UA / RU
Поддержать ZN.ua

Портфельные инвестиции

«Антикризисное» форматирование законодательной власти, в случае поддержки президентом В.Ющенко, уже на следующей неделе может завершиться созданием «антикризисного» правительства...

Автор: Юрий Бутусов

«Антикризисное» форматирование законодательной власти, в случае поддержки президентом В.Ющенко, уже на следующей неделе может завершиться созданием «антикризисного» правительства. Если решение о роспуске парламента принято не будет, ближайший вторник превратится в ярмарку тщеславия для десятков политиков новой коалиции, претендующих на свою вотчину в исполнительной власти. Итак, куда пойдут портфели?

Сразу отметим, что персонального распределения должностей по конкретным людям в Партии регионов еще не проводилось и все утечки в прессу с именами вероятных будущих министров остаются не более чем версиями определенных групп влияния.

Пока коалиция заключила неформальное соглашение о распределении квот во власти, на которые претендует каждый из участников. Наибольшая ясность присутствует в определении статуса и места коммунистов и социалистов.

По соглашению, Коммунистическая партия получает два министерства — аграрной политики и промышленной политики. Кто их возглавит — окончательного решения еще нет, однако не исключено, что С.Гуренко может попытаться вернуться на высокие государственные посты. Также коммунистам отойдут три парламентских комитета. Скорее всего, Леонид Грач получит комитет по правам человека и межнациональным отношениям, а Петр Цыбенко — комитет по делам ветеранов и инвалидов. Петр Симоненко останется на посту главы парламентской фракции. Вероятность выхода коммунистов из «антикризисной» коалиции сохраняется только в том случае, если в правительство войдет «Наша Украина». Комитеты КПУ в этом случае оставит за собой, а вот от министерских кресел может отказаться, при этом не покидая ряды парламентской коалиции. Ринат Леонидович находит весомые аргументы для Петра Николаевича, которые позволяют коммунистам мириться с мелкими уколами своему самолюбию. (Вообще последние события, благодаря широкой поддержке г-ном Ахметовым левых партий, позволяют ему претендовать на лавры Саввы Морозова наших дней.)

Социалисты в правительстве получат три министерских портфеля. Министерство образования останется за С.Николаенко, Фонд госимущества — за В.Семенюк, а вот могущественное Министерство транспорта и связи, скорее всего, получит Н.Рудьковский. Эта квота при любых вариантах перетасовки коалиции меняться не будет. Также социалисты получат ряд парламентских комитетов — до шести, в частности по иностранным делам — для Виталия Шибко и промышленной политики — для Сергея Матвиенкова.

В настоящий момент по просьбе руководства «Нашей Украины» (такую инициативу проявил, в частности, Р.Безсмертный) процесс официального распределения парламентских комитетов коалицией приостановлен до вторника. В этот день коалиция в любом случае наметила завершить процедуру. Двери для «Нашей Украины» будут открыты, разумеется, и в дальнейшем, однако до 18 июля в пакете предлагаемых должностей будет сохраняться и большой выбор комитетов. Пока же, по мнению источников «ЗН», значительная часть фракции «Наша Украина» склоняется к варианту перехода в оппозицию с получением причитающихся ей парламентских комитетов.

На данный момент «Нашей Украине» предлагают те же одиннадцать комитетов и одну комиссию, которые были закреплены по квоте оппозиции еще первым составом парламентской коалиции. Это комитеты по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности; безопасности и обороны; европейской интеграции; строительству; аграрной политики; экологии; охраны здоровья; культуры и духовности; семьи и молодежи; свободы слова, социальной политики, а также контрольная комиссия по вопросам приватизации. Для «НУ» приберегают и должность вице-спикера.

Впрочем, эта оппозиционная квота может быть изменена, если «НУ» решит-таки пойти во власть. Тогда ее квоту комитетов приведут в соответствие с профилем полученных портфелей в исполнительной власти.

Так что говорить о завершении процесса распределения парламентских комитетов пока не приходится. Тем более что, по данным ряда источников, фракция БЮТ также ведет переговоры о получении нескольких ключевых комитетов на случай, если Ющенко не станет распускать парламент и возникнет необходимость организовывать свою работу в оппозиции. Чтобы смолкли сирены, БЮТ может потребовать один из важнейших комитетов — по финансам и банковской деятельности.

Партия регионов к руководству парламентскими комитетами относится без должного пиетета и вполне может использовать их в качестве разменной монеты. ПРУ пока твердо намерена оставить под своим контролем только один, но самый влиятельный комитет ВР — бюджетный.

