UA / RU
Поддержать ZN.ua

Принцип Робин Гуда

Меткие стрелки из провластного большинства Киеврады и на этой неделе «настреляли» немало дичи. Главный трофей тот же — земля...

Автор: Инна Ведерникова

Меткие стрелки из провластного большинства Киеврады и на этой неделе «настреляли» немало дичи. Главный трофей тот же — земля. Естественно, без аукционов. Как говорится, у «богатого» бюджета забрали — «бедным» депутатам раздали. Здесь же, не отходя от кассы, на всякий случай и покаялись — благо, Леонид Михайлович священника в сессионный зал пригласил. Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день, несмотря на дудки, крики и даже силовые атаки грешников от оппозиции, команда Черновецкого не только окончательно сплотилась в стремлении игнорировать сессионный регламент, но и в силу многогранной поддержки «свыше» набрала большую мощь и непоколебимую уверенность. В безнаказанности. Это во-первых.

Во-вторых, следующее сессионное заседание имеет все шансы соблюсти традиции большинства и поставить эффектную точку в уходящем году. На кону — бюджет-2007. Но если провластные господа «от сохи» (земли) комментарии на этот счет дают неохотно, то оппозиционеры ведут себя более активно и уже успели сделать несколько громких заявлений. Таким образом, уже сейчас можно обозначить ряд тревожных тенденций.

Основным аргументом оппозиции в разворачивающейся борьбе за столичный бюджет стали «драконовские» изъятия средств из городской казны в пользу государства. Так, исходя из доходной части консолидированного бюджета Киева в 14 млрд., держава ограничила расходы столицы 11 миллиардами с хвостиком и «забрала» на собственные нужды 2,7 млрд. грн. Такой суммы Киев еще никогда не отдавал. Оппоненты Черновецкого, обвиняя мэра в пассивности, кивают в сторону его предшественника: мол, Сан Саныч подобного себе не позволял и боролся с Кабмином за каждую копейку. В его бытность последним, Киев поделился с госбюджетом 2006 700 миллионами. К тому же все помнят и прошлогодний скандал за миллиард дополнительных доходов, которые Минфин никак не хотел возвращать столице. Шуму вокруг было много. Среди причин же, по мнению оппозиции, не столько противоречия в законодательстве, сколько твердая позиция Омельченко.

Первым о делитантизме новоиспеченного мэра в бюджетном вопросе заявил некогда зам Омельченко, а ныне народный депутат Валерий Борисов. Сегодня об этом говорит и глава бюджетной комиссии Киеврады Владимир Присяжнюк (фракция «НУ»). «Четырехкратное увеличение суммы изъятия связано прежде всего с отсутствием у мэрии аргументов при отстаивании этой цифры в органах исполнительной власти, — считает депутат. — А таких аргументов на самом деле достаточно. Во-первых, Киев — не просто город, это столица, самоуправление в которой четко регламентировано законом. Кстати, именно в законе о столице есть положение о том, что какие бы то ни было изъятия из бюджета Киева строго запрещены. Во-вторых, стратегически важный для страны город действительно находится на грани катастрофы. Критически изношены все подземные коммуникации. При этом имеется всего один сточный коллектор: случись что — запасного нет. А кто будет строить транспортные развязки, достраивать Подольский мост — объект стратегического значения?».

Дополнил картину народный депутат Евгений Кирильчук, заседающий в профильном комитете парламента. «Бюджетное законодательство действительно подразумевает дотации выравнивания, в результате чего столице с ее высокими доходами пришлось поделиться с бедными регионами. С одной стороны, это справедливо, — считает парламентарий. — Если учесть, к тому же, что Киев получил и дополнительных полмиллиарда субвенции на отправление функций столицы. Однако, с другой стороны, в ходе работы над бюджетом появилось ощущение, что столичные власти все-таки заняли некую соглашательскую позицию. Практически не было никакой дискуссии в комитете. Удивляет и тот факт, что после серьезного повышения тарифов город не стал претендовать на увеличение своей доли в субвенции государственного бюджета на выплату субсидий, тем самым свалив весь финансовый груз на плечи горожан».

Как нам стало известно, позицию мэрии в верхах отстаивал все тот же главный финансист столицы Виктор Падалка — известный по истории с «Хрещатиком», на которого столичная власть эффектно повесила «потерю» банка. Но если в случае с «Хрещатиком» г-н Падалка в силу только ему известных причин отказал «Зеркалу» в своевременном комментарии, то в ситуации с бюджетом, по-видимому, предусмотрительно решил разделить ответственность с товарищами по оружию.

«Я не считаю, что мы слабо защищали свои позиции, — утверждает г-н Падалка. — Давайте все-таки не забывать о том, что такой рост изъятия связан прежде всего с увеличением ставки налога с дохода физических лиц (это 894 млн. грн.). К тому же в качестве некой компенсации мы получаем 561,6 млн.грн. субвенции из госбюджета. Если же сравнить сегодняшний показатель изъятия с бюджетом-2006, то он увеличился в 1,85 раза и в условном соотношении мало чем отличается от предыдущих периодов. Кроме того, рост изъятия повлиял на расходную часть бюджета, поскольку в сравнении с 2006 г. финансовый ресурс, который остается в нашем распоряжении, увеличился на 507 млн. Стоит помнить и о том, что Украина подписала европейскую хартию местного самоуправления, согласно которой предписывается защищать финансово слабые местные общины. Так что делиться Киеву придется. Вопрос только — в каких объемах».

