UA / RU
Поддержать ZN.ua

Проваленный экзамен

Украинские власти, депортировав в середине февраля в Узбекистан десять граждан этой страны, неожи...

Автор: Владимир Кравченко

Украинские власти, депортировав в середине февраля в Узбекистан десять граждан этой страны, неожиданно для себя оказались под шквалом критики со стороны международного сообщества и украинских правозащитных организаций. На минувшей неделе вслед за странами — членами Европейского Союза, международными и правозащитными организациями осудили Украину и Соединенные Штаты. Украинские правозащитные организации — Международная амнистия в Украине, Украинская Хельсинкская группа по правам человека, Харьковская правозащитная организация и др. — в своей критике более персонифицированы: они обвиняют Виктора Ющенко в том, что он не выполнил свой конституционный долг «гарантировать соблюдения прав и свобод человека». По их мнению, «украинские власти пренебрегли фундаментальными правами человека… Одним росчерком пера невинные люди были отправлены на верные пытки и возможную смерть». Учитывая, что депортированные сразу же по прилете в Ташкент были задержаны узбекскими правоохранительными органами и препровождены в местный СИЗО, в котором они находятся и по сей день, опасения правозащитников не лишены оснований…

То, что произошло до 14 февраля, когда суд Киевского района Симферополя принял решение о принудительном выдворении из Украины 11 граждан Узбекистана, Верховный комиссариат ООН по делам беженцев с одной стороны и украинские органы власти с другой трактуют по-разному.

Версия официального Киева сводится к тому, что депортированные узбеки, во-первых, находились на украинской территории незаконно: они нелегально прибыли в Украину в мае—июне из Молдовы и России. Во-вторых, они занимались в Крыму незаконной деятельностью и нарушали украинское законодательство о статусе иностранцев. Только спустя две недели после депортации, по мере усиления международной критики, представитель СБУ Марина Остапенко пояснила, что эти граждане являются членами террористической организации «Исламское движение Узбекистана».

В-третьих, узбеки обратились к украинским органам власти с просьбой предоставить им статус политических беженцев уже после их задержания правоохранительными органами. А после решения суда они в письменной форме отказались обжаловать это решение. Посему, утверждают украинские чиновники, отказ узбекам в предоставлении статуса политических беженцев и насильственное их выдворение из Украины были обоснованными. (Впрочем, одновременно с этим собеседники «ЗН» отмечают, что операция по депортации проводилась СБУ и не была скоординирована с такими ведомствами, как МИД и Государственный комитет по делам национальностей и миграции, узнавших о ней постфактум из сообщений масс-медиа.)

Версия Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), которую в целом разделяют правительства стран трансатлантического сообщества, принципиально отлична. Эта почтенная организация не имеет свидетельств того, были или нет депортированные членами террористической организации: власти так и не ознакомили их с делами высланных. Но, как говорит региональный советник по вопросам общественной информации УВКБ ООН Наталья Прокопчук, по имеющейся у них информации, одиннадцать граждан Узбекистана в период с 1 по 6 февраля обратились к органам власти в Крыму с просьбой предоставить им статус политического беженца, а уже после этого их задержали «люди в масках», предположительно — сотрудники СБУ.

Кроме того, указывает УВКБ ООН, украинские власти нарушили нормы международного права и национального законодательства, поскольку они не придерживались процедур, связанных с предоставлением статуса политического беженца. Хотя в период, предшествующий депортации узбеков, украинские чиновники заверяли сотрудников киевского отделения этой организации, что процедуры будут соблюдены в полном объеме. Поскольку УВКБ ООН имеет документальное подтверждение этого нарушения, это позволяет организации поднять вопрос о том, как Украина в целом выполняет свои обязанности в этой сфере. Как заметила Наталья Прокопчук, «власти могут депортировать до и после, но не во время процедуры». При этом о судьбе одиннадцатого задержанного правозащитники и ооновские служащие так и не получили вразумительных объяснений от украинских властей.

Любопытно, но только спустя две недели в Киеве все же публично признали, что процедура была нарушена. На пресс-конференции глава Государственного комитета по делам национальностей и миграции Украины Сергей Рудик сказал, что узбекским гражданам не было предоставлено право на апелляцию, которую они могли подать в течение семи дней с момента задержания.

Создается впечатление, что именно нарушение установленных законом процедур и послужило основной причиной, из-за которой украинские власти стали объектом критики со стороны международного сообщества. Судьба же самих депортированных отходит на второй план. Так, если УВКБ ООН и правозащитные организации еще говорят о том, что насильно высланные могут быть подвергнуты пыткам у себя на родине, то представители правительств избегают затрагивать эту сторону вопроса. Показательно, что, комментируя факт депортации, заместитель официального представителя госдепа Адам Эрели отметил, что такой шаг был предпринят с нарушением действующего законодательства. «Украинские власти также проигнорировали просьбу верховного комиссара ООН по вопросам беженцев не прибегать к принудительной репатриации в отношении ни одного из ищущих убежища, пока они не пройдут необходимые процедуры по получению статуса беженцев», — сказал далее американский дипломат.

Похоже, если бы украинскими властями были соблюдены все процедуры, это не вызвало бы такого международного резонанса. (Достаточно вспомнить, что в истории стран Евросоюза и Соединенных Штатов было немало случаев, когда власти, несмотря на протесты правозащитников, депортировали нарушивших национальные законодательства нелегалов в страны, пользующиеся дурной репутацией в сфере прав человека.) Сейчас же украинская система предоставления статуса политического беженца подвергается сомнению.

В то же время, предположим, сам факт депортации не окажет сколь-нибудь значимого влияния на двусторонние отношения: правительства демократических стран вынуждены прислушиваться к мнению правозащитных организаций при формировании своей публичной позиции. Не исключено, что после этого случая несколько померкнет имидж Украины как страны, исповедующей демократические ценности и поддерживающей демократические процессы на постсоветском пространстве, и кто-то заподозрит Виктора Ющенко в сговоре с узбекским лидером Исламом Каримовым ради будущего энергетического сотрудничества. Как заметила посол Соединенных Штатов при ОБСЕ Джули Финли, на днях побывавшая в Украине, «политика на 70% состоит из впечатлений». На этот раз действия официального Киева оценили негативно.