электорату. И спикер вроде до сих пор был вполне надежен. Но что это такое сказал недавно А.Ткаченко, встречаясь с представителями российской Счетной палаты, насчет президентских поисков альтернативных источников энергоносителей в обход России? Что это - фантазии? Не рановато ли такая свобода слова у конструктивного верховного законодателя?

Коммунисты... Ну, да, с ними можно договариваться, но они так о смене курса радеют, как будто поменять этот курс - большая проблема, вроде Пустовойтенко для них уже не ввел чуть ли не чрезвычайку... А дело-то не в курсе, просто они не хуже объединенных социал-демократов у себя все лидерство делят, вот и дотянули, что даже не позаботились своего П.Симоненко чуть раньше Мороза выдвинуть. Теперь что же им - запоздалым выдвижением главы КПУ подчеркивать, что Мороз - чужой, то есть, никакой не тайный большевик, а и вправду левоцентрист европейского типа? И потом, этот их хваленый традиционный электорат - он же видит, к каким «успехам» его партия в парламенте пришла: никакого толку ни для зарплат и пенсий, даже индексации под инфляцию от правительства не добиться, а их вице-спикер - и тот о несвоевременности отставки Кабмина говорит. Оппозиция называется...

Короче говоря, работать-то Президенту практически не с кем. Если и придется выдвигаться на второй срок - так только от трудового коллектива администрации. Но это бы ничего. Странно другое: чем больше и чаще говорят о конструктивном сотрудничестве - тем меньше в него можно верить. Это как-то даже напоминает ту самую психотерапию, которую до сих пор применяли только к народонаселению. Разница одна: народ-то давно понял, что к чему, но не имеет средств к сопротивлению. А вот Президент, хотя как будто и обладает всеми возможностями избежать столь циничного и грубого с собой обращения, - как показывает опыт, лишь через год понимает, на каком песке и для каких целей строились те или иные пирамиды. Нет, невозможно: ведь еще недавно именно Л.Кучма считался образцом мнительности и подозрительности, откуда же такая слепота?

Но, может быть, это не слепота, а, наоборот, - прозрение? Может быть, именно Президент Кучма лучше всех понимает, что все игры уже сыграны, и теперь самое важное - аккуратно выйти из ситуации, нанеся своей несчастной родине как можно меньше тяжелых травм в самый трагический период ее современной истории? Может, и так. Но кто знает, есть ли еще возможность именно ему, не «гипнотизируя» маховик, не развращая окончательно свое окружение, направить процесс в нормальное русло? Наверное, есть. Говорят, нет безвыходных ситуаций, есть неприятные решения...Надеяться на то, что Л.Кучма близок к самому верному из них - пока не поздно.