Гонконг и Макао имеют сходную историческую судьбу. Они были отторгнуты европейскими колонизаторами от императорского Китая путем навязывания Цинской династии неравноправных договоров. Эти территории служили Британии и Португалии в качестве трамплина для проникновения в глубь Китая и открытия внешнему миру государств Азии.
Правители континентального Китая, включая коммунистическое руководство, неоднократно заявляли, что они не признают эти договоры, подписанные в результате военного давления на страну, но в то же самое время не предпринимали никаких силовых акций для возврата утраченных территорий. Для китайцев заключенные договоры, даже неравноправные, были не каким-то клочком бумаги, а правовым документом. И только в 80-х годах нынешнего столетия Пекин поднял вопрос перед Лондоном и Лиссабоном о возвращении Сянгана и Аомыня в лоно Китая. После некоторого периода проволочек, препирательств европейцы согласились с настойчивым требованием Пекина о передаче двух территорий.
Как известно, Великобритания вернула под суверенитет Китая не просто «жемчужину Востока», как когда-то называли Гонконг, а крупнейший финансово-торговый и транспортный центр Юго-Восточной Азии да и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Конечно, в финансовом отношении Макао нельзя сравнивать с Гонконгом, но и в заморской колонии Португалии также «крутятся» большие деньги, которые частично оседают в банках территории, а значительная часть вливается в экономику близлежащих провинций Большого Китая. Кстати, Макао и Гонконг используются тайванскими бизнесменами как «своеобразный насос» для перекачки свободных капиталов в Китай для осуществления различных индустриальных, инфраструктурных и научных проектов.
Примечательно, что деловые круги Макао, не ожидая помощи ни от кого, уже начали диверсификацию и модернизацию экономики, чтобы завтра не оказаться «захолустным уголком» Азии. В этом русле работает и колониальная администрация во главе с губернатором - генералом Васко Жоаким де Роха Виейра, которая поставила перед собой задачу: основательно подготовить Макао для его возвращения Китаю. Португалию в какой-то степени вдохновляет пример Великобритании, которая с гордо поднятой головой ушла из Сянгана.
Прошлое
В течение нескольких лет после апреля 1974-го Португалия предоставила независимость Анголе, Мозамбику, Гвинее-Биссау, Кабо-Верде и Восточному Тимору (последний затем перешел Индонезии). Однако окончательная точка в процессе деколонизации будет поставлена в самом-самом конце ХХ столетия, когда под суверенитет Китая перейдет последний осколок могущественной некогда португальской империи - Макао, или Аомынь, как его называют китайцы.
Этот небольшой анклав расположен на побережье Южно-Китайского моря, в устье реки Чжуцзян и включает собственно полуостров Макао, острова Тайпа, Колоан и другие. Территория колонии - свыше 20 квадратных километров. Проживает 425 тысяч человек (сравните с Гонконгом: территория свыше 1000 кв. километров и население 6,5 млн. человек).
Еще в 1555 году португальские торговцы-колонизаторы официально арендовали эту территорию у Китая. Два года спустя европейцами здесь была учреждена администрация. В 1887 году Португалия прекратила выплату аренды и добилась у Цинских правителей права на «вечное управление».
Первую детальную информацию о ситуации в Макао сообщил португальский монах Ж. ди Жезуш Мариа в XVIII веке. Этому крошечному владению за 15 тысяч километров от Лиссабона он дал нелестную характеристику. Он рассказал о Макао как о городе зла, грабежей, пьянства, распутства, убийств и азартных игр. С тех пор много воды утекло, и в Аомыне многое изменилось. Лишь власть рулетки и зеленого сукна игральных столов осталась незыблемой.
В 1951 году фашистское правительство Португалии провозгласило Макао своей заморской провинцией. В 1975 году между Пекином и Лиссабоном достигнуто соглашение, согласно которому Аомынь признавался китайской территорией, но управляется португальским губернатором. Кстати, губернаторы и чиновники охотно приезжают из Лиссабона в Макао для исполнения служебных обязанностей, поскольку их оклады в 5-6 раз выше, в азиатской колонии, чем у их коллег в метрополии.
Действует в Макао и Законодательная ассамблея, избираемая на три года в количестве 23 человек (7 - назначаются губернатором, 16 - избираются прямым и непрямым голосованием). В Макао функционирует португальская правовая система, хотя на территории есть собственные суды первой инстанции.
