UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приглашение в чужой монастырь

У министра транспорта и связи, социалиста Николая Рудьковского есть все основания пребывать в дурном расположении духа...

Автор: Владимир Кравченко

У министра транспорта и связи, социалиста Николая Рудьковского есть все основания пребывать в дурном расположении духа. По информации «ЗН», премьер-министр подписал распоряжение о проведении в отношении него служебного расследования: члена правительства обвиняют в том, что он своими действиями нанес ущерб национальной безопасности Украины. Основанием для этого решения Виктора Януковича стала декабрьская история, когда по приглашению Рудьковского в Украину приехали туркменские оппозиционеры — бывший вице-премьер-министр Худайберды Оразов и экс-посол Туркменистана в Турции Нурмухаммед Ханамов. Поскольку события проходили до новогодних праздников, напомним нашим читателям, что в Украине эти некогда высокопоставленные туркменские чиновники, которых на родине обвиняют в крупных хищениях, не только выступили с резкой критикой Ашгабада, но и призывали к свержению нынешнего режима в Туркменистане.

Результатом развернутой Оразовым и Ханамовым бурной деятельности (кстати, подробно освещавшейся украинскими СМИ) стала реальная угроза ухудшения украинско-туркменских отношений. Тамошний МИД, например, отправил в Киев жесткую по своему содержанию ноту: в Ашгабаде посчитали происходящее в украинской столице недружественным шагом. Эта история могла негативно повлиять на энергетическое партнерство Киева и Ашгабада, который через «РосУкрЭнерго» продает Украине основную часть импортируемого нами газа по сто долларов за тысячу кубометров на туркмено-узбекской границе. И только за счет платы за транзит и прибыли «РосУкрЭнерго» стоимость газа на украинско-российской границе достигает суммы в 130 долл. за тысячу кубометров. Если бы Украина утратила туркменские контракты в силу восточной обидчивости, умноженной на российское подзуживание, то нашей стране пришлось бы закупать газ у России по отпускной цене не в сто долларов, а в 230.

К сказанному стоит добавить, что последствия могли быть еще более болезненными, если бы Киев экстрадировал оппозиционеров в Ашгабад, как того требовали туркменские власти: ее представители утверждали, что Оразов и Ханамов находятся в международном розыске. И если бы туркмены не покинули своевременно территорию нашей страны, Киев вынужден был бы выполнять международные обязательства, взятые им в соответствии с Минской конвенцией 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах». В таком случае по имиджу Украины как демократического государства был бы нанесен серьезный удар.

Сейчас украинская власть делает все не только для того, чтобы сгладить острые углы, обнаружившиеся в двусторонних отношениях, но и пытается разобраться в происшедшем и наказать виновных. Пока что пострадали только консульские работники, выдавшие визы Оразову и Ханамову: глава генконсульства в Варне получил взыскание, а консул Украины в Вене был отозван. Под угрозой отзыва из Вены находится и посол Украины в Австрии Владимир Ельченко, всегда отличавшийся крайней осторожностью и внимательностью к пожеланиям власти. Поводом для этих дисциплинарных решений стало нарушение дипломатами ведомственного циркуляра, требующего, чтобы в случае выдачи виз политическим беженцам консульские работники обращались за инструкциями в центральный аппарат МИД. А этого как раз сделано не было. О некоторых причинах подобных действий консулов мы скажем ниже. Однако эти, понесшие наказание дипломаты — всего лишь стрелочники.

Судите сами: «в ночь с 21 на 22 декабря», как говорится в официальном письменном обращении СБУ к премьер-министру, «Рудьковский Н.Н. лично обратился к руководителям дипломатических учреждений Украины в Австрии, Болгарии и Норвегии с просьбой срочно, этой же ночью», оформить визы Худайберды Оразову, Нурмухаммеду Ханамову, а также еще нескольким выходцам из Туркменистана. При этом, как установили сотрудники СБУ, Рудьковский утверждал, что решение о въезде этих лиц принято высшим руководством Украины. (Как позже оказалось, никто подобного решения не принимал, и для политического руководства нашей страны приезд туркменских оппозиционеров стал неожиданностью: после многочисленных совещаний с участием представителей СБУ, МИД, СНБОУ, правительства его участники выяснили, что украинское государство не имеет никакого отношения к приезду туркменских оппозиционеров. Поэтому Рудьковский, будучи официальным лицом, подставил всех и вся.)

