UA / RU
Поддержать ZN.ua

Политический портрет в натуре

Целая неделя понадобилась премьер-министру Украины, чтобы сформулировать свои выводы о ситуации в Крыму, который он посетил в начале месяца...

Автор: Валентина Самар

Целая неделя понадобилась премьер-министру Украины, чтобы сформулировать свои выводы о ситуации в Крыму, который он посетил в начале месяца. Лишь добравшись до Ивано-Франковска Юрий Иванович сообщил местному административно-хозяйственному активу, что вернулся из Крыма «с большой обеспокоенностью от того, что там происходит».

По словам Еханурова, сейчас многие политические силы Крыма финансируются из-за границы, и «очень активно работают». «Я помню, что там было два года назад, и, вы знаете, ситуация изменилась существенно в худшую сторону, и сейчас там мы будем пожинать плохие плоды, и в Севастополе, и в Крыму. И потом будем все с вами, уважаемые патриоты украинские, думать, как нам выходить из ситуации, которая там сложится», цитирует премьера УНИАН.

Возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, если премьер-министру известно о нарушении закона, то почему он ничего не предпринимает, чтобы вмешательство во внутренние дела Украины и преступное влияние на ход выборов было прекращено?

Во-вторых, почему «сейчас»? Финансирование различных организаций Крыма из Москвы (мало кто сомневается, что именно это не решился произнести Ю.Ехануров) было всегда. О чем не далее как во время президентских выборов «ЗН» подробно сообщало. Давно и успешно действует на полуострове благотворительный фонд «Москва—Крым», при нем — Русский культурный центр, финансируемый из бюджета Москвы. Никакой политики, как видите. Значительные средства также поступают через Русскую общину Крыма — по госпрограмме помощи соотечественникам в зарубежье. РОК — организация тоже общественная, а не политическая. А то, что и ее, и фонд представляют политики, возглавляющие также партию «Русский блок», а теперь и Партию регионов — просто совпадение, надо понимать. Я уже не говорю о вбрасывании значительных сумм сомнительного происхождения от людей с нехорошей репутацией, имеющих интересы в Крыму. И поскольку от смены власти в стране ничего не изменилось в этой практике, так к чему эти «разоблачения»?

В-третьих, если бы власть думала всерьез о Крыме год назад и сегодня, то не надо было бы бояться заглядывать в день завтрашний. А он для страны действительно тревожный.

За места в крымском парламенте будут состязаться 46 партий и блоков. О существовании большинства из них крымчане с удивлением узнали только после регистрации. На что надеются — вопрос риторический, но технология уже сработала. В избирком автономии, ограниченное количество мест в котором заполнялось жеребьевкой прямо в сессионном зале, не попали ни представители КПУ, ни блока «БЮТ-Прозрачная власть», ни блока Сергея Куницына. По чистейшему совпадению все эти политические силы находятся в оппозиции к нынешнему руководству Крыма и являются главными соперниками Партии регионов.

Знакомство с партийными списками — занимательное чтиво для гурманов. Такое впечатление, что крымский парламент медом помазали. Перечисление всех бывших (среди них практически все составы крымских правительств прошлых лет) способно занять всю полосу, поэтому назовем только широко известных стране. Нестор Шуфрич обещает высушить политическое болото, если таковое в Крыму имеется, и поселиться тут надолго, а то и навсегда. Дмитрий Табачник ничего не обещает, говорит, что ушел из «большого списка ПРУ» из-за нежелания соседствовать со своим гонителем — экс-генпрокурором Пискуном. Но уже пошла молва о его претензиях на спикерство. За крымским мандатом решила пойти под флагом Януковича и Анна Антоньева. Причем все разговоры о том, что место в крымском парламенте нужно для обладания статусом неприкосновенности отметаются (украинские законодатели забыли наделить таковым своих крымских коллег), ВР автономии не входит в систему органов местного самоуправления. А закон «О статусе депутатов ВР АРК» , где это упущение устранено, президент ветировал. Теперь вся надежда на преодоление вето уже новым парламентом страны.

В крымский парламент нацелились практически все, кто в последние годы так или иначе влиял на его деятельность со стороны и у кого нет шансов продлить свое мажоритарное долголетие в ВР Украины. Игорь Франчук, так и не добившись принятия в НСНУ, возглавил список партии «Возрождение», одним из лидеров которой является его отец и дважды экс-премьер автономии Анатолий Франчук. Нет больше надежды на киевскую прописку и у лидера «Союза» Льва Миримского. Уже только этих игроков-тяжеловесов достаточно, чтобы жизнь в Крыму начала бить ключом. Но определять положение вещей будут даже не их интересы.

