Первый шаг к объединению?
Вечером в воскресенье 17 ноября Бухарест ликовал. Десятки тысяч людей на улицах города бурно приветствовали победу своего кумира Эмиля Константинеску на президентских выборах. Он стал первым президентом Румынии, который в результате демократического волеизъявления народа сменил на посту главы государства предыдущего президента. Действительно, до второй мировой войны Румыния была монархией, а после вхождения ее в советский блок первый президент (а точнее - первый секретарь компартии) Георгиу Деж умер, второй - Николае Чаушеску был расстрелян во время революции 1989 года, а в постсоциалистический период развития Румынию возглавлял Ион Илиеску, до этого дважды побеждавший на выборах 1990 и 1992 годов.
Итак, согласно опубликованным Центральным избирательным бюро данным, Эмиль Константинеску получил 54,43% голосов, тогда как его соперник - кандидат Партии социальной демократии Ион Илиеску набрал 45,57%.
Выступая после обнародования результатов выборов по румынскому радио, Константинеску заверил, что не допустит «акций возмездия» и «политических чисток». По его словам, приоритетом является вывод страны из экономического кризиса и главным критерием отбора людей будут их профессионализм и моральные качества.
Уже начались переговоры между лидерами победивших на выборах партий о составе будущего коалиционного правительства. Как предполагают, в новый кабинет войдут представители Национал-цэрэнистской, христианской и демократической партии (НЦХДП), Социал-демократического союза, двух партий либеральной ориентации из Демократической конвенции, а также Демократического союза венгров Румынии. Пост премьер-министра предназначен для представителя НЦХДП.
Университетскому профессору Эмилю Константинеску 57 лет, родился он в г. Тигина (сегодня г.Бендеры, Республика Молдова). Пришел в политику в декабре 1989 года. Хотя поначалу Э.Константинеску явно не хватало навыка политических боев, в 1992 году он уже баллотировался на пост президента и уступил И.Илиеску лишь во втором туре. Многие, однако, видят в нем представителя довоенной и рвущейся к реваншу Румынии. Поэтому радикализм Э.Константинеску вызывает опасения, что его победа на выборах - это реставрация монархии, возвращение крупной собственности, в том числе земельной, бывшим владельцам, закрытие крупных предприятий и массовая безработица.
Это вполне получило подтверждение в ходе продолжавшейся несколько месяцев кампании, которая изобиловала политическими разоблачениями, провокациями, обвинениями, распаляя страсти, но отнюдь не внося ясность в представления избирателей. В частности И.Илиеску попытался разыграть и националистическую карту, потребовав обнародовать «тайный сговор» с лидерами венгерского меньшинства в Румынии, которым Константинеску будто бы пообещал территориальную автономию в обмен на поддержку будущего правительства.
Основными же «козырями» лидера Демократической конвенции было обвинение в коррупции и смыкании с мафиозными структурами, которое он выдвинул против прежних властей. По его словам, Илиеску и поддерживающая его Партия социальной демократии Румынии продемонстрировали неспособность вывести страну из экономического кризиса и не вызывают доверия на Западе. Он также обвинил Илиеску в стремлении любой ценой сохранить власть и уличил его в «большевистской пропаганде», сеющей вражду между различными категориями населения: богатыми и бедными, румынами и венграми, монархистами и республиканцами. «Мы знаем, как сделать жизнь в Румынии лучше» - таков был лейтмотив пропаганды Константинеску.
Несмотря на создание положительного имиджа, от наблюдателей не ускользнуло и проявившееся в ходе теледебатов тяготение Константинеску к авторитаризму. Так, он сделал заявление о своих намерениях в случае победы на выборах сместить ряд должностных лиц (например, генпрокурора), чего по Конституции он делать не может.
Для нас, конечно, наиболее интересным является раздел, в котором изложен внешнеполитический аспект программы. В этом разделе указано, что приоритетом внешней политики Румынии будет обеспечение безопасности страны и повышение ее роли в мире, что может быть следствием гармоничной интеграции Румынии в политические и оборонные европейские и атлантические структуры.
