UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОСЛЕДНИЙ РЕЦИДИВ СССР УХОДИТ В ПРОШЛОЕ

В Женеве достигнута договоренность о трансформации Договора по противоракетной обороне После тр...

Автор: Михаил Соколовский

В Женеве достигнута договоренность о трансформации Договора по противоракетной обороне

После трех лет долгих и сложных переговоров Соединенные Штаты, Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан и Украина в конце прошлой недели успешно завершили разработку серии соглашений, которые, по единодушному мнению наблюдателей, могут ознаменовать собой начало новой эры для Договора по противоракетной обороне (ПРО). В Женеве на 55-й сессии Постоянной консультативной комиссии по соблюдению Договора по ПРО завершена работа над текстами документов о разграничении между баллистическими системами и нестратегическими противоракетными системами, а также о преобразовании этого советско-американского договора в многосторонний.

Напомню, что этот документ был подписан СССР и США в мае 1972 года и ограничивал количество баз размещения пусковых установок так называемых «антиракет» до двух для каждой из стран. Двумя годами позже подписание протокола к договору снизило количество этих баз до одной для США и одной для СССР.

Многие рассматривают Договор по ПРО как основу договоренностей и соглашений в области контроля над стратегическими вооружениями. И это справедливо - ограничивая способность сторон обороняться против баллистических ракет дальнего радиуса действия и сохраняя за каждой стороной право иметь надежные силы для нанесения ответного удара, он обеспечивает тем самым основу для сокращений стратегических наступательных сил. Как уже отмечалось, договор позволяет каждой стороне применять системы обороны против баллистических ракет для защиты только одного объекта - либо столицы государства, либо единичной стартовой позиции межконтинентальных баллистических ракет - с использованием не более 100 ракет-перехватчиков. СССР и его правопреемница Россия предпочли использовать ПРО для защиты Москвы. В то же время Соединенные Штаты первоначально решили обеспечивать оборону ракетного комплекса, размещенного на базе ВВС в Гранд-Форкс, штат Северная Дакота, однако эта система с 1976 г. находится в нерабочем состоянии.

После распада СССР Договор по ПРО, как и все другие двусторонние документы, подписанные в свое время Москвой и Вашингтоном, нуждался в оформлении правопреемственности. Кроме того, изменение его условий было чрезвычайно важным прежде всего для американцев. Вашингтон в настоящее время опасается не столько возникновения широкомасштабной ядерной войны, сколько возможности несанкционированного пуска единичной ракеты по США с территории той же России. Кроме того, рассматривая передовое присутствие своих войск в кризисных регионах планеты как одну из главных предпосылок воплощения в жизнь своей стратегии национальной безопасности, Соединенные Штаты столкнулись с угрозой нанесения ударов ракетами средней и малой дальности по группировкам своих вооруженных сил, размещенных за границами Американского континента. Любые же действия по защите от таких ударов однозначно могли трактоваться как нарушение существующего договора.

В этих условиях американцы сделали ставку на разделение систем ПРО на стратегическую (которая подпадала бы под договор 1972 года) и тактическую (ее еще называют ПРО театра военных действий - ТВД), на которую бы ограничения не распространялись.

Совсем другой подход к этой проблеме был у России. Российское руководство вовсе не было заинтересовано в пересмотре документа 1972 года. И не потому, что Кремль чувствует себя достаточно защищенным от возможных ударов баллистических ракет, просто экономические условия не дают россиянам возможности заниматься сегодня развертыванием дорогостоящих систем ПРО ТВД. А для защиты группировок вооруженных сил у России есть прекрасный комплекс С-300, по мнению специалистов, превосходящий знаменитый американский «Пэтриот». Поэтому у россиян появилась прекрасная возможность поторговаться и получить что-нибудь существенное взамен на свое согласие на пересмотр условий договора. В конце 1993 года была создана Постоянная консультативная комиссия (ПКК), которая и рассматривала возможные варианты компромисса. Начался торг, к которому, кстати, на одном из этапов подключилась и Украина. В середине прошлого года на очередной сессии ПКК было достигнуто принципиальное согласие относительно размежевания систем ПРО и в качестве тактических противоракетных комплексов в бывшем СССР было предложено считать С-300. Тогда украинские представители заявили о неприемлемости такого решения, мотивируя это тем, что подобные системы, стоящие на вооружении армии Украины, не испытывались стрельбой по баллистическим мишеням, а значит, могут выполнять только функции ПВО. Разочарованиям американцев не было предела, но все же компромисс был найден и позиция Киева была учтена.