Обратившись напрямую к главам дипломатических представительств, Рудьковский нарушил ряд законодательных и нормативных актов. Речь идет о таких документах, как указ президента «О внесении изменений в Положение о Министерстве иностранных дел Украины» (в котором глава государства подтверждает координирующую роль МИД в сфере внешней политики), Закон «О государственной службе» (статьи 5 и 10), постановление правительства «О приеме иностранных делегаций» и т.д. Если суммировать все нарушения, то они сводятся к следующему.

Прежде всего, г-н Рудьковский не проконсультировался с внешнеполитическим ведомством (как координирующим органом в сфере внешних сношений) о целесообразности приезда в Украину представителей туркменской оппозиции. Министр транспорта также вмешался в деятельность чужого ведомства, напрямую обратившись к главам дипломатических представительств. Иными словами, глава Минтранса взял на себя функции МИД. Это все равно, если бы глава внешнеполитического ведомства отдал распоряжение о пересмотре тарифов по перевозке грузов на железной дороге, а глава МЧС обязал студентов КНУ в массовом порядке заниматься стрельбой из лука.

И, наконец, Николай Рудьковский ввел в заблуждение дипломатов, заявив им, что решение о въезде Оразова, Ханамова и других принято высшим руководством Украины. (Кстати, если для украинских дипломатов из наших дипломатических ведомств в Болгарии и Австрии слов Рудьковского о «решении высшего руководства Украины» оказалось достаточно, чтобы пойти навстречу члену правительства, сформированного антикризисной коалицией, то в посольстве в Норвегии дипломаты, к счастью для себя, оказались не столь легковерными.) Все это дает основание сотрудникам спецслужб, проводящим расследование, говорить о том, что Рудьковский совершил должностное преступление.

Но детективная история с приездом в Украину туркменских оппозиционеров на этом не заканчивается. По нашей информации, зал официальных делегаций, через который проходили Худайберды Оразов и Нурмухаммед Ханамов, заказывали сотрудники приемной Николая Рудьковского. При этом, при оформлении заявки (копией которой располагает редакция) Оразов и Ханамов были указаны как помощники министра транспорта Украины! Впрочем, при вылете из нашей страны эти господа уже были названы гостями министра… Кстати, по данным «ЗН», в соответствии с предоставленной аэропорту «Борисполь» информацией, гости Рудьковского сначала планировали вылететь из Киева 22 декабря. Но в силу неизвестных нам причин дата вылета была перенесена, и Худайберды Оразов и Нурмухаммед Ханамов покинули Украину 26 декабря.

Но что заставило министра транспорта заняться поддержкой оппозиционных туркменской власти политиков, звонить ночью украинским послам с требованием срочного оформления виз, ссылаясь на несуществующее решение руководства страны? Ведь еще несколько лет назад, будучи в тоге оппозиционера, когда политик имеет большую свободу в своих действиях и высказываниях, нежели во время пребывания у власти, г-н Рудьковский публично не комментировал ужасы авторитарного режима Туркменбаши. И проблемы с демократией в этой центральноазиатской стране не мешали ему вести в Туркменистане весьма доходный газотрейдерский бизнес, выполняя бартерные поставки товаров.

На сей счет существуют две версии, в равной степени нелестные для министра транспорта.

Версия первая. Н.Рудьковский и его компаньоны, не владея ситуацией в Туркменистане, решили воспользоваться моментом и таким сомнительным способом заложить основу для потенциально доходного бизнеса. При этом расчет делался на то, что приход представителей оппозиции к власти вполне возможен, а уж они после возвращения в Ашгабад и восстановления своих позиций в соответствии с восточными традициями отблагодарят конкретных украинцев вполне определенными экономическими и энергетическими преференциями. А энергетический бизнес Рудьковскому отнюдь не чужд: в свое время он работал замдиректора Торгового дома «Газ Украины».

В целом это объяснение более выгодно для Рудьковского тем, что выставляет его «виновным без злого умысла». Но существует несколько фактов, заставляющих усомниться в этой версии. Прежде всего очень трудно поверить в то, что человек, который работал с Туркменистаном, не знаком с реальным влиянием оппозиции на политические процессы в стране. Опять же, трудно поверить в то, что лицо, имеющее контакты с некоторыми туркменскими оппозиционерами, не отслеживает и ситуацию в Туркменистане. Тем более что министру транспорта и связи сделать это не так сложно: достаточно просто зайти в Интернет и убедиться, что у оппозиции шансов стать у руля страны примерно столько же, сколько у Наталии Витренко.

