UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ОКРИК

Необычно жесткий тон послания, с которым президент России Борис Ельцин выступил в четверг перед д...

Автор: Виталий Портников

Необычно жесткий тон послания, с которым президент России Борис Ельцин выступил в четверг перед депутатами обеих палат Федерального собрания, уже не оставляет сомнений о серьезных перестановках в структурах исполнительной власти. Ельцин заявил депутатам, что правительство не способно работать без президентского окрика, он говорил о власти, заплывшей жиром, и о сановниках, думающих только о собственном благополучии, - то есть выступление Ельцина-97 больше походило на пламенные речи Ельцина-91, боровшегося с союзным аппаратом и не устававшего обличать его заплывших жиром сановников, чем, допустим, выступления президента России в предыдущие годы с посланиями Федеральному собранию. Тон тогда был более благодушен и касался, в основном, отдельных недостатков. Однако гневные слова Ельцина - пока не более чем риторика. Президент не назвал ни одной фамилии, не упомянул ни об одном ведомстве, а лишь пообещал в ближайшие дни произвести серьезные перестановки в правительстве, куда должны прийти новые люди.

Что с Чубайсом?

Главной загадкой раскладываемого в Кремле кадрового пасьянса остается судьба главы президентской администрации Анатолия Чубайса. Если вечером перед выступлением президента России средства массовой информации с большой долей уверенности говорили о возможности назначения Чубайса единственным первым вице-премьером в правительстве Виктора Черномырдина, а радиостанция «Эхо Москвы» даже сообщила об этом, как об уже принятом решении, то после выступления Ельцина уверенный тон журналистов был несколько поколеблен появлением на публике самого Чубайса, заявившего, что только президент может принимать или не принимать подобные кадровые решения. Очевидно, от главы президентской администрации ожидали подтверждения его назначения, хотя бы намека на это, а не дождавшись - остереглись продолжать свои прогнозы.

Собственно, в самих предположениях о возможном назначении Чубайса немало загадочного. Если согласиться с общепринятым мнением, что атака на правительство Черномырдина организована исключительно главой президентской администрации с целью свалить чересчур влиятельного конкурента, то неясно, зачем в ходе этой атаки Чубайсу становиться первым заместителем Черномырдина, да к тому же единственным. За какой сектор не стал бы официально отвечать Чубайс, в этом случае именно на него были бы свалены все неизбежные при нынешнем бюджете провалы, а критика бюджета президентом в послании, очевидно, отражает всю степень неудовлетворенности этим документом в президентской администрации. Странно бы думать, что политическая карьера первого вице-премьера удалась бы, что он мог бы претендовать в будущем на премьерское кресло… Но если Чубайс идет в правительство не по своей инициативе, то необходимо говорить о неожиданной победе сторонников Виктора Черномырдина, которые не только отстояли премьера, но и поставили в весьма невыгодное положение его основного критика.

Впрочем, происходящему есть еще несколько объяснений. Первое - Ельцин устал от очередного фаворита и, вернувшись в Кремль, решил ограничить непомерно возросшее влияние главы своей администрации. В этом случае судьба Чубайса сравнима с судьбой его предшественника на посту первого помощника президента (Чубайс, как известно, совмещает должности главы администрации и первого помощника) Виктора Илюшина, которого с кремлевских высот отправили в правительство надзирать то ли за Черномырдиным, то ли за социальной сферой, то ли Ельцин поручил Илюшину надзирать с Черномырдиным вместе за социальной сферой, но только сегодня Илюшина называют одним из кандидатов на вылет из кабинета - и вряд ли после отставки он вернется в Кремль.

Возможно, Чубайс руководствуется неким своим политическим интересом, неясным «простому смертному». Проще говоря, для группы предпринимателей, поддерживающих Чубайса и поддерживаемых Чубайсом, некие глобальные экономические изменения, осуществить которые может только первый вице-премьер, кажутся более важными, с точки зрения будущего всей команды - ну хотя бы с точки зрения будущей президентской компании - чем сегодняшнее нахождение рядом с президентом. Понять, сам ли Чубайс инициировал свое назначение, можно будет уже через весьма недолгое время - по его действиям на новом посту.

И, наконец, последнее и также вероятное: Чубайса могут никуда и не назначить, его командировка в правительство на поверку окажется лишь добрым пожеланием сторонников Виктора Черномырдина, а президент прислушается к предлагающим все оставить на своих местах - по крайней мере, в Кремле. Потому что назначение Чубайса первым заместителем председателя правительства влечет за собой еще и борьбу за место главы президентской администрации. А если прислушаться к прогнозам, что Анатолий Борисович готов забрать с собой в «Белый дом» ряд ответственных сотрудников администрации, то освободится целый список кремлевских вакансий. Удастся ли группе Чубайса удержать эти должности за собой или «другие» фавориты - дочь президента Татьяна Дьяченко и поддерживаемый ею заместитель секретаря Совета безопасности Борис Березовский сделают кремлевские перемены необратимыми? Хочет ли Ельцин сейчас отвечать на все эти вопросы?

Другие перестановки

Другие перестановки выглядят более прозаично, и о них можно будет без трепета душевного узнать уже в ближайшие дни. Очевидно, что если Виктор Черномырдин остается премьером, то не так уж и важно, кого из вице-премьеров и министров он оставит, а кого сохранит, - останется в любом случае неизменной суть правительственных действий. Назначение Чубайса, действительно, могло бы что-то изменить в исполнительной власти, однако оно, как мы убедились, - особая тема. Вероятно, Ельцин воспользуется случаем, чтобы отставить министра обороны Игоря Родионова. Однако эта отставка ничего общего не имеет с процессом перестановок в Кабинете министров и связана исключительно со взаимоотношениями в треугольнике Ельцин-Родионов-секретарь Совета обороны Юрий Батурин. Не исключено, кстати, что президент захочет повременить с оставлением руководителя военного ведомства, назначив ему в помощь нового первого заместителя, который будет понемногу разгонять старую команду и перенимать власть от дряхлеющего и утратившего доверие Родионова. Что же касается изменений в собственно экономическом секторе правительства, то они могут коснуться каждого или коснуться немногих - опять-таки многое зависит от того, кто будет курировать этот сектор - Чубайс, нынешний вице-премьер, бывший президент «Онэксимбанка» Владимир Потанин или некая третья фигура. Да, будут отставлены многие министры, вице-премьеры, заместители министров. Но на фоне продолжающейся в Москве большой игры за будущую власть вряд ли эти отставки будут иметь решающее значение.