Население анклава - это удивительный сплав представителей европейской и азиатской цивилизаций. Подавляющее большинство аомынцев - это выходцы из Китая и Гонконга. Именно им принадлежат командные рычаги в экономике, прежде всего в игорном бизнесе. Португальцам, которые родились в Макао, так и не удалось пустить здесь глубокие корни. Между ними и китайцами всегда сохранялась некая невидимая стена отчуждения. Предполагается, что 3% населения Макао, в основном португальского происхождения, покинут анклав в 1999 году.
Официальным языком считается португальский, но чаще всего здесь говорят по-китайски или по-английски.
Настоящее
и будущее Аомыня
Экономика этого анклава зиждется на двух основных китах: на игорном бизнесе и туризме. Недаром Макао называют «американским Лас-Вегасом» в Азии. В последние годы небольшую территорию посещают около 8 млн. иностранных туристов (для сравнения: в 1989 году приезжало 4 млн. чел.), которые проводят всего несколько часов, а некоторые любители «игорных страстей» - и пару дней, чтобы попытать «денежного счастья» в одном из многочисленных казино. С удовольствием сюда приезжают нувориши из стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь из Тайваня и Гонконга, а также туристы из Австралии, Японии и США. Чем привлекает эта территория иностранцев? По мнению Стэнли Хо, владеющего несколькими развлекательными заведениями в Макао, в том числе и самым популярным казино в отеле «Лиссабон», это хорошо налаженная здесь система игорного бизнеса и высокие ставки в азартных играх. К примеру, максимальная ставка в одной из карточных игр составляет 225 тысяч долларов США, тогда как в Европе и Америке она гораздо ниже.
Местные эксперты спорят, что является первичным, а что вторичным в экономике Макао. Одни отдают предпочтение игорному бизнесу, другие - туристической индустрии. Колониальная администрация и деловые круги Макао считают, что две главные отрасли не могут существовать автономно, а только во взаимодополняемости. С одной стороны, без развитой и разветвленной инфраструктуры туризма (отели, экскурсии, отдых, транспорт) сложно привлечь многомиллионную армию иностранцев в казино Макао. С другой - игорные заведения притягивают, как магнит, любителей рулетки, игральных столов и автоматов.
В туристическом отношении колония очень бедна. Только некоторые храмы, строения, улицы и площади XVI-XVII веков представляют интерес для гостей. По меткому замечанию президента Института туризма В.Триго, люди никогда в Макао не задерживаются надолго. Анклав служит для них «своеобразной развлекательной платформой» - приехали, поиграли в казино, повеселились в ресторанах и уехали.
Такой симбиоз игорного бизнеса и туризма является весьма и весьма прибыльным делом. В 1996 году Макао на этом заработал 27,7 млрд. гонк. долл. (3,55 млрд. долл. США). Из этой суммы 55% приходится на игорный бизнес. В 1997-м, по предварительным данным, доходы от туризма и азартных игр увеличились на 20% и по этим видам бизнеса Макао приближается к самому успешному и прибыльному периоду в своей истории - 1993-94 годам.
Следует подчеркнуть один немаловажный экономический аспект: большая половина работоспособного населения вовлечена в игорный бизнес. Колониальная администрация не намерена в будущем сворачивать деятельность казино, в наоборот - укреплять позиции игорного бизнеса и туризма в экономике. У некоторых местных бизнесменов есть опасения, что после передачи анклава Китаю Пекин предпримет действия, направленные на прикрытие распутных с социалистической точки зрения заведений, в которых рулетка и карты правят бал. Противоположной точки зрения придерживается
75-летний «игорный король» С.Хо. Он полагает, что его компания получит от Пекина лицензию на осуществление своего прибыльного бизнеса после 2000 года на последующие 50 лет, при этом в эту сферу будет запрещено вторгаться фирмам континентального Китая и Гонконга. Если игорный бизнес будет упразднен, то за счет чего Аомынь будет наполнять казну? - спрашивает г-н Хо.
Нынешней администрацией разработана программа совершенствования туристической инфраструктуры. Намечено увеличить количество мест уже в существующих отелях, построить новые пятизвездочные гостиничные комплексы, бизнес-центры для проведения международных конференций, торговых выставок. Запланировано до 2000 года завершить строительство морского тематического парка на площади 16 га с большим количеством дорогих супермаркетов, кафе и ресторанов. Макао не намерено в будущем отказываться от организации скачек, собачьих бегов, автогонок «Формула», которые проводятся в ноябре на улицах города.
