UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИГОВОР С ОТСРОЧКОЙ

В четверг Верховная Рада отложила до утверждения бюджета-2003 решение по программе деятельности Кабинета министров Анатолия Кинаха...

Автор: Егор Соболев

В четверг Верховная Рада отложила до утверждения бюджета-2003 решение по программе деятельности Кабинета министров Анатолия Кинаха. Тем самым парламент формализовал очередное продление срока правительству, первоначально рассчитанному до конца давно прошедших мартовских выборов. Постоянно живущий на чемоданах премьер волею обстоятельств становится баловнем судьбы. Хотя его время все же уходит.

Выиграв в мае прошлого года конкурс у Сергея Тигипко, Кинах за прошедший год почти идеально выполнил поставленные перед ним задачи не играть в свою игру и привести страну к выборам без заметного регресса экономики. Запущенный до него экономический рост был сохранен, пусть и с потерей темпов. За первое полугодие реальный ВВП возрос на 4,3% против 9,1% за прошлый год. Кинах сумел провести границу между политической слабостью Кабмина и аппетитами крупного бизнеса. «Они не дерибанят», — сказал во вторник один из крупнейших бизнесменов страны. Поддержав проект «За единую Украину» в ходе избирательной кампании по выборам Рады, Кинах, однако, смог не запачкаться, и обвинения в незаконном использовании ресурсов власти достались в основном не ему. В большинстве случаев переходный премьер пытался сохранять, а в некоторых — и иметь лицо, став в итоге бесконфликтным премьером без врагов, как «неуловимый Джо».

Ясно, что переходный статус кабинета Кинаха с самого начала лишил его будущего. Ни одно правительство не было столь бездеятельным в экономике. Правительство Кинаха стало холодильником, в котором овощи не портятся, но и не растут. За 13 месяцев в его актив можно занести только одну крупную сделку: заключенный в октябре прошлого года с правительством России договор о реструктуризации долга за газ. Однако даже это достижение выглядит ненастоящим. Принципиальная договоренность о сделке была достигнута еще в 2000 году в Минске Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным во время премьерства Виктора Ющенко. Более того, как и Ющенко, Кинах не смог довести соглашение до конца: отказ «Газпрома» принять выпущенные в счет долга облигации вернул прежние козыри в руки Москвы.

Кабмин Кинаха не смог обеспечить рекордный урожай зерна-2001 сбытом, что привело к падению его стоимости. Беспомощно был встречен скачок цен на рынке нефтепродуктов в мае этого года. Приватизация топ-компаний была остановлена, как и бюджетная реформа, налоговая реформа только обсуждалась. Деятельность правительства хорошо характеризуют принятое на этой неделе постановление о реконструкции его клуба, или решение прошлой недели учитывать при начислении алиментов доходы от аренды земли.

Вместе с тем, 1 апреля свою часть задачи обеспечить благоприятные для Президента результаты выборов Кинах был вправе считать выполненной. Также, как и Леонид Кучма — исчерпанной миссию своего ставленника. Еще в феврале Президент сказал, что готов сменить Кабмин при условии формирования близкого к нему (Президенту) большинства. Не случайно премьер неприлично долго — до 7 мая — затянул свой отказ от выигранного с блоком власти депутатского мандата. Однако приход в Раду агрессивно настроенных Блока Юлии Тимошенко и Социалистической партии вместе с плохо контролируемой «Нашей Украиной» заставил Президента продлить полномочия премьера. Кучма сосредоточился на выигрыше поста спикера для своего выдвиженца Владимира Литвина. В ходе майской борьбы Кинах старательно цитировал тезис Кучмы, что «правительство не должно быть разменной монетой». Такой размен обсуждался в рамках попытки Банковой договориться с «Нашей Украиной», но 226 голосов за Литвина были найдены без этого.

