UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пока без бюджета. Несмотря на «всенощную»

Второму чтению госбюджета в Украине всегда что-то мешает — если не выборы нового премьера, как это было в 2002-м, то деньги от «Криворожстали», как это происходит в 2005-м...

Автор: Наталия Яценко

Второму чтению госбюджета в Украине всегда что-то мешает — если не выборы нового премьера, как это было в 2002-м, то деньги от «Криворожстали», как это происходит в 2005-м. 15 декабря, за несколько часов до рассмотрения главной финансовой сметы страны, Верховная Рада приняла за основу законопроект Губского, Саса и ряда других депутатов, которым все средства от продажи металлургического гиганта направляются на погашение обесцененных вкладов граждан. За вычетом лишь той части, которая возвращена прежним владельцам.

И это ничего, что еще в марте изменениями к бюджетному закону на 2005 год та же Верховная Рада определила другую судьбу почти восьми миллиардам из криворожсталевских, т.е. приватизационных, денег — быть истраченными на финансирование дефицита бюджета текущего года. А еще как минимум
8 млрд. пойдут, согласно проекту госбюджета-06, на покрытие дефицита года будущего. В преддверии выборов депутаты упорно твердят, что доходы от приватизации — это одно, а большие деньги, полученные в ходе удачного приватизационного конкурса, — это другое. Спикер Литвин даже стращает «тих, хто розтринькав гроші від приватизації «Криворіжсталі», уголовной ответственностью.

В результате фракции Соцпартии и Блока Литвина дружно голосуют за «обесцененные сбережения», но не голосуют за бюджетный закон. И тот собирает всего 122 голоса.

Подводя промежуточный бюджетный итог, можно сказать: все неважно начиналось и неважно заканчивается. Правительство и особенно Минфин не хотели по-настоящему работать с фракциями, те платили им «взаимностью», умноженной на приближение выборов. Хотя «бюджетная ночь» с минувшей среды на четверг показала, что компромисс действительно возможен, и компромисс достаточно элегантный.

«ЗН» уже упоминало о главной коллизии второго чтения: требовалось нарастить финансирование местных бюджетов и некоторых самых чувствительных (в плане голосования) отраслей, сохранив при этом приемлемый уровень дефицита. Где-то после трех часов ночи четверга депутаты вместе с представителями Минфина сошлись во мнении, что единственный реальный путь — это пожертововать дефицитом бюджета-05, внеся соответствующие поправки. Решено было часть расходов 2006 года — порядка 1,6 млрд. гривен, которые идут на дотацию Пенсионному фонду, — перенести на 2005-й.

С одной стороны, в случае с задержкой принятия нового бюджетного закона это обезопасило бы страну от несвоевременной или неполной выплаты январских пенсий. С другой — часть из «высвободившихся» 1,6 млрд. договорились направить на местные бюджеты, а часть — на дотации агропроизводителям. С третьей... Да, конечно же, дефицит возрастал. До 3,1% ВВП. Но только дефицит текущего бюджета, который через две-три недели станет никому не интересен. Тогда как дефицит 2006 года оставался бы «белым и пушистым» — 2,5%.

Увы, эту красивую и на комитетско-минфиновском уровне согласованную операцию так и не реализовали. После того как министр финансов попытался «дирижировать» голосованием «нашеукраинской» части сессионного зала, не на шутку рассердился спикер, много сил приложивший к тому, чтобы голосование бюджета в четверг таки состоялось. И после неудачного голосования проекта постановления ВР об отклонении бюджета дело зашло в тупик...

Теоретически это, конечно же, чревато: непринятые до конца года местные бюджеты, финансирование Центризбиркома на уровне 2005-го, невыборного года. Но будем оптимистами. В конце концов, следующая неделя — тоже сессионная...