Шахматка квоты ПРУ в правительстве по именам детально не расписана, поскольку у коалиции остаются большие надежды уговорить «Нашу Украину» стать союзниками. Поэтому верхушке «НУ» предлагают самый широкий пакет должностей, начиная с поста первого вице-премьера. По данным некоторых источников, близких к переговорному процессу, может рассматриваться даже вариант с увеличением числа отраслевых вице-премьеров. Несмотря на естественные намерения, например А.Клюева, получить вице-премьера по энергетике, В.Янукович и Р.Ахметов готовы поделиться портфелями даже в этих прибыльных секторах, лишь бы соблазнить друзей президента взаимовыгодным альянсом. Янукович уверен, что кто бы ни пришел работать в его Кабмин, он всех сумеет держать в кулаке (хотя бы с помощью кулака). «Донецкие» прагматично готовы обеспечить хорошими должностями всех переговорщиков «Нашей Украины» от каждой фракционной группы. Расчет делается на все более низкую управляемость фракции «НУ» с Банковой. Авторитет Ющенко упал в его собственной партии настолько низко, что лидеры групп влияния, не особо стесняясь, ведут автономные переговоры с «регионалами». Наиболее компромиссную позицию к ПРУ занимает группа действующего и.о.премьер-министра Ю.Еханурова.

Все эти уступки делаются ради одного — поддержки кандидатуры Януковича на пост премьер-министра. Трудная дилемма стоит перед «НУ» — перевыборы будут означать организационное самоубийство партии, большая часть электората которой, в случае радикального сценария, поддержит Тимошенко. Но союз с Януковичем станет «отложенной смертью» — это будет самоубийство имиджевое. Поэтому вариант тихого оппонирования в парламентском омуте, вероятно, не самый худший. Он позволяет выиграть время, чтобы выбрать более четкую стратегию на будущее для партии, у которой по-прежнему отсутствует лидер и нет ведущего центра принятия решений. Любопытно, что, несмотря на риторику президента, который вроде бы грозится скорым роспуском ВР, «НУ» совсем не торопится разворачивать избирательную кампанию. По областным штабам ходят слухи и директивы, но приказа и плана действий нет. Более того, если БЮТ подтверждает свою готовность идти на выборы с помощью развертывания акций протеста и частичной мобилизации областных штабов, «НУ» в массовых акциях в Киеве никакого участия не принимает. Грустный парадокс для Ющенко — в Киеве под Верховной Радой нет оранжевых знамен, только БЮТ, ПР, СПУ...

Часть «Нашей Украины» могла бы и сейчас пойти на договоренности с ПР, но кандидатура Януковича, конечно, не может устроить недавних последователей революции на Майдане. Никаких уступок в вопросе премьерства ни сам Янукович, ни его alter ego Ахметов делать не намерены. «Любі друзі та подруги», которые год назад, видимо, абсолютно бескорыстно устраивали Ахметову аудиенции на Банковой, отмазывали хозяина «СКМ», «Люкса», друга Б.Колесникова от следователей прокуратуры и милиции, сейчас униженно вымаливают у победителя право сохранить лицо для главы государства. Немезида… Все эти разговоры в пользу бедных. Янукович и Ахметов уступать не намерены и менять Януковича на более толерантных Н.Азарова, О.Гайдука, любых других предлагаемых кандидатов не будут. ПРУ уверена в своей силе, поскольку полагает, что в случае роспуска парламента повторные выборы повлекут снижение явки в Западной и Центральной Украине и усиление мобилизации электората в базовых областях. Само выдвижение Януковича для ПРУ — это полный имиджевый реванш и демонстрация силы, которой президент, дискредитировавший себя в глазах большей части политической элиты, ничего противопоставить не может.

Интересно отметить, что руководство ПРУ в организационном отношении сейчас показывает высокую эффективность. Этап противоречий Клюева и Ахметова остался далеко позади. Сейчас люди, позиционировавшие себя как окружение Януковича, и всегда доминировавшая группа Ахметова действуют как одна команда. Клюев занял роль главного организатора, казначея партийных мероприятий. Янукович и Ахметов де-факто являются главными переговорщиками и работают в тандеме. («Я все правильно сказал, Виктор Федорович?» — всегда вежливо спрашивает Ахметов, озвучивая позицию ПРУ на переговорах.) Возросшая эффективность управления заметна на примере организации массовых акций под парламентом. Парадокс, но БЮТ, в отсутствие М.Бродского, показал в Киеве куда меньшую разворотливость.

Как ни грустно отметить, но очевиден факт — влияние «донецких» растет во власти отнюдь не из-за превосходства идеологии или роста популярности в обществе, а по причине более централизованного и компетентного политического руководства. И по причине менее эффективной работы партий, которые позабыли, что гражданский подвиг Майдана и приверженность цивилизованному демократическому выбору не могут заменить собой дефицит квалифицированного менеджмента и политической воли.