UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОСРЕДНИКИ ИЛИ ПОСОБНИКИ

Политика России в Закавказье Когда в 1992 году создавалась Система коллективной безопасности СНГ, у...

Автор: Вадим Нефедов

Политика России в Закавказье

Когда в 1992 году создавалась Система коллективной безопасности СНГ, уже было очевидно, что государства, вступающие в нее, преследовали свои собственные интересы, мало заботясь о своих соседях, не говоря уже о содружестве в целом. Наиболее ярко это проявляется в закавказском регионе, где сталкиваются национальные интересы двух, иронией судьбы, членов содружества и партнеров по Ташкентскому оборонному союзу. Россия же использует свое лидирующее положение во всех организациях СНГ для обеспечения своих геополитических интересов. Заинтересована ли Россия в нормализации ситуации в Нагорном Карабахе, если размещенные на оккупированных азербайджанских землях армянские вооруженные формирования включены в систему охраны внешних границ СНГ? В течение восьми лет противостояния Азербайджана и Армении сначала центральные, а позже российские власти пытались уверить всех и вся в собственном нейтралитете. Теперь, по всей видимости, с этой игрой покончено. Москва уже не скрывает, что считает Армению своим главным стратегическим союзником в Закавказье. Охлаждение отношений США и России моментально отразилось на ее политике в этом регионе. Практически одновременно с европейским турне Г.Алиева, в ходе которого был подписан ряд соглашений по сотрудничеству Азербайджана с европейскими структурами, включая и НАТО, началось форменное паломничество высшего российского руководства в Армению. Тогдашний министр обороны России Павел Грачев, взявший на себя роль посредника в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном, заключил с одним из воюющих государств целый пакет соглашений о военном сотрудничестве, в том числе и в области противовоздушной обороны. Заключение государством-посредником соглашений о военном сотрудничестве с одной из сторон конфликта - сам по себе факт беспрецедентный. Однако некоторые аспекты военного сотрудничества России и Армении выходят за пределы не только неписаного «кодекса чести», но и норм международного права - в системе охраны внешних границ СНГ, кроме Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), подразделений Кавказского особого пограничного округа, дислоцированных на Северном Кавказе, кораблей воздушного наблюдения Каспийской флотилии и Вооруженных сил Армении, задействованы... армянские силы ПВО в Нагорном Карабахе. По сообщению агентства ТУРАН, российская сторона намерена поставить в Армению зенитно-ракетные комплексы «Бук - М1». Кроме того, специалисты по противовоздушной обороне и офицеры российского генштаба разрабатывают схему так называемой обороны воздушного пространства внешних границ СНГ на южном направлении. Согласно военных источников агентства ТУРАН, существующая линия обороны разделена на три участка. Северо-восточный включает в себя границу России с Азербайджаном и прикрывается передислоцированными недавно в Дагестан и размещенными вдоль границы с Азербайджаном системами ПВО. Юго-западный участок - от станции Мегри в Зангезуре до Черноморского побережья - является зоной ответственности российских военных баз, размещенных в Армении и Грузии. Однако самой интересной является схема охраны центрального участка. Он, как стало известно, почему-то проходит по территории Азербайджана: от райцентра Агдере на севере Карабаха на юг - до оккупированного армянскими силами 120-километрового участка ирано-азербайджанской границы и далее на запад до государственной границы Армении. На систему противовоздушной обороны армянских вооруженных сил на территории Нагорного Карабаха возлагается основная ответственность. По сведениям ТУРАН, вся информация о воздушных объектах передается армянами Карабаха в Армению в штаб группировки российских ПВО. Следует учесть, что за время военных действий между Арменией и Азербайджаном в Карабахе была создана достаточно мощная система противовоздушной обороны - здесь размещены зенитные установки «Шилка», ракетные комплексы «Куб», «Круг» и более мощная «Оса». Агентство напоминает, что дислоцированные в Армении российские истребители-перехватчики регулярно нарушают воздушное пространство Азербайджана. Известны многочисленные случаи залета российских самолетов в глубь территории Азербайджана до райцентров Джебраил и Физули, ныне оккупированных армянами. Однако куда важнее другое. В ту же систему охраны воздушного пространства внешних границ СНГ, что и ПВО армянских формирований в Карабахе, входит и расположенная на территории Азербайджана Габалинская РЛС. Она была создана как одно из звеньев противоракетной обороны и предназначена для слежения за межконтинентальными баллистическими ракетами. А теперь является одним из ключевых звеньев охраны «южных рубежей СНГ», хотя никакого соглашения, регламентирующего ее статус, до сих пор не заключено. Конечно, такие методы российской оборонной политики, как включение в систему охраны внешних границ СНГ войск ПВО Армении, расквартированных на оккупированных азербайджанских территориях, по меньшей мере ставят под вопрос ее пригодность для роли посредника, а тем более сопредседателя Минской группы ОБСЕ. По всей видимости, в Закавказье создается военно-силовая структура, находящаяся вне правового пространства, деятельность которой не регулируется никакими нормами. И ключевая роль тут принадлежит армянским вооруженным формированиям, расквартированным на оккупированных азербайджанских землях. Очевидно также, что нормализация ситуации в Карабахе, которая немыслима без вывода войск Армении из Азербайджана, сузит «единое оборонное пространство СНГ», где России принадлежит главенствующая роль. Но, по всей видимости, в России уверены, что оккупация пятой части территории Азербайджана - это надолго, ведь такие объекты, как система ПВО, создаются не за один день и не на один день. В эту же систему включена и Габалинская РЛС, точно так же действующая во внеправовом пространстве. А это уже наталкивает на пугающие прогнозы. Если ПВО Армении, включая и части, находящиеся в Нагорном Карабахе, и Габалинская РЛС интегрированы в одну систему, то где пролегает та граница, дальше которой сотрудничество оборонных систем России и Армении не пойдет? Конечно, пока что военный союз России и Армении никак не проявил себя как направленный против Азербайджана. Однако неравноценность для России двух новых независимых государств в Закавказье очевидна. Попытка «задобрить медведя», восстановить равновесие и подписать все, что просит Москва, вряд ли приведет к желаемым результатам - пример Грузии, подписавшей соглашение о размещении на своей территории российских военных баз, но не получившей обещанной помощи России в восстановлении своего суверенитета над Абхазией, лучшее тому доказательство. Нужно отдавать себе отчет, каковы реальные цели России в Закавказье и насколько они совпадают с интересами стран этого региона.

А пока такие действия ведут к созданию напряженности не только в регионе, а и среди членов Договора о коллективной безопасности, вызывая недоверие как друг к другу, так и к России как своеобразному гаранту жизнеспособности оборонного союза. Несмотря на то, что в первом пункте Ташкентского договора указано, что его участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства- участника (за чем легко угадываются тень НАТО, Европейского союза или любых других военных блоков, в которых Россия не участвует), руководители и Казахстана, и Грузии, и Азербайджана во всю ездят в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, стараясь участвовать во всяческих натовских мероприятиях, не заботясь о том, как к этому отнесется Россия. Все это ведет к развалу Ташкентского пакта и потере РФ своего авторитета у потенциальных сателлитов.