Экономическому подъему анклава, а затем китайской территории, по расчетам деловых кругов, должен содействовать уже построенный аэропорт на острове Тайпа, в строительство которого немалые деньги вложил уже упоминавшийся местный магнат С.Хо. Раньше международное сообщение Макао, в том числе и два регулярных рейса на Лиссабон, осуществлялось через Гонконг, расположенный в 60 километрах от португальской колонии. Сооружение аэропорта обошлось Макао дорого - 12 млрд. долл. В 1996 году принято и отправлено 1,3 млн. человек, в 1997-м - еще на несколько сотен тысяч больше, хотя… пропускная расчетная способность аэропорта составляет 10 млн. чел. в год. Португальско-китайская администрация аэропортов наметила в ближайшие годы переломить негативную для Макао ситуацию и привлечь крупнейшие авиакомпании мира к пользованию услугами нового аэровокзала. Тем более стоимость обслуживания самолетов в аэропорту Макао на 10-20% ниже, чем в гонконгском «Кай Так», который обслуживает до 30 млн. пассажиров в год. Кроме того, администрация аэропорта в Макао готова предоставить авиакомпаниям и другие льготы, причем сделать это незамедлительно, чтобы перехватить инициативу у Сянгана. Аэропорт также предлагает иностранным компаниям использовать его возможности для транспортировки сырья, полуфабрикатов, компонентов в другие государства, а также создать недалеко от места расположения аэропорта производственные мощности по выпуску продукции, в частности электронной, и ее последующего реэкспорта.
Современный аэропорт необходим Макао не только для приема гостей, которые в недалеком будущем будут прилетать прямо в Макао из США, Австралии, Канады, а также для создания необходимой транспортной инфраструктуры для иностранных банков, страховых и промышленных западных компаний, которые изъявили желание работать в Аомыне. А такие фирмы уже есть, но пока немного. Администрация выдала лицензии на деятельность двум банкам - тайванскому и совместному японо-гонконгскому. Две телекоммуникационные компании из Сянгана создали производство в Аомыне по средствам связи.
Что влечет сюда иностранные фирмы? Во-первых, низкие издержки производства, во-вторых, невысокая стоимость арендуемых площадей (на сегодня 30 тысяч апартаментов, помещений свободны). Даже такая известная компания, как «Сименс», подумывает о переводе азиатской штаб-квартиры из Гонконга (плата за аренду офисных помещений там повысилась за последний год на 50%) в Макао.
Колониальная администрация разработала программу подъема традиционных отраслей - производства текстиля, игрушек, одежды. По расчетам экономистов, это будет сделать непросто. Во-первых, необходимы крупные вливания в легкую промышленность. Во-вторых, либерализация этого рынка (завершение процесса намечено на 2005 год) приведет к перемещению производства из Макао в пограничные с анклавом китайские провинции с дешевой рабочей силой.
Аомыню, который начнет автономное плавание после 20 декабря 1999 года, придется выдержать жесткую конкуренцию со стороны Гонконга и пограничных провинций Китая. Последние развиваются бурными темпами, создают современные производства, предлагают иностранным компаниям выгодные проекты, а также льготы. Руководство специальных зон в Чжухае и Шенчжене неоднократно подчеркивали целесообразность сотрудничества с Макао, координации экономических программ. Однако это не мешает компаниям континентального Китая вести за спиной Аомыня закулисные игры, чтобы переориентировать инвестиционные и финансовые потоки, идущие из Тайваня и Сянгана в Аомынь, в южные провинции Китая. Деловые круги Макао надеются, что их позиции укрепятся после передачи территории Пекину, поскольку центр сможет уладить экономические разногласия между капиталистическим Аомынем и социалистическими по укладу южными провинциями.
По мере приближения даты передачи Макао «зашевелились» политические и деловые круги Португалии. В анклаве побывала делегация во главе с президентом, в состав которой входили 180 бизнесменов. Лиссабон предложил создать содружество стран, говорящих на португальском языке, а также разработать программу сотрудничества между Макао и Португалией.
Аналитики отмечают, что Португалия слишком поздно обратила внимание на колонию и предпринимаемые усилия, в первую очередь в гуманитарной сфере, вряд ли будут иметь воздействие на сознание жителей Аомыня. Многие из них с нетерпением ожидают изменений в судьбе территории.