UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛЬША ПОСЛЕ ВИЗИТА ПАПЫ

Если первая половина июня была в Польше временем народного согласия и единения вокруг наибольшег...

Автор: Васыль Твердохлиб

Если первая половина июня была в Польше временем народного согласия и единения вокруг наибольшего поляка XX века, которым, безо всякого сомнения является папа Иоанн Павел II, то вторая и начало июля проходили под знаком острейшей социальной и политической борьбы. Визит Кароля Войтылы, проходивший под девизом «Бог есть любовь», стал основой временного примирения поляков, периодом приостановления почти непрекращающихся акций протеста, временем негласного «пакта о ненападении» различных политических группировок. Но уже на следующую неделю после возвращения папы в Ватикан в Варшаве снова на полную мощь забурлили социально-политические страсти.

Сначала люстрационный суд, наконец-то, поставил точку в деле люстрации премьера Е.Бузека, отказавшись вести его очередное рассмотрение и слушание и тем самым оставив в силе предыдущее решение речника интереса публичного Б.Низиньского. За день до этого Томаш Карвовский, или, как его окрестила местная пресса, Герострат польской политики, сделал заявление о том, якобы сотрудники современного Уженда Охроны Паньства - наследника польских спецслужб времен ПНР - уничтожили фрагменты архива Е.Бузека, свидетельствующие о его сотрудничестве с СБ. Неудовлетворенным остался и лидер партии КПН-Отчизна Адам Сломка, встретивший решение люстрационного суда относительно премьера словами, что закончился суд, но не закончилась кампания собирания свидетельств против Бузека.

Впрочем, решение суда есть окончательным и пересмотру не подлежит. Отвечая на вопрос журналистов, возможна ли по делу кассация, известный юрист из канцелярии президента Рышард Калиш объяснил, что такова возможна лишь в случае оглашения приговора, а поскольку его не было, а было только решение суда, то, согласно польскому законодательству, инициатива обжалования принадлежит министру юстиции и генеральному прокурору Х.Сухоцкой и речнику прав гражданских (омбудсмену) А.Зелиньскому. Многие наблюдатели сомневаются, что они воспользуются таким правом.

Таким образом, конец этой истории оказался счастливым не только для премьера Бузека, который с легким сердцем отбыл с визитом в Азию, но и для всего польского политикума, находящегося у власти. Ведь начало рассмотрения дела в люстрационном суде могло означать не только временное отстранение премьера от должности, но и спровоцировать отставку всего кабмина и сильнейшие волнения в стане правящей коалиции Акция Выборча «Солидарность» - Уния Вольности.

Такой ход событий грозил политическим кризисом и даже требованиями оппозиции проведения досрочных выборов, к чему она незамедлительно бы прибегла.

Последний тезис вечный, ибо он верный, а драматические события 24 июня перед зданием министерства обороны в Варшаве лишний раз подтвердили это. Лидер польской парламентской оппозиции Л.Миллер скажет после этого: правительство Бузека исчерпало себя; власть, не умеющая использовать силу аргументов, а использующая аргументы силы, должна уйти. И продолжал: единый выход из сложившейся ситуации - досрочные выборы, в противном случае протесты и забастовки в стране будут множиться.

Так что же все-таки произошло в Варшаве 24 июня? На сей раз в польскую столицу, в которой ежегодно происходит не меньше 150 различных манифестаций, прибыли представители профсоюза военного завода «Лучник» из города Радом. 80 рабочих предприятия, изготовляющего карабины, требовали выплаты заработной платы и новых заказов на их продукцию. Сначала они подошли к зданию кабинета министров и имели там диалог с министром труда Лонгином Комоловским, а затем двинули к зданию министерства обороны. На пути их дальшего продвижения стала полиция. Отвечая напору участников манифестации, она использовала силу водяной струи и газы. Тогда в сторону стражей порядка полетели камни и металлические предметы. Чтобы прекратить беспорядки и с целью самообороны, полиция прибегла к стрельбе каучуковыми пулями. В ходе стрельбы было выбито око фоторепортеру газеты «Наш дзенник» Роберту Саковичу и ранено несколько рабочих. Пострадавшие были и среди полиции.

Столкновение участников антиправительственного протеста с полицией получило широчайший резонанс и мгновенную оценку со стороны многих известных польских политиков. Вслед за лидером СЛД Л.Миллером о необходимости отставки кабмина заговорил и лидер крестьянской партии Я.Калиновский. Осудил действия правительства против рабочих из Радома и экс-президент Лех Валенса. По решению премьера Бузека была создана правительственная комиссия, изучавшая причины и следствия варшавского инцидента от 24 июня.

На прошлой неделе «Газета выборча», используя выводы этой комиссии, свой материал на титульной странице озаглавила самым первым из них - «Полиция не виновата». Об этом, защищая честь мундира, говорили и высокие чиновники из министерства внутренних дел и администрации: 42 каучуковые пули полетели в участников манифестации лишь после того, как были исчерпаны «физические, технические и химические средства защиты».

Рапорт упоминаемой комиссии уже заслушан на заседании правительства, но сам инцидент отнюдь не исчерпан. Два уголовных дела по факту столкновения рабочих с полицией открыла прокуратура, видеофильм о происходящем одна из подкомиссий сейма рассмотрит вместе с руководством профсоюза завода «Лучник». Шеф этого профсоюза Збигнев Цыбуля не исключает, что самые агрессивные участники манифестации могли быть провокаторами.

Серьезнейшие проблемы кабинета Ежи Бузека на этом не кончаются. Вряд ли есть сегодня в посткоммунистических странах еще одно такое правительство, которое, проводя решительные рыночные преобразования, работало бы в условиях подобного дискомфорта и, двигаясь между Сциллой реформ и Харибдой социальных потрясений, проявляло такую волю и настойчивость в своем движении.

На этой неделе возобновил свои массовые акции протеста профсоюз среднего медперсонала страны. Медсестры и акушерки требуют от правительства повышения зарплаты и рационального использования бюджетных средств на здравоохранение. Глава профсоюза Божена Банахович обратилась в варшавскую прокуратуру с требованием привлечь к ответственности четырех министров за то, что они нарушили договор, подписанный с профсоюзом от имени кабмина 28 января этого года. Обещанного повышения зарплаты на 2% не произошло, и это, считает Б.Банахович, «наносит ущерб интересу публичному и частному».

Медсестры и санитарки, получающие от 50 до 70 злотых в месяц, прибегают к самым разным формам протеста: носят черную одежду, блокируют учреждения здравоохранения и воеводские резиденции, а одиннадцать из них продолжают голодовку в польской столице. В понедельник их акцию поддержал один из лидеров Союза левицы демократической вице-маршалек сейма Марек Боровский, считающий, что правительство, несмотря ни на что, должно выполнять подписанные документы.

В политике нет очень долгих приливов или отливов. Тем более в политике экономической, самым непосредственным образом связанной с каждодневными интересами населения. Нарастание акций протеста польских трудящихся, их солидаризирование в борьбе за свои права, как и продолжающееся падение доверия к правительству Бузека, свидетельствуют о том, что самые трудные времена у него еще впереди.