Больше месяца прошло с момента неудавшейся попытки покушения на президента Азербайджана Гейдара Алиева. Именно так квалифицировали этот инцидент официальные органы республики.
Как сообщалось пресс-службой МВД Азербайджана, 30 июля работниками полиции было обнаружено и обезврежено взрывное устройство, заложенное по дороге в аэропорт Бина, - две коробки со 150 кг тротила и детонаторы. Оно имело дистанционное управление.
После проведения первых следственных мероприятий правоохранительные органы заявили о том, что взрывное устройство должно было сработать во время следования кортежа президента Азербайджана Гейдара Алиева в аэропорт. Взрывчатка была такой мощности, что мост, участок дороги и близлежащие здания были бы полностью разрушены.
Следствием установлено, что организаторами попытки покушения являются родной брат бывшего командира отряда полиции особого назначения Ровшана Джавадова - Махир Джавадов, бывший командир одного из районных отрядов ОПОН Эльнин Амирсланов и террористическая группа, резиденция которой находится в сопредельном с Азербайджаном государстве.
Как сообщили источники, близкие к следственной группе по расследованию попытки покушения, на сегодняшний день арестовано более 10 бывших бойцов ОПОН, а у одного из них был обнаружен тротил для изготовления взрывчаток. Сами арестованные в ходе допросов сообщили, что не знали, на что использовалась изготовляемая ими продукция. По сообщению тех же источников, следствие близится к завершению и некоторым арестованным уже предъявлены обвинения.
Но несмотря на это, в настоящее время существует несколько версий случившегося.
Если опираться на информацию, обнародованную следственными органами, можно считать, что готовящийся взрыв должен был стать актом мести Махира Джавадова за смерть своего брата Ровшана, убитого во время подавления мартовской попытки государственного переворота в Баку, которым руководили оба брата.
Однако следует отметить, что ни 30 июля, ни в последующие дни Гейдар Алиев не планировал никаких отъездов из Азербайджана или выездов в аэропорт для встречи высоких гостей. К тому же, глава государства не остается на правительственной даче, дорога к которой проходит через злосчастный мост.
Параллельно с первой версией многие наблюдатели, а также некоторые представители оппозиционных кругов однозначно заявили о том, что этот случай с подложенной под мост взрывчаткой является чистейшей фальсификацией властей. А председатель Социал-демократической партии Араз Ализаде вообще заявил о том, что «в Азербайджане не бывает попыток госпереворота и покушений - все они готовятся, а потом ликвидируются самими властями».
Общеизвестным является то, что ничто так не повышает авторитет властей, как попытки госпереворотов, теракты и т. д. И в этой же связи почему-то слишком часто «везет» Гейдару Алиеву. По его же словам, как минимум три раза его пытались физически ликвидировать и столько же раз происходили попытки госпереворотов.
К версии наблюдателей можно относиться с уважением по нескольким причинам.
Во-первых, Азербайджан находится в преддверии парламентских выборов и налицо очень низкий авторитет правящих кругов, что прекрасно понимают и в самом руководстве Азербайджана.
Во-вторых, дальнейшие события показали, что власти не прочь обвинить в причастности к попытке теракта и некоторых представителей оппозиции. К примеру, сразу же после разоблачений в стране началась тотальная кампания «охоты на ведьм» среди оппозиции. Эта травля на сегодняшний день может преследовать лишь одну цель - очернение политических оппонентов в преддверии выборов, а если представится возможность - и их полное устранение с политической арены хотя бы на время выборов.
И здесь стоит заметить, что уже 17 августа президент Гейдар Алиев объявил о том, что правоохранительными органами предотвращена еще одна, на этот раз уже четвертая по счету, попытка государственного переворота. Указав на то, что данные события готовились со стороны военных (в связи с чем арестовано два генерала в отставке), глава государства, тем не менее, не упустил случай сделать откровенные намеки о возможности того, что новых путчистов поддерживали некоторые представители оппозиционных партий. Несколько удивительным является то, что об этой попытке переворота кроме самих властей никто не знал. Прошло больше двух недель, но пока не обнародовано никаких новых сведений ни о ходе следствия, ни версий правоохранительных органов о том, как выглядел данный переворот. Этот фактор стал также причиной откровенного злословия в адрес руководства, «которое в каждом втором видит врага и революционера».
Третьей версией, выдвинутой, но не нашедшей особой поддержки в Баку, является вероятность покушения на Президента Украины Леонида Кучму. Сразу же нужно указать на то, что даже если это и имело место, то попытка была откровенно плохо подготовлена - Кучма отбыл из Баку по завершении своего официального визита 28 июля - за два дня до обнаружения взрывчатки. Именно это дает повод сомневаться в том, что попытка теракта вообще имела место. Ведь как могло случиться, что столь бдительная охрана главы азербайджанского государства, прочесывая маршрут следования двух президентов, не обнаружила взрывчатку 25 - 27 августа? 28 числа ее подложить было бы крайне сложно, так как, в соответствии со старыми коммунистическими традициями, весь путь следования главы государства бывает не только полностью перекрыт за час до его поездки, но к тому же за сутки до этого по всей протяженности выставляются усиленные наряды полиции. А затем, если даже предположить, что взрывчатка и была подложена злоумышленниками, то что же побудило полицию осматривать фундамент и опоры моста в период, когда глава государства никуда не собирался и никто не намеревался прибыть в Баку? Тем более, что охрана мостов стала в Баку обычным явлением только после указанного события. К тому же, это не единственный мост, через который лежит путь в аэропорт - под другим, находящемся невдалеке от центра столицы, стояли боксы автотехобслуживания, где, наверное, было бы намного легче в ночное время спрятать взрывчатку.
В продолжение версии покушения на главу Украины можно лишь добавить, что террористами готовилось покушение как на Кучму, так и на Алиева и среди возможных организаторов покушения назывались силы в руководстве России, недовольные политикой, которую ведут в отношении нефтекомпаний РФ Украина и Азербайждан.
Несмотря на заявление правоохранительных органов о том, что данная версия бездоказательна и не имеет под собой реальной почвы, вряд ли стоит отбрасывать ее окончательно. Причина в том, что до сих пор у многих, в том числе и у правоохранительных органов, имеются сомнения по поводу непричастности российских спецслужб к столь хорошо организованному 22 сентября 1994 года побегу четырех государственных преступников из неприступного специзолятора Министерства национальной безопасности Азербайджана (бывшего КГБ), а также к профессионально исполненным сразу же после этого убийствам вице-спикера парламента Афиятдина Джалилова и руководителя Особого управления при президенте Шамси Регинова. Оба события последовали вслед за неустраивающим Москву подписанием в Азербайджане нефтяного контракта с западными компаниями. Кроме того, по информации из компетентных источников, недавно в Баку арестован российский офицер (по некоторым данным - полковник). На него пало подозрение в организации указанных двух убийств.
В заключение следует отметить, что 7 сентября в Баку прибыла группа представителей СБУ и МВД Украины. Источники в Киеве сообщают, что сотрудники украинских правоохранительных органов намереваются совместно с азербайджанской прокуратурой провести расследование неудавшейся попытки покушения. Однако министр национальной безопасности Азербайджана Намик Аббасов не подтвердил, но и не опроверг эти сведения.