Даже если регионалы не возьмут больше половины мест в Верховной Раде автономии, парламентское большинство все равно будет пророссийским. Потому как со вторым и третьим результатом имеют все шансы пройти коммунисты и партия «Союз». Учитывая, что лидеры последней были мозговым центром в победоносном приходе к власти Ю.Мешкова и блока «Россия», а в проходной части крымского «За Януковича!» не без рекомендаций из-за Перекопа закрепились представители «Русского блока» и Русской общины Крыма, есть реальная возможность увидеть некий политический римейк. Десять лет спустя поседевшие главные герои все так же полны сил. Кино уже началось: на следующей неделе на рассмотрение парламента будет вынесен вопрос о проведении референдума о придании русскому языку статуса государственного.

Именно эти силы станут формировать правительство автономии, а у Киева, согласно Конституциям Украины и Крыма, только одна возможность влияния на процесс — премьер может быть утвержден парламентом только после согласования его кандидатуры с президентом. Учитывая же, что Крым— республика парламентская, ключевая роль в принятии любого решения, в первую очередь, в формировании правительства, и развитии любых сценариев принадлежит председателю Верховной Рады. На это место уже есть как минимум три претендента.

Нынешний спикер Борис Дейч и его первый заместитель Василий Киселев (оба — члены политсовета ПРУ), как и прогнозировало «ЗН» месяц назад, уходят из Крыма в ВР Украины. И, как видится, не совсем по собственной инициативе. По некоторым данным, не названные премьером Ехануровым и не пойманные блюстителями закона за руку темные силы еще не определились, кого хотели бы видеть в кресле высшего должностного лица автономии — лидера Русской общины Сергея Цекова или главного крымского коммуниста Леонида Грача. Оба политика уже стояли у руля крымского парламента. При первом автономия потеряла Конституцию с полномочиями государственного образования, при втором была принята Конституция нынешняя, лишения полномочий закрепившая. Да, еще к гимну — сочинению великого Караманова — женой соратника Грача были написаны слова. Леонид Иванович вполне устраивал президента Кучму, а потому ему прощалось многое. К примеру, постоянные публичные дрязги с премьером Куницыным и перманентные парламентско-правительственные кризисы. Спикер был понятливым, в частности, в вопросах разграничения объектов собственности — из собственности автономии при нем ушло более сотни здравниц, которые раздали в пользование киевским топ-чиновникам и генералам. В свою очередь фирма, где в соучредителях состояли зять и дочь спикера, стала обладателем изрядного куска земли на симеизском берегу, где и построили первый в Крыму аквапарк. Леонид Иванович любит прихвастнуть тем, что в 1998 году поборол в автономии криминалитет. При этом умалчиваются существенные вещи: зачистку от «сейлемовских» Киев начал, когда их тесная дружба с крымскими родственниками президента била по репутации главы государства. К тому же у президента Кучмы тоже были «любi друзi», которым надоело натыкаться на каждом шагу на ЮБК на бандитские крыши. Тогда в Крым и был направлен генерал Г.Москаль с особыми полномочиями, а спикером Л.Грач стал уже в финале «зачистки».

Теперь лидер коммунистов надеется взять 30—35 процентов голосов поддержки, что позволило бы ему «стать председателем Верховного Совета Крыма, рулить крымским кораблем таким образом, чтобы он шел в фарватере взаимоотношений между Киевом и Москвой. А не поперек». Скорее всего, успех Л.Грача будет намного скромнее, и чтобы стать у руля парламента, ему придется искать поддержки и у тех, до кого у генерала Москаля руки не дошли.

Все годы после своей отставки экс-спикер Сергей Цеков и его соратники в силу своей немногочисленности были отстранены от возможности влиять на ход крымской истории. Однако, в отличие от других предводителей мелких пророссийских организаций, Сергей Павлович не переходил из партии в партию, а ждал своего часа под сенью уже упоминавшегося фонда «Москва—Крым», регулярно праздновал годовщину Екатерининского указа о присоединении Крыма и представлял крымских русских на всевозможных форумах соотечественников. Правда, иногда (как правило, во время выборов) случались скандалы. Другие вожди крымских русских обвиняли С.Цекова в «нецелевом» использовании финансовой помощи.

О своих претензиях на спикерское место заявляет и лидер «Союза» Лев Миримский. При всем восхищении умением его соратников малым количеством решать большие задачи в этот раз шансы Миримского минимальны. Хотя свою игру он, конечно, сыграет. Тем более что есть с кем.

Существенное отличие от былых времен — криминальный элемент уже не будет дергать за ниточки или покупать депутатов, он имеет шансы восседать в сессионном зале и оппонировать начальнику крымской милиции, который представляет парламентскую оппозицию (баллотируется от НСНУ). Чтобы представить эту картину в лицах, посмотрите фотоиллюстрации книги «Крым бандитский», там есть снимки мирного досуга некоторых вероятных крымских депутатов.

