UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛЬША ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: ВВЕРХУ — ПРОТИВОСТОЯНИЕ, ВНИЗУ — ОБЪЕДИНЕНИЕ

Вот уже третью неделю подряд, как в известной песне Алиции Маевской, на польской политической сцене идут большие торги: кто, с кем, против кого и во имя чего...

Автор: Васыль Твердохлиб

Вот уже третью неделю подряд, как в известной песне Алиции Маевской, на польской политической сцене идут большие торги: кто, с кем, против кого и во имя чего. Арифметика выборов сменилась послевыборной алгеброй компромиссов и создания коалиций. Но давайте обо всем по порядку. О сбывшихся прогнозах и несбывшихся надеждах, о разочарованиях, закономерностях и случайностях.

Итак, не сбылся самый пессимистический из прогнозов - о том, что поляки проявят равнодушие к местным выборам, которые везде отличаются меньшей активностью электората, чем выборы парламентские или президентские. 45% - это довольно-таки высокий результат участия в выборах как по европейским меркам, так и по сравнению с предыдущими выборами в местные органы самоуправления в 1994 году (34%). Зато почти на все сто сбылся другой прогноз - о том, что на уровне рад уездов и сеймиков воеводств доминировать будут две ведущие политические силы - властвующая ныне АВС и оппозиционный СЛД. Акция Выборча «Солидарность» и Союз левицы демократической шли почти нога в ногу. Если АВС выиграл выборы на востоке и юго-востоке страны, то СЛД - на западе. Интересно, например, что в двух соседних воеводствах - Поморском и Западно-Поморском, - считающимися твердынями двух противоборствующих сил (Гданьск - это колыбель «Солидарности», а Кошалин - родина президента Квасьневского), политические противники получили довольно большое число мандатов. Но в сеймике первого воеводства полновластным хозяином будет АВС, а в сеймике второго СЛД - лишь главная составляющая будущей коалиции. Большинство польских аналитиков считает, что безоговорочная победа на выборах двух самых влиятельных политических сил страны - это уже показатель упорядоченности политического спектра и устоявшихся партийных предпочтений польского электората. Причем, если говорить об упорядочивании партийно-политического спектра, то здесь роль и значение АВС в объединении и самоидентификации польской «правицы» несомненна. Ведь партия М.Кшаклевского не просто выиграла на этих выборах наибольшее число мандатов, но и вышла победителем в борьбе с теми праворадикальными силами, которые, выйдя из АВС и оказавшись в оппозиции к ней, попытались предложить электорату свой, крайний, вариант польской «правицы». Речь, конечно же, идет об объединениях «Отчизна» и «Польская семья».

Самой большой неожиданностью локальных выборов в Польше стало то, что их вчистую проиграла самая реформаторская сила страны - Уния Вольности Л.Бальцеровича. Считается, что польские либералы оказались не только чересчур самонадеянными и плохо подготовленными к выборам. Но и отпугнули часть электората, особенно в гминах и маленьких городах, многими своими революционными предложениями и подходами к реформам.

Место «третьей силы» - своеобразного центра, который Уния Вольности сыграла в прошлогодних парламентских выборах, на сей раз она уступила объединению Пшимьеже Сполечне, представляющем тройственный союз Польской крестьянской партии, партии Уния Труда и партии пенсионеров. В феномене Пшимьежа аналитикам и социологам еще предстоит глубоко разобраться, но уже сейчас очевидно, что его главной электоральной базой были бастующие летом крестьяне и те слои населения, которые оказались неудовлетворенными или обиженными проведением радикальных реформ. Пшимьеже Сполечне объединило в своих рядах представителей той части обедневшей польской общественности, которая пока что не стала средним классом, но тем не менее имеющая либеральные взгляды. Его предвыборными слоганами были: «Нет - гибели сельского хозяйства!», «Нет банкротству народных промыслов!», «Нет - скупке польской земли и повсеместной бедности!». Критика властей, особенно либералов из Унии Вольности, здесь ничем не отличалась от критики со стороны праворадикальных объединений «Отчизна» или «Польская семья», но она никогда не переходила в антикоммунистическое кликушество или откровенный клерикализм, к которым польский электорат оказывается все менее восприимчивым.

Таким образом, финишировав на выборах третьим, Пшимьеже Сполечне и стало той девой на выданье, которую стараются сосватать как представители центральной власти, так и представители оппозиции. Собственно, такое «сватанье» уже началось. На прошлой неделе руководство АВС предложило тройственному союзу крестьян, труд-унионистов и пенсионеров создать коалицию в 15 воеводствах из 16. Если бы это произошло, то социал-демократы Л.Миллера имели бы простое большинство лишь в единственном воеводстве - Куявско-Поморском с центром в Быдгоще. Ради этого АВС готов был отдать Пшимьежу руководство во всех без исключения сеймиках. Но руководитель Польской крестьянской партии Я.Калиновский ответил, что для его партии и объединения в целом важнее не посты и функции, а программа действий, а потому замысел АВС не удался. Более того, на этой неделе стало известно, что в трех воеводствах - Любельском, Лодзьском и Великопольском - Пшимьеже создало коалиции с СЛД - своим недавним союзником в парламенте. Но если даже Пшимьеже войдет во все возможные коалиции с СЛД, мечте последнего о том, что власть на самом верхнем уровне польского самоуправления будет полностью принадлежать левоцентристам, несбыточна, ибо в семи-восьми сеймиках большинство все равно будет принадлежать АВС.

Это на уровне воеводском. А на уровне уездов и гмин, где политики поменьше, а конкретной экономики побольше, - там своя алгебра коалиций. В уездах Рацибож и Тарнобжег, например, создана коалиция СЛД-АВС. Вполне вероятно, что то же самое произойдет в Эльблонге, Кошалине и других уездных центрах, где АВС и СЛД просто обречены властвовать сообща.