UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОДАЕТСЯ

Продается! Продается! или Новые приемы американских политиков по перетягиванию на свою сторону неопределившихся избирателей По крайней мере начали это республиканцы...

Автор: Кэтрин Лэк

Продается! Продается!

или Новые приемы американских политиков по перетягиванию на свою сторону неопределившихся избирателей

По крайней мере начали это республиканцы. Не удовольствовавшись услугами всех независимых СМИ, они, для того «чтобы быть уверенными, что их послание дойдет», предприняли собственные усилия по освещению своей кампании. Добро пожаловать в прекрасный новый мир политической рекламы! Лавина рекламных роликов по телевидению, непрекращающихся радиопередач, перегруженных почтовых отделений, не успевающих разносить рекламные проспекты и брошюры, как оказывается, уже недостаточна для того, чтобы удерживать внимание современных, взрощенных на истерии масс-медиа американцев. Теперь уже необходима круглосуточная неустанная распродажа. Лучше всего для данной цели подходят партийные съезды. Однажды они уже сыграли свою важную роль в момент выдвижения кандидатов в президенты, но с пришествием первичных выборов отступили на задний план. Однако сейчас эти мероприятия опять привлекают всеобщее внимание, так как именно там происходит оглашение и утверждение предвыборной платформы партий - по крайней мере так зафиксировано в официальной повестке дня этих съездов. СМИ опять уделяют им максимум своего внимания, предоставляя тем самым партийным гуру отличную возможность привлечь на свою сторону миллионы потенциальных избирателей. Вот здесь-то и оценивается результативность политического маркетинга: какая партия выиграла, чей подход оказался более эффективным, чьи образы стали более популярными, какие пункты программы меньше всего поддавались нападкам оппонентов.

Ненавязчивое навязывание

Когда пришло время продавать свою продукцию, оба съезда проявили исключительное единодушие при определении своей стратегии. И там, и там основными темами и целями были всеобщее счастье и единство. Черной краской можно было пользоваться лишь при упоминаниях противоположной стороны, а на любые упоминания о расхождениях во взглядах внутри своей партии были наложены строжайшие табу. Популярность и там, и там взяла верх над умудренностью: генерал Колин Пауэл, пользующийся симпатиями большинства американцев, но который решил не баллотироваться на этих выборах, открыл съезд Республиканской партии. Демократы пошли еще дальше в своей слащавости, и их съезд открывал Кристофер Рив - актер, который играл Супермена, а сейчас страдает параплегией. Нэнси Рейган вернулась к «золотым годам» своего мужа, а Хиллари Клинтон разыгрывала исполненную сознания своего долга супругу, взяв на себя функции правой руки Клинтона. Демократы танцевали под латиноамериканские ритмы, и это много раз транслировалось по телевидению; даже Доул покрутил бедрами. Факты были отброшены, все было рассчитано на чувства. Представьте себе множество рекламных желтых «счастливых лиц» на плечах делегатов, и вы получите полную картину.

После окончания съезда республиканцев несколько недель назад, казалось, что их ненавязчивая распродажа достигла своей цели: Доул свел превосходство Клинтона к ничтожным семи пунктам (не так уж много, если учесть, что погрешность результатов опроса оценивается в четыре пункта). Однако после завершения ярмарочной распродажи, организованной демократами, оказалось, что их кампания была гораздо более эффектной. Самые последние данные опросов показывают, что Клинтон даже превзошел свое исходное превосходство над Доулом, достигнув своих самых высоких результатов: 55% опрошенных говорят, что они собираются голосовать за Клинтона, и 34% - за Доула. Ни одному кандидату в Америке еще не удавалось добиться превосходства над своим противником, выражаемого двузначным числом (а тут еще и не самое маленькое двузначное число - 21) на таких близких подступах к выборам. Так что же произошло?

Умудренные опытом

Циники могли бы сказать, что все это благодаря тому, что демократы последними проводили свой съезд. Конечно, несколько пунктов на это можно было бы списать, но даже американцы не настолько бессодержательны. Нет, демократам удалось сделать что-то лучше, чем это сделали республиканцы. Они приземлились на территории умеренных и они остались верны ей.

Это не было чем-то новым в планах партии демократов. К подобной тактике они уже прибегали при избрании Клинтона в первый раз. Он провозгласил себя «Новым Демократом». Либеральные, «старые» демократы - Картеры и Дукакисы, которых бранили во время выборов, - были объявлены как отошедшие в прошлое. Клинтон собирался завоевать большинство «неопределившихся» - избирателей, которые не входят в число ярых приверженцев ни одной из партий. Этот план сработал, и Клинтон на выборах победил. Но он забыл о том, что первые два года он должен проявлять умеренность. Республиканцы напомнили ему и его партии об этом тем, что лишили демократов большинства в обеих палатах Конгресса.