В отношениях с соседними странами Константинеску обещал стремиться к уменьшению напряженности, которая блокирует процесс подписания базовых договоров с Венгрией и Украиной. Молдова рассматривается как приоритетный партнер, исходя из установившихся исторических связей и стремления двух стран к дальнейшему их развитию. Новый президент обещал проводить достойную политику по отношению к СНГ, а также активно развивать связи со всеми странами Юго-Восточной Европы - Грецией, Турцией, Албанией, государствами бывшей Югославии и Болгарией.
Таким образом, утверждается в программе, Румыния действительно может стать фактором равновесия и европейского сотрудничества, получая и одновременно внося свой вклад в поддержание безопасности и стабильности в Европе и мире.
Что же касается непосредственно отношений с Украиной, то, по мнению Константинеску, Украина является буферной страной между Россией и Румынией и для последней очень важно, чтобы наша страна была сильной и независимой. Что же касается проблемы Бессарабии и Буковины, то новый президент Румынии уверен, что принадлежность их его стране является национальным идеалом для румын. С другой же стороны, он отдает себе отчет в том, что сегодня идеи изменения существующих границ являются нереальными и неосуществимыми, особенно в контексте европейской безопасности. Единственно, в чем уверен Константинеску, это то, что Украина должна признать противозаконный характер пакта Молотова - Риббентропа, однако от ответа на вопрос о возможности вынесения этой проблемы за рамки базового договора он уходит.
Что же касается решения внутренних проблем страны, то здесь победу Константинеску обеспечило использование взаимоисключающих лозунгов: ускорения экономических реформ с одной стороны и повышения жизненного уровня населения - с другой. Следует отметить, что выполнение этих обещаний, по мнению наблюдателей, приведет в ближайшее время к ухудшению социально-экономической обстановки в стране. Кстати, первые признаки этого уже налицо: за последние три недели курс национальной валюты - румынского лея - снизился почти на 50% - с 3500 до 5000 леев за 1 доллар США.
Итак, нужно ли Украине готовиться к изменениям в политике своего западного соседа? Конечно, да. Прежде всего, новое руководство Румынии будет более активно работать над решением проблемы продвижения своей страны к НАТО с максимальной скоростью. А это явно на руку украинской стороне. Недаром Константинеску заявил, что интеграция в НАТО непременно связана с подписанием политического договора между нашими странами. Новые выборы еще очень далеко, а значит, можно поступиться некоторыми принципами (а именно - упоминанием в договоре пакта Молотова - Риббентропа) для достижения более важной цели.
С другой стороны, очевидно, результаты румынских выборов могут привести к реанимации вопроса интеграции Румынии и Молдовы. Позиция партии, членом которой является Константинеску, по этому вопросу известна - полное объединение двух государств.
Что же касается Молдовы, то здесь на состоявшихся в воскресенье президентских выборах президент Мирча Снегур и председатель парламента Петр Лучинский получили наибольшее число голосов и продолжат борьбу во втором туре, который состоится 1 декабря. Согласно предварительной информации, Мирча Снегур набрал 38 процентов голосов, Петр Лучинский - 24,9 процента.
Перед выборами нынешний президент страны Снегур вышел из рядов правящей Аграрно-демократической партии и создал собственную партию «Возрождение и согласие». При этом его политические взгляды резко сместились вправо, что выразилось в стремлении к объединению с Румынией. Кроме того, ужесточилась позиция нынешнего президента по отношению к решению приднестровской проблемы.
Комментируя предварительные итоги выборов, Мирча Снегур заявил журналистам, что с оптимизмом расценивает свои шансы в борьбе с Лучинским и не намерен вести переговоры со своими соперниками. Он подтвердил, что будет добиваться отставки правительства и в случае несогласия парламента поставит вопрос о доверии законодателям.
Таким образом, в случае победы на президентских выборах Мирчи Снегура, учитывая бойкотирование их в Приднестровье и победу Константинеску в Румынии, можно предположить, что урегулирование приднестровской проблемы откладывается на неопределенное время. Можно сказать, что позиции Молдовы и Румынии по этому вопросу уже определились. Теперь все будет зависеть от позиции России и Украины.