UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛЬША ЗАМОЛВИЛА ПЕРЕД ШИРАКОМ СЛОВЕЧКО ЗА УКРАИНУ

С какой целью? На прошлой неделе французский президент Жак Ширак совершил свой первый и единственный в этом году официальный визит в Восточную Европу...

Автор: Алла Лазарева

С какой целью?

На прошлой неделе французский президент Жак Ширак совершил свой первый и единственный в этом году официальный визит в Восточную Европу. Тому, что объектом первейшего французского интереса в этом регионе оказалась именно Польша, удивляться не приходится, учитывая давние связи и частое историческое союзничество двух стран. Гораздо любопытнее выглядит тот факт, что во время визита неоднократно возникала тема Украины. всякий раз - по инициативе польской стороны.

Активное (и неожиданное на первый взгляд) проявление добрососедства со стороны Варшавы можно объяснить несколькими причинами.

Самая очевидная - опасения, что Россия найдет способ надавить на Украину экономически и политически, чтобы Киев четко поддержал именно московскую позицию касательно расширения НАТО. Тем более, что по-настоящему Западная Европа Украине руку так и не протянула и Киев замер между двух пусть не откровенно враждебных, но все же настороженно относящихся друг к другу военно-политических блоков. Вынужденное «скатывание» Киева все ближе к Москве прежде всего в экономической политике (ибо на западных рынках наши товары не слишком покупают) может легко возобновить завуалированную, но жесткую политическую опасность, исходящую от России, во всяком случае в глобальных вопросах.

Второй не менее важный момент - поиск той роли, которую может взять на себя Польша в новой, расширенной Европе. Франция, о чем неоднократно заявляли ее политические лидеры, заинтересована в укреплении позиций так называемого «Веймарского треугольника» (Франция, Германия, Польша), и именно Польша предполагается на роль «старшей сестры» для тех восточноевропейских стран, которые заявили и заявят себя кандидатами в ЕС.

«Для меня не представляет сомнений, что именно Польша станет первой или одной из первых стран-членов ЕС от Восточной и Центральной Европы, - заявил Жак Ширак в Варшаве. - Франция сделает все, чтобы посодействовать быстрейшему вступлению Польши в ЕС, и я надеюсь, что уже через год - максимум три - это осуществится. 1997-й станет также решающим для вступления РП в НАТО: альянс должен будет завершить внутреннюю реорганизацию и перейти к конкретным переговорам с будущими новыми членами. Только третьим этапом мы намереваемся осуществить переговоры «нового НАТО» с Россией». Несмотря на заявленное недовольство категоричной позицией России, оба лидера, между тем, поспешили подчеркнуть: расширение НАТО не должно «ни унизить, ни обидеть Россию».

К идее стать одним из ключевых звеньев «скелета будущей европейской безопасности» (как называет «Веймарский треугольник» господин Ширак) в Польше отнеслись с энтузиазмом. И уже сейчас, как бы заранее сживаясь с возможной ролью, Варшава взялась за интенсивные переговоры касательно «более тесного политического сотрудничества» прежде всего с Литвой и Украиной. Готовность честно заработать два входных билета - в НАТО и в ЕС - толкает Варшаву на путь политического альтруизма - кстати, выгодный для ее соседей. Президент Квасьневский не раз вежливо намекал во время встречи с Шираком: мол, Польше очень нужны западные инвестиции, но не стоит забывать обо всем регионе; безопасность новой Европы требует особого внимания к положению более зависимых от России стран, чем ПР или Чехия...

Впрочем, не только желание иметь надежную заслонку от Москвы подсказывает Квасьневскому обращаться к высокому западному гостю с запева: «Я также выражаю перед вами чаяния наших соседей - Украины и Литвы». Есть еще одно прозаическое соображение, которое объясняет новый всплеск интереса к Украине: это необходимость сохранить украинский рынок для польской продукции, которая стала активно вытесняться западноевропейским, более качественным товаром. Политическое посредничество и заступничество могло бы подкрепить наработанные, но ослабевшие связи. В связи с этим в последние несколько месяцев заметно участились деловые визиты представителей различных польских фирм, преимущественно в Западную Украину, с предложениями как торгового, так и производственного характера (чаще в отрасли строительства).

Насколько серьезно может подсобить Украине на международной арене польский протекторат? Это зависит от двух факторов. Во-первых, состоится ли Варшава как мини-полюс Восточной и Центральной Европы, удастся ли ей действительно объединить вокруг себя часть постсоциалистических стран и, во-вторых, определится ли со стратегическими ориентирами сама Украина. Размытость позиции Киева относительно того, идем мы или нет «со всеми вещами» в Европу, была уместна сразу после развала Союза, но начинает явно устаревать сейчас. Европа, в принципе, достаточно прохладно принимающая тех, кто долгое время будет стоить дороже, чем сможет дать, тем более охладеет к государству, которое само не знает, чего оно хочет.