«Избрание Литвина означает конец для Кабмина Кинаха», — сказал на следующий день высокопоставленный эксперт. Однако Кабмин этого не почувствовал. Обстоятельства снова сыграли в его пользу. Затянувшиеся выборы руководства Рады сделали невыгодным смену Кабинета министров для большинства политических групп. Времени для выборов и согласования нового премьера до летних каникул не осталось. Рада могла уволить премьера, но участвовать в его назначении до сентября не позволяли каникулы. Выбор между бесконфликтным премьером и непрогнозируемым исполняющим обязанности, которого Президент вправе назначить без согласования с парламентом, условно продлил срок Кинаха. Выражение ему недоверия возложило бы на парламент политическую ответственность за отставку правительства, не дав ничего взамен. По той же самой причине его отставка стала невыгодной Президенту: и.о. неспособен демонстрировать лучшие результаты при том же уровне лояльности.

В связи с этим слово «отставка» на закрывшейся вчера сессии парламента прозвучало только от двух игроков, неспособных самостоятельно ее добиться, — Блока Тимошенко и «Нашей Украины». Причем и те, и другие действовали большей частью формально, скорее, следуя предвыборным лозунгам. Блок Тимошенко, для которого снятие Кинаха является суррогатом победы над Кучмой, подготовил проект постановления о необходимости заслушать отчет Кабмина о его деятельности. Атака со стороны «Нашей Украины» вообще заключалась главным образом в призывах Петра Порошенко, который теряет влияние внутри блока, и не была подготовленной акцией. Впрочем, почему бы не сделать приятное нацелившемуся на премьерский пост Ющенко? В результате, позавчера 259 голосами программа Кабмина была отправлена на доработку. «То, что правительство работает дальше, и то, что нет сейчас правительственного кризиса, я считаю, что это исключительно позитивное явление», — сказал после голосования вице-премьер Василий Роговой.

Благоприятное для правительства решение гарантирует ему спокойствие до конца лета. Но. «При обсуждении программы правительства ни одна фракция не заявила о его поддержке», — отметил лидер фракции «Демократические инициативы» Степан Гавриш. Даже наиболее лояльная к Кинаху фракция «Трудовой Украины» и его Партии промышленников и предпринимателей возглавляется прежним конкурентом Тигипко, для которого премьерское кресло является решающим шансом включиться в президентские выборы 2004 года. «Основной разговор будет происходить осенью», — заявил представитель блока Тимошенко Александр Турчинов.

Главное слово в этом разговоре будет за Президентом, который в день голосования по программе Кабмина специальным выступлением приветствовал работу топ-кандидата на место Кинаха — министра транспорта Георгия Кирпы. «Пришел человек, который хочет работать не ради себя и ради своих собственных интересов, а ради государства. И все нашлось», — заявил Кучма в Харькове на церемонии открытия скоростного поезда. Он высказал полную поддержку начатому Кирпой рискованному эксперименту по стимулированию пассажирских авиаперевозок. Кучма даже попросил собравшихся на площади перед вокзалом похлопать министру. Прежний фаворит Президента, первый вице-премьер Олег Дубина, с момента назначения Кинаха считавшийся одним из основных кандидатов на место его преемника, такой публичной поддержки не удостаивался.

По-видимому, новый премьер помимо гарантированной лояльности должен будет обладать в глазах Президента способностью добиться прогресса в экономике. Это часть имиджа Кирпы, у которого нет реноме реформатора, но есть репутация человека, способного «делать дело» и полностью контролировать ситуацию во вверенной ему сфере. Усиливающиеся проблемы бюджета угрожают новым витком социального недовольства. Кучма, который готовится к передаче либо к максимально спокойной сдаче власти в 2004 г., обязательно это учитывает. Однако провожать Кинаха либо поздравлять Кирпу еще рано. Перед Президентом также стоит крайне творческая и сложная задача вписать фигуру премьера в будущие выборы. Премьерское кресло может стать как трамплином, так и фундаментом для желательного Банковой кандидата. Оно же вызовет раздоры среди ее союзников и может объединить ее врагов. Кучма не только должен сделать выбор, но и реализовать его. С учетом интересов и «Нашей Украины», и «Регионов Украины», и СДПУ(о), и «Трудовой Украины», но в рамках выгодного для себя плана действий. И в этих условиях удививший назначением Виктора Медведчука главой своей администрации Президент может снова прибегнуть к неожиданному решению.