Хорошо, что отменили статью об уголовной ответственности за распространение недостоверной информации. А то у нынешнего министра внутренних дел могли быть неприятности. В подкрепление своих заявлений о том, что криминалитет рвется в депутаты, в интервью «Власти денег» Ю.Луценко назвал имя кандидата в депутаты Александра Мельника: «Давайте абсолютно честно скажем: если в крымский парламент по списку блока «За Януковича!» баллотируется ранее судимый лидер ОПГ «Сейлем», которая терроризировала Крым в середине 90-х… Формально у него погашена судимость, он имеет право баллотироваться, но поймите состояние милиции и состояние крымских граждан, которые об этом узнают».

Пока министр анонсировал свою поездку в автономию, чтобы рассказать общественности, что к власти «под прикрытием красивых идей» рвутся «люди, которые залили кровью Крымский полуостров в середине 90-х, и трупы после деятельности которых мы до сих пор достаем из крымских штолен», адвокат А.Мельника (номер 21 в крымском списке регионалов, временно не работающий) через местную прессу оповестила, что ее клиента «опорочили на всю Украину». И у него «есть все основания подать в суд на министра внутренних дел Украины Юрия Луценко и на СМИ, которые распространяют заведомо лживую информацию». По версии адвоката, Александр Мельник вообще никогда не был судимым, хотя подсудимым был. Но не по бандитским статьям, а за то, что по неосторожности стал виновником ДТП, к тому же перед судом он предстал «тогда, когда привлечь к уголовной ответственности за него уже было невозможно: истекли сроки давности. Поэтому суд признал, что состав преступления был, но от назначенного наказания Мельник был освобожден в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности» («Крымская правда»).

Однако министр стоит на своем: и в «Сейлеме» Мельник состоял, был осужден и отсидел год и шесть месяцев, но судимость уже погашена. Интересно, чем закончится эта дискуссия?

Всего же, по словам Ю.Луценко, среди кандидатов в депутаты ВР автономии выявлено 45 лиц, которые имели проблемы с законом. С особым удовлетворением Луценко сообщил журналистам, что к крымским спискам СПУ и КПУ у него вопросов нет. Рекордсменом министр определил список партии «Союз», 12 человек из которого попадали в поле зрения милиции. Не намного, по его данным, отстает блок «За Януковича!» — там десять «неблагонадежных», в крымском блоке Литвина и БЮТ — по семь, в блоке Куницына — шестеро, в НСНУ — двое, в «Не Так!» — один.

Как же легко будет работать с таким уязвимым депутатским составом автономии тем, кто это умеет делать профессионально! Но прискорбнее всего то, что этого повального похода за мандатами людей с сомнительной репутацией страна могла и не увидеть, если бы не известные обязательства, взятые на себя президентом при подписании пресловутого меморандума.

Так на кого же сможет опираться в Крыму Киев? Боюсь, что опять, как и десятилетие назад, главными украинцами в ВР Крыма будут крымские татары, имеющие шансы под партийным брендом Народного руха преодолеть трехпроцентный барьер, но не большим числом.

С таким же успехом могут прийти к финишу и «нашеукраинцы», изрядно потрепанные внутренними распрями, расколами и страдающие неразборчивостью в политических связях. Чего стоит заявление ялтинского лидера НСНУ А.Чабанова о поддержке на выборах мэра… Сергея Брайко, ныне состоящего в Партии регионов. Того самого, которого отстранили от должности городского головы вскоре после смены президента, которого обвиняли в служебных злоупотреблениях, однако дела как-то враз рассыпались. По решению суда он вернулся в свой кабинет. Временно занятый тем же Чабановым (за плечами которого, кстати, тоже погашенная судимость!). На этом фоне особенно заметна чрезмерная нетерпимость к местным БЮТовцам, с которыми логично было бы объединиться в новом парламенте. Однако о подобном союзе даже речь не заходит.

Есть еще один блок, имеющий потенцию быть представленным в крымской власти — блок Сергея Куницына. Ранее Сергей Владимирович слыл державником и проукраинским политиком. На заре своей политической карьеры, будучи руководителем Красноперекопска, в противовес референдуму за самостоятельность Крыма даже обещал провести свой плебисцит — за присоединение района к Херсонской области. Еще свежи в памяти его решительные действия по защите Тузлы. Но с вынужденной отставкой его как будто подменили. Теперь Куницын расставляет блок-посты в защиту Черноморского флота, дает пресс-конференции в Москве, вокруг него вьются российские политологи-технологи. Люди, верящие в силу денег больше, чем в силу убеждений, предполагают, что контакты с Юрием Бойко (партячейку его партии возглавил близкий Куницыну экс-министр финансов А.Гресс), а также цепочка, в которую вплелись структуры, контролирующие Крымский содовый завод и «Титан» в красноперекопской вотчине экс-премьера и собственников ФК «Таврия», где он трудится президентом, не могли пройти бесследно. Кстати, «УП» уже вписала Куницына «в орбиту» Дмитрия Фирташа.

Так что крымский политический портрет-2006 впору обрамлять неприлично массивной золотой рамой. В натуре.