Ответ на этот вопрос должен дать не только парламент, урегулировав наконец-то противоречия между Бюджетным кодексом и законом о столице, пояснив сколько, когда и куда должен отдавать Киев, чтобы и других не обидеть, и самому в накладе не остаться, но и сама столичная власть, определив основные приоритеты развития города. И уже исходя из них отстаивать свои позиции, находить аргументы, инициировать законопроекты, обеспечивающие стабильность, а не скандальность или податливость в отношениях с исполнительной властью. Наконец, не давать повода той же оппозиции склонять налево и направо каждый свой шаг.

Однако сегодня у мэрии другие задачи. Мосты мы будем строить на зарубежные кредиты, транспортные развязки и коллекторы, по-видимому, тоже. Нынешнюю среднюю зарплату в 1700 грн. в 2007 году лихо подгоним под заложенный для столицы показатель Минфина — 2400 грн. А как известно, именно из среднего заработка и рассчитывается основной источник пополнения бюджета — налог на доходы с физических лиц. В этой ситуации столичная власть почему-то отказалась пояснить Минфину, что в следующем году Киев, возможно, не станет местом заключения выгодных сделок по продажам банков, акционеры которых пополнили киевский бюджет этого года почти на 400 миллионов. Таким образом, как утверждают эксперты, при завышенном показателе средней заработной платы для выполнения доходной части бюджета властям придется изрядно попотеть.

И поделом. Но мы-то тут при чем? На этот вопрос г-н Падалка не нашел ответа, философски заметив только, что в жизни все возможно. Действительно, при сегодняшней власти, и особенно под Новый год, в столичной жизни возможно все.

Так, одним из основных предпраздничных сюрпризов нового бюджета можно считать программу «Турбота», на которую мэрия выделила 1,2 млрд. грн. Опять-таки, заметим, что в 2006-м Омельченко в заботе о киевлянах ограничился суммой в 250 млн. И то дотошные оппоненты не единожды обвинили его в подкупе избирателей за бюджетные средства. А здесь что такое? Благо, что 380 миллионов, по словам главного финансиста, пойдут на городские субсидии. Опять-таки поможем гражданам за их же деньги. Остальные же 900(!)млн. — «на помощь пенсионерам, ветеранам, больным и малоимущим». Ситуация, однако же.

Кстати, статьи расходов в программе «Турбота», как и во многих других, выписаны недостаточно тщательно и включают такую занимательную графу, как «и другие». Так что разобраться, куда все-таки пойдут деньги в результате ручного управления бюджетом (а под графу «и др.» попадает практически 1/5 его часть), трудно. Но г-н Падалка и здесь нашелся. Говорит, мол, «таковы стандарты бюджетной классификации, а если хотите, чтобы вам до каждой копейки и каждого стула все расписывали, так это не к нам — к правительству».

Однако туда, боюсь, тоже не по адресу. Здесь вырисовалась еще одна довольно показательная тенденция, которая четко расставляет акценты политики нынешней исполнительной власти и адреса ее приложения. В то время как Минфин под предводительством «регионалов» рапортует об увеличении доли местных бюджетов в главном финансовом документе страны, киевские «регионалы» голосуют за переориентацию финансовых потоков управления здравоохранения столицы из районов в город. Голосуют ночью. Быстро. Без обсуждения. Таким образом подтверждая, что закрытость и непрозрачность — основной приоритет политики нынешней власти и в центре, и на местах.

В нашем случае речь о пребывании в должности яркого представителя ПР г-жи Качуровой. О «прозрачности» ее восхождении на трон «ЗН» подробно писало. Тогда же в прессе промелькнула и мудрая мысль о том, что медицина всегда была лакомым куском и хваткие «регионалы» его вряд ли упустят. И что вы думаете? Двух месяцев не прошло, как Людмила Качурова решилась на кардинальную революцию в отрасли — в части перераспределения финансовых потоков «под себя». Какой там Бюджетный кодекс? Какие там «услуги должны быть ближе к людям, и деньги тоже»? Это в Еропе так, а у нас не будет!

Два месяца шла война нового руководителя ведомства с районами, которые совершенно обоснованно боялись потерять поликлиническую службу. Оппонентами Качуровой стали и глава бюджетной комиссии Киеврады, и комиссия по здравоохранению. Не визировал проект решения, таки предложенный депутатам на заседании, и сам г-н Падалка, проявив в этом вопросе невиданную принципиальность, обусловленную то ли остатками советского опыта, то ли ситуативной победой здравого смысла. Вот тут бы и восторжествовать справедливости, ведь все решили за нее бороться?! Однако ж секретарь совета Довгий ставит вопрос на голосование, и «компетентное» большинство из ярких представителей Блока Черновецкого, ГАКа, «регионалов», социалистов и «литвиновцев» голосует. Виват «регионы»! Ваше истинное лицо как никогда ярко определяется именно на местах, где от принятия до реализации решения всего один шаг, а не годы, как может статься с любым законом в парламенте.