Демократы усвоили этот урок. После этого Клинтон постоянно склонялся вправо, пытаясь все же придерживаться основных ценностей демократов. Как раз перед началом съезда демократов Клинтон подписал закон о реформе вэлфера, который оставлял от федеральной системы одни лишь жалкие лохмотья. Вызвав удовлетворение многих американцев и таким образом лишив Доула и республиканцев повода лишний раз попускать гром и молнии, этот шаг вызвал также и дрожь ужаса во всей либеральной общине. СМИ настойчиво навязывали всем свои мрачные предсказания о предстоящем расколе партии демократов. Все ожидали, что на Чикагском съезде закурится дымок партизанской войны. Но этого не произошло. Либеральная фракция (все еще достаточно большая) сделала усилие и достаточно спокойно заглотила весь свой протест. Ведущие либералы, такие как Джесси Джексон и бывший губернатор Нью-Йорка Марио Куомо, вышли на подиум и поддержали Клинтона и все то, что он делает, включая реформу вэлфера. Хиллари и Билл с уверенностью заявили, что должны быть еще некоторые изменения в законе, и толпа выглядела вполне удовлетворенной. Помощники Клинтона написали платформу партии и удостоверились, что звучит она именно так, как если бы президент написал ее сам. Такая необычайная предусмотрительность не встречалась у демократов уже в течение немалого времени.

Перетряхивание грязного белья на людях

В противоположность этому республиканцы стали заложниками своего собственного экстремизма. Предупредительные сигналы раздались еще несколько лет тому назад, когда Пат Бьюкэнен выступил на последнем съезде с такой речью, что многие американцы в испуге отшатнулись от него, как от черта. Однако ему отводилась лишь второстепенная шутовская роль - наибольшие свои потери Буш понес из-за того, что нарушил обет «никаких новых налогов», чем и вызвал ярость «неопределившегося» большинства. Тогда правое религиозное крыло республиканцев начало проталкивать свой запрет на аборты, и новая группа «революционеров», возглавляемая Нютом Гингричем, взяла верх в Конгрессе, обещая радикальные консервативные перемены. Четыре года спустя Пат Бьюкэнен выиграл первичные выборы в Нью-Хэмпшире, и теперь это уже не казалось простым развлечением. Для того чтобы получить благословление партии, Доулу пришлось выступить с заявлениями и комментариями, которые заводили его все дальше и дальше вправо, уводя все дальше и дальше от его собственных убеждений. С одной стороны, Доулу угрожала утрата расположения со стороны своей собственной партии; а с другой - грозила утрата симпатий со стороны большинства «неопределившихся», в частности утрата голосов женщин и представителей меньшинств. Он попытался отвоевать свои позиции. Он выразил свое несогласие по поводу самых болезненных для партии вопросов, таких как запрет абортов и иммиграции, надеясь увидеть партию склоненной перед собой в низком верноподданническом поклоне. Он планировал провести все эти изменения традиционной платформы партии уже в этом году. Он попытался внушить своим основным спикерам - всем из числа умеренных - стремление показать, что Республиканская партия все еще разнообразна и полна жизни.

Он потерпел неудачу. В то время, как спикеры вели свои партии о прелестях интеграции и модерации, ультра-консерваторы перехватили платформу партии и наметили повестку дня, которая производила откровенно устрашающее впечатление. Когда его спросили об этом, Доул заверил, что даже не читал ее, - весьма многообещающее заявление для кандидата в президенты. Платформа так же тщательно полоскалась на публике, как и сам Доул. Он предпринял еще одну попытку отмежеваться от нее, еще больше оттеняя единство Демократической партии. Если бы демократы пошли таким же путем, то подъем показателей Доула смог бы стать более чем всплеском интереса. Но они этого не сделали, и теперь республиканцы стоят перед реальной угрозой потери своего влияния в Конгрессе как такового. Последние данные показывают, что демократы на 10 пунктов опережают их в рейтингах.

Сумма частей не может быть больше целого

Справедливости ради следует отметить, что не вся вина за это лежит на экстремизме республиканцев. Доул допустил критический просчет как раз перед съездом Демократической партии, утверждая, что нет конкретных доказательств вреда курения для здоровья. Это здорово подорвало уважение и доверие к нему, так как все хорошо знают о тесных связях между Доулом и табачной промышленностью, тем более в условиях антикурительной лихорадки в Америке. Выбор Джека Кемпа в качестве кандидата на пост вице-президента показывает, что Доул старается навести мосты между умеренными и радикалами и преодолеть дихотомию внутри партии. Вместе у них есть шансы выйти сухими из воды при самых вопиющих загибах и фальшивых нотах в политической игре своего оркестра. А теперь еще события в Ираке. Пока это еще не носит затяжной характер и не привело к последствиям в самой Америке, проиграть у Клинтона шансов не так уж много. Даже после публичной поддержки Доулом этой операции.

И все же, без сомнения, такие стычки внутри республиканской партии подорвали кредитоспособность партии в целом. Это подтверждается и СМИ, и результатами опросов. Вскоре это же покажут и выборы. Возможно, тогда республиканцы и осознают опасность экстремизма. Демократы уже усвоили преподанный им урок: демонстрация умеренности приносит гораздо лучшие результаты, чем раздувание идеологических страстей, и это справедливо для обеих партий.

Результаты опросов общественного мнения:

До съезда РП После РП До съезда ДП После ДП

Клинтон 52% 48% 50% 55%

Доул 30% 41% 38% 34%

Перо 12% 7% 7% 6%

От редакции: Мы искренне благодарим Кэтрин Лэк - нашу милую Кару - за ее активную помощь в становлении газеты. Сейчас Кара уезжает покорять новые высоты науки в дружественный Лондон. Мы желаем ей успехов во всех ее начинаниях и надеемся на продолжение тесных связей с нашей газетой!