UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОСЛЕ БАНИ

Власть не всегда оказывается сильнее закона. Мы не случайно начинаем комментарий к решению Генеральной прокуратуры Украины об увольнении черниговского областного прокурора Н.Шадуры именно так...

Авторы: Владимир Фоменко, Илья Хоменко

Власть не всегда оказывается сильнее закона. Мы не случайно начинаем комментарий к решению Генеральной прокуратуры Украины об увольнении черниговского областного прокурора Н.Шадуры именно так. (О злоупотреблениях, допущенных им во время пребывания в должности, см. статью «Банный день», «ЗН» №37, 1996 г.) После этой публикации за Н.Шадуру развернулась настоящая борьба. Ставкой в ней была отнюдь не честь прокурорского мундира. Местное руководство в роли главного гаранта законности Николай Прокофьевич вполне устраивал и нам хорошо известно, сколь жестким был прессинг в его поддержку и какие формы приобретал.

С того дня, когда происходящее в черниговской прокуратуре стало достоянием общественности и до вступления приказа генерального прокурора Украины №25 от 28 октября 1998 г. в законную силу чаша весов (смеем надеяться - Фемида пользуется инструментом менее чутким к толчкам со стороны) склонялась то в одну, то в другую сторону. И лишь по некоторым косвенным признакам можно было ощутить амплитуду этих колебаний.

Областная газета, не опровергая ни единого слова из «Банного дня», печатает пространное выступление Н.Шадуры под названием «Правовое государство будет». В сложившейся ситуации истолковать это иначе, как прямую поддержку проштрафившегося чиновника, невозможно.

Начинается лихорадочный поиск наших источников информации. У прокурора В.Лося (мы назвали его в статье по имени лишь потому, что сор из избы как раз не он вынес, а лишь подтвердил известные нам факты) осведомляются - не пора ли ему рапорт об отставке писать?

Но... проходит время и что-то неуловимо меняется. Безо всякого повода другая черниговская областная газета, оппозиционная, вдруг перепечатывает из старого «Зеркала» «Банный день» - с купюрами и в чудовищно неграмотном переводе на украинский (видно, очень почему-то заторопились). Местное телевидение, до сей поры молчавшее, начинает взахлеб хвалить эту газету за смелость, а на нас обрушивается целый шквал звонков от коллег. И каждый торопится рассказать о Шадуре что-то плохое.

Становится ясно: маятник качнулся в другую сторону. И точка возврата пройдена. Служебное расследование Генеральной прокуратуры закончено, решение необратимо.

А ведь «демон толпы» - ничем не лучше прочих демонов. Как бы плохо ни относились мы к общественному устройству, при котором существует на государственном уровне круговая порука, беззаконие, телефонное право, - общество, где безвинного человека можно газетной статьей прихлопнуть, тоже не рай.

Мы совсем не уверены, что государственный советник юстиции

3-го класса Николай Шадура - худший из всех стражей закона, каковых знала Черниговщина, и не собираемся вдогонку шельмовать его. Но он совершил конкретные правонарушения. Правонарушения эти стали достоянием общественности. Последовавшая проверка не только подтвердила журналистскую позицию, в «Банном дне» изложенную, но и выявила факты, нам неизвестные. Сошлемся на официальный документ - упоминавшийся выше приказ генерального прокурора.

«...Работа прокуратуры области планируется без учета реального состояния законности и преступности в регионе. Фактически идет распыление сил на проработку многочисленных непродуманных и ненужных мероприятий, составление ненужных аналитических документов, что лишает прокурорско-следственных работников возможности заниматься конкретным делом, влиять на улучшение организации работы подчиненных прокуратур, выезжать на места.

...Не единичны случаи возбуждения уголовных дел по малозначительным фактам. Серьезные замечания вызывает организация работы по надзору за соблюдением законов органами внутренних дел...

...Недопустимо, что необоснованные и юридически неграмотные документы вносятся даже за подписью прокурора области Шадуры Н.П., что свидетельствует о недостаточном профессиональном уровне некоторых работников аппарата и безответственном их отношении к исполнению своих обязанностей.

В области самый низкий по стране уровень реального исполнения судебных решений по искам прокуроров...

Почти треть приговоров отменялась и изменялась не по кассационным представлениям, а по жалобам».

И сколь ни велико было желание многих спустить дело «на тормозах», Генеральная прокуратура провела независимое и тщательное расследование. Говорят, проверяющие даже стакана чая за счет проверяемого учреждения не выпили. И «демон толпы», гипноз общественного мнения повлиял на окончательное решение столь же мало, сколь и «демон власти». Причина написания этой статьи - не кинуть камень вслед уходящему (кстати, если кому-то бывшего черниговского областного прокурора Шадуру жаль, спешим успокоить: уходит он не в отставку, а на весьма высокий пост за пределами нашего региона). Просто всегда, когда опирающаяся на закон справедливость вопреки любым препонам торжествует, это вселяет определенную надежду на перемены к лучшему. Как раз то, чего всем нам сегодня недостает.