Версия вторая. Приезд в Украину Худайберды Оразова и Нурмухаммеда Ханамова — результат спецоперации, проведенной против Украины спецслужбами третьих стран, заинтересованными в том, чтобы украинско-туркменское газовое сотрудничество было пресечено на корню. Ведь ни Оразов, ни Ханамов не призывали к дестабилизации Туркменистана ни в Москве, ни в Вене, ни в Софии, а делали это в Киеве, который ищет стабильности в получении альтернативных российским энергоносителей.

Эту точку зрения разделяют многие украинские должностные лица, по долгу службы занимающиеся этим делом. Мы не верим слухам, согласно которым Рудьковский закончил спецшколу КГБ СССР. Но вполне возможно, что министра транспорта использовали «втемную», играя на определенных чертах характера члена правительства. В этой связи очень показательны комментарии, данные в последних номерах «ЗН» послом Украины в Туркменистане Виктором Майко и вице-премьер-министром Владимиром Радченко относительно приезда в Украину этих «легионеров». Напомним, что Владимир Майко тогда заявил, что «уверен только в одном: это спланированная акция, цель которой — ухудшение двусторонних отношений Украины и Туркменистана».

В минувшие четверг и пятницу «ЗН» пыталось связаться с Николаем Рудьковским и получить у него комментарий относительно пребывания в Украине туркменских оппозиционеров и начатого в отношении него служебного расследования. В пятницу, когда мы дозвонились к нему, г-н Рудьковский, сославшись на совещание, попросил перезвонить через час. Мы сделали звонок несколько позднее. Однако связь с министром транспорта, находившимся на борту самолета, летевшего в Харьков, прервалась. Больше он трубку не поднимал. Возможно, СБУ повезет больше: спецслужба на днях обратилась к Николаю Рудьковскому с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся организации приезда в Украину Худайберды Оразова и Нурмухаммеда Ханамова. Очевидно, что ответы серьезно повлияют на дальнейшую судьбу этого члена кабинета министров. И в сложившейся ситуации крайне любопытно, как себя поведут премьер-министр Виктор Янукович и глава Верховной Рады Александр Мороз. Руководство страны не может игнорировать нарушения, допущенные министром транспорта, и правительство, по меньшей мере, должно уволить Рудьковского с занимаемой должности. Ведь не стоит забывать, что благодаря действиям этого министра под угрозой оказалась национальная безопасность Украины в ее международном и экономическом аспектах. Очевидно, что подобное могло случиться в результате игнорирования как норм чиновничьей этики, так и правового нигилизма.

С другой стороны, история с туркменскими оппозиционерами продемонстрировала отсутствие системы координации действий украинских органов исполнительной власти по предотвращению подобных инцидентов. МИД, СБУ, МВД узнали о приезде Оразова и Ханамова постфактум. Как и в случае с приездом в Украину осенью 2005 года лидера Демократической партии Азербайджана Расула Гулиева (и его последующего задержания), украинская государственная машина дала сбой. Дипломаты, проигнорировав ведомственные инструкции, в срочном порядке оформили визы. Для нарушения правил им вполне хватило телефонного звонка непрофильного министра. МВД не проинформировал МИД о том, что Оразов и Ханамов находятся в международном розыске, вследствие чего те не были включены в контрольный список лиц, приезд которых в Украину нежелателен, а Служба безопасности не владела информацией об их приезде. Последнее, кстати, дает еще один повод говорить об эффективности СБУ при отстаивании национальной безопасности Украины. Ведь в этом ведомстве существуют специальные подразделения, созданные не только для защиты конституционного строя, но и для предотвращения нанесения Украине экономического ущерба. Все же главная задача спецслужбы — предотвращать инциденты, а не реагировать на них постфактум. Но сейчас налицо серьезный прокол в системе национальной безопасности, и эту ошибку необходимо немедленно исправить. Пока же представители МИДа, СБУ, МВД посовещавшись, приняли ставшее уже традиционным решение отработать механизм взаимодействия внешнеполитического ведомства с украинским бюро Интерпола относительно взаимного информирования о лицах, въезд которых в Украину нежелателен. Что, впрочем, не дает нам уверенности в том, что наша страна в будущем будет избавлена от повторения подобных историй.