UA / RU
Поддержать ZN.ua

Последний проект Александра Кривенко

Несколько последних лет перед своей трагической гибелью в апреле 2003-го Александр Кривенко работал над составлением «Антології Пост-Поступу»...

Автор: Владимир Павлив

Несколько последних лет перед своей трагической гибелью в апреле 2003-го Александр Кривенко работал над составлением «Антології Пост-Поступу». Газету «Пост-Поступ», которую Кривенко с группой единомышленников редактировал и издавал в 1991—1995 годах во Львове, Сашко считал важнейшим в своей жизни проектом. Возможно, поэтому он с фанатическим упорством работал над составлением «Антології» почти в одиночестве, в свободное от основных занятий время, — выбирал лучшие тексты, составлял список авторов, расшифровывал псевдонимы и тому подобное. Основную работу над книгой Кривенко завершил примерно за год до трагической аварии, но не сумел найти денег на ее издание. Но своей смертью Сашко заставил нас — друзей и последователей — подключиться к завершению и увековечению этого самого амбициозного, очевидно, кривенковского проекта. К сожалению, последнего.

Самому молодому поколению небезразличных читателей стоит в нескольких словах напомнить, что такое «Пост-Поступ». В нашей общей книге «Енциклопедія нашого українознавства» Александр Кривенко писал об этой газете так: «Пост-Поступ» (Post-Поступ) — наиболее яркий и масштабный перформанс в украинской прессе конца ХХ в. Рожденный на энтузиазме молодых и дерзких в ночь ГКЧП, он за год поднял свой тираж с шести до восьмидесяти тысяч, объем от восьми до тридцати двух страниц, сферу распространения — от Львовщины до едва ли не всей Украины, получил преданного читателя и действительно международную известность, стал притчей во языцех в коридорах местной и киевской власти, но столкнулся с бытовой реальностью». Трудно охватить несколькими фразами историю этого «перформанса», ведь еще за годы его существования студенты-журналисты написали о нем десятки курсовых и дипломных работ в нескольких украинских университетах, а преподаватели посвящали рассмотрению явления «П-П» отдельные лекции, а то и отдельные мини-курсы.

Надо объяснить, что версия об уникальности «П-П» касалась не его успешности как медиа-проекта, а успешности как определенного медиального общественного эксперимента. Здесь снова процитирую Кривенко: «П-П» вошел в историю украинской журналистики с помощью феномена стиля (живой язык, отсутствие запрещенных тем и любых комплексов, масштабность поставленных себе же задач и смелость их решения, а также создание собственной среды). И все это, очевидно, потому, что у первой команды «П-П» не было никакого опыта работы в советской прессе, зато она хотела (и могла) сделать лучшую газету в Украине».

Последнее предложение из этой цитаты может объяснить, почему в журналистской среде пост-поступовцев любили далеко не все. «Непрофессионалы, скандалисты, выскочки» — бросали в нашу сторону «киты украинской советской журналистики», да и не только. Общество тоже разделилось во мнении при оценке нашей работы — одни были искренними приверженцами «Пост-Поступу», а другие ненавидели эту газету всей душой.

Национально-обеспокоенные львовяне иногда устраивали протестные пикеты перед входом в редакцию. Работники ночной смены одного из львовских предприятий объявили забастовку с требованием запретить публикацию на страницах «П-П» так называемого «Щоденника Роксоляни» Юрия Винничука. А бригада доярок из Тернопольщины в открытом письме на страницах одной из общеукраинских газет требовала закрыть «Пост-Поступ» вообще.

Но люди, создававшие «П-П», тоже в основном относились к нему как к своеобразному общественному эксперименту, в котором мы все были не столько экспериментаторами, сколько участниками, или даже подопытными. Сознавая это, мы покорно и акцептационно воспринимали определенные проявления ревности частью журналистской среды, считавшей нас дерзкими провинциалами с комплексом собственной уникальности. Вместе с тем развитие общества и журналистики в Украине в течение последнего десятилетия, прошедшего от фактического завершения деятельности
«П-П», обнаружило новые аспекты, в которых нынче стоит оценивать этот «наиболее яркий и масштабный перформанс в украинской прессе конца ХХ в.». В любом случае историю возникновения и исчезновения газеты «Пост-Поступ» нельзя рассматривать вне контекста развития демократии, свободы слова и гражданского общества в Украине за весь период ее новейшей истории.

С этой точки зрения «Антологія Пост-Поступу» сегодня нужна как никогда. У нас есть уникальный (ибо повторный) шанс снова попробовать построить нормальное государство — с нормальной властью и обществом, а также с нормальной журналистикой. А известно, что строительство продвигается более успешнее и быстрее, если наличествует крепкий фундамент. Следовательно, в завершение, отбрасывая излишнюю скромность, могу заверить, что «Антологія П-П» — это очень прочный фундамент.

P.S. Презентация «Антології «Пост-Поступу» состоится в помещении Союза писателей (ул. Банковая, 2) в 19 часов 13 мая — в день, когда Кривенко должно было бы исполниться 42 года.