Однако все же не Украина была главной помехой на пути к успеху переговорного процесса. Осенью 1996 г. ПКК, казалось, была близка к завершению переговоров по соглашению о правопреемстве и низкоскоростных системах ПРО ТВД и даже планировалось, что документ будет подписан на сентябрьской сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Несмотря на это, в последний момент Российская Федерация внесла изменения, с которыми не смогли согласиться Соединенные Штаты, и переговоры затянулись еще почти на год.

И вот, похоже, Вашингтон наконец-то достиг своей цели. Договоренности между президентами США и России, достигнутые в ходе Хельсинкского саммита в марте этого года, создали возможности для форсированного решения наболевшей проблемы. Консультации между сторонами заметно оживились, и компромисс был найден. Серия договоров, разработка которых завершилась на прошлой неделе в Женеве, уточняет разграничение между системами противоракетной обороны, подлежащими ограничению в соответствии с договором 1972 года, и комплексами ПРО театра военных действий, которые не подпадают под его действие. В число подготовленных документов входят Согласованное заявление в отношении высокоскоростных систем ПРО ТВД, Соглашение о мерах по укреплению доверия в отношении низко- и высокоскоростных систем ПРО ТВД и новое Положение о ПКК.

Представители пяти сторон также одобрили текст Меморандума о договоренности, в соответствии с которым четыре бывшие советские республики - Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина - будут правопреемниками договора, первоначально подписанного между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1972 г. К ним перейдут права и обязанности СССР по договору ПРО.

Теперь, когда переговоры завершены, соглашения будут направлены в столицы всех подписавших их государств для официального одобрения с тем, чтобы осенью могло состояться подписание окончательных документов. Для вступления в силу соглашение по ТВД и меморандум о договоренности по вопросу о правопреемстве должны быть ратифицированы или утверждены каждой из сторон договора в соответствии с их конституционными процедурами.

Между тем, неизвестно, насколько согласованный вариант устроит американскую сторону, особенно республиканское большинство в Конгрессе. Официальный представитель США отметил, что, несмотря на то, что теперь системы обороны против ракет ТВД (нестратегических ракет) не подпадают под ограничения в рамках Договора о ПРО, существует необходимость в установлении более четких различий между такими системами и системами обороны против баллистических ракет. И только установление таких различий позволит участникам договора разрабатывать и развертывать эффективные системы обороны против ракет ТВД, действуя в рамках новых соглашений и при этом не создавая угрозы потери доверия к Договору о ПРО. Это может послужить зацепкой для «непримиримых» правых законодателей, давно уже призывающих США заявить о выходе из Договора по ПРО без оглядки на Россию и активно заняться дальнейшей разработкой любимого детища Рональда Рейгана - системы противоракетной обороны Американского континента с элементами космического базирования. Однако, по оценкам американских экспертов, вряд ли такое решение будет поддержано большинством законодателей США - слишком уж дорогостоящим является проект «звездных войн», а Конгресс буквально накануне парламентских каникул совместно с президентом подписал меморандум о стремлении принять сбалансированный бюджет страны уже в начале следующего тысячелетия.

Судя по всему, долгая история оформления наследства покойного СССР близится к концу. Договор по противоракетной обороне является одним из таких последних незаконченных дел. Сейчас трудно сказать, кто из наследников выиграл от этого раздела, а кто проиграл, - слишком разные интересы у представителей каждой из сторон. Но факт происшедшего знаменателен уже сам по себе. Он - лучшая демонстрация того, что «холодная война» уходит все дальше в прошлое, а мировое сообщество все больше осознает необходимость противостояния новым угрозам, которые можно ликвидировать только сообща.