Государственный департамент США вот уже в течение двух десятилетий ежегодно публикует доклад о положении с правами человека во всех 194 странах и зависимых территориях мира. В этом году такой доклад увидел свет 29 января и был представлен на специальном брифинге помощником госсекретаря США по гуманитарным вопросам Джоном Шэттаком. В своем вступительном слове представитель американского внешнеполитического ведомства отметил, что в последние годы в мире прошла волна разительных перемен, которая привела к реальным реформам и рождению демократии во многих странах, особенно в Латинской Америке и Восточной Европе. Однако, по его словам, в мире еще слишком много стран, где людям грозят репрессии из-за того, что они говорят или во что верят, что защищают свои права, свои семьи, свои дома.
В категорию таких стран, согласно докладу госдепартамента, относятся те, которыми управляют так называемые «авторитарные правительства», удерживающиеся у власти «только благодаря систематическому нарушению прав человека своих граждан». К таким странам отнесены Китай, Бирма, Нигерия, Куба, Северная Корея, Ливия, Сирия, Ирак и Иран. Правда, в докладе констатируется, что власти КНР предприняли некоторые «позитивные шаги» в вопросе соблюдения прав человека, заняв несколько более терпимую позицию в отношении инакомыслия. Такое заключение, очевидно, объясняется все же скорее не реальным прогрессом в этом вопросе в Китае, а желанием подвести платформу под активизацию сотрудничества между Вашингтоном и Пекином, которое особенно стало заметно в минувшем году.
Явно неблагополучно, по мнению авторов доклада, обстоят дела с правами человека в странах, отнесенных госдепартаментом к категории «переживающих конфликт». Это Руанда, Бурунди, Демократическая Республика Конго, Алжир, Судан, Афганистан и Колумбия. В этих странах жертвами гражданской войны, внутренних конфликтов и разгула насилия стали десятки и сотни тысяч мирных граждан. Кстати, единственной страной из перечисленных, не согласившейся с оценками американцев, стал Алжир. Однако его аргументы заключались всего лишь в неверной оценке госдепартаментом числа жертв вооруженного противостояния, продолжающегося уже 6 лет между алжирскими властями и религиозными экстремистами. МИД Алжира заявил, что их число в 70 тысяч человек, поданное «тенденциозными американскими источниками», абсолютно не соответствует действительности. На самом деле за время конфликта в стране погибло «всего» 26,5 тысячи человек.
В докладе отмечается, что в странах, переживающих переходный период, наблюдается «смешанная картина прогресса и отката назад». Авторы документа в лучшую сторону отмечают Румынию и Болгарию, где несмотря на значительные препятствия, демократическая форма правления прочно пускает корни. В положительную сторону отмечены и такие страны, как Албания, Либерия и Босния, где за отчетный период успешно прошли муниципальные выборы. С другой стороны, во Вьетнаме, например, налицо значительные ограничения свободы слова, собраний, объединений, религии и права на частную жизнь. Не все гладко с правами человека и в Турции, которая во всю рвется в ЕС. Здесь в прошлом году неоднократно имели место пытки людей, ритуальные убийства женщин, ограничения свободы выражения гражданами своего мнения и «чрезмерное использование силы» органами безопасности на юго-востоке страны. Очевидно, под таким мягким определением скрывается настоящая война, развязанная вооруженными силами против курдского населения страны.
Из бывших союзных республик в докладе выделена Грузия, где, несмотря на наличие проблем с правами человека, налицо «возросшее осознание гражданами» демократических ценностей. Госдепартамент отмечает активную позицию грузинского парламента в искоренении злоупотреблений правоохранительными органами, которые отмечаются авторами как одно из главных препятствий на пути движения страны к демократии.
Отмечая в целом благоприятный климат для свободы выражения, существующий сегодня в России, госдепартамент в то же время отмечает шаг назад, сделанный нашим соседом при принятии закона, ограничивающего свободу совести в стране. Джон Шэттак подчеркнул, что этот закон является потенциально «исключительно дискриминационным». Он подчеркнул, что уже отмечены «вызывающие тревогу примеры», когда религиозные меньшинства в отдаленных районах России сталкиваются с трудностями. Да что говорить об окраинах, если даже в подмосковном Ногинске власти творят произвол в отношении православного прихода Киевского патриархата. Желая, очевидно, подсластить пилюлю для Москвы, Шэттак отметил, что высокопоставленные российские официальные лица неоднократно заявляли, что этот закон будет применяться либерально и в духе терпимости. Что ж, блажен, кто верует...
Нет ничего неожиданного в оценке авторов доклада действий белорусского «бацьки». Цитируем: «Продолжает ухудшаться ситуация в Белоруссии, где президент Лукашенко проводит тактику устрашения в отношении независимых политических партий, средств массовой информации, профсоюзов и правозащитных организаций». Добавить вроде бы нечего.
«Двойка» выставлена и бывшим советским республикам Центральной Азии - Казахстану, Киргизстану, Узбекистану и Туркменистану, где, как отмечается, разделение властей отсутствует напрочь, а законодательные и судебные органы находятся под абсолютной властью глав исполнительной власти, ограничивающих основные свободы своих граждан.
Что же касается нашей страны, то в докладе отмечено, что в целом Украина продолжила процесс создания основанного на действии законов гражданского общества.
Уровень нарушений прав человека остался таким же сравнительно невысоким, как и в 1996 году. Среди недостатков отмечено отсутствие реформ в юридической и тюремной системах, а также в вооруженных силах, которое негативно сказывается на соблюдении прав человека. Имеются в виду частые случаи избиения подследственных и задержанных представителями правоохранительных органов и издевательства над призывниками в армии.
Судебная власть перегружена и испытывает недостаток финансирования и подготовленных кадров. Несмотря на прогресс в создании действительно независимых судебных органов, имеет место вмешательство представителей власти в их деятельность.
Были отмечены попытки давления властных структур на средства массовой информации и с целью ограничить свободу слова.
Кроме того, в Украине остается значительным антисемитизм на бытовом уровне, насилие в отношении детей и женщин является обычным явлением, как и дискриминация по половому, этническому или религиозному признакам.