Дайте место Третьему сектору
Мы уже привыкли делить наше общество на два сектора - государственный и частно-предпринимательский. Выяснили, что оба они очень важны для развития страны, и стоило бы соблюдать некую их сбалансированность. Но круг, как известно, состоит не из двух частей. Так что давайте посмотрим и на то, что называют во всем мире - Третий сектор. Это - общественные движения. Реальность, которую уже нельзя проигнорировать, но и воспринимать ее всерьез ни власть имущие, ни обычный обыватель, занятый проблемой - как прокормить семью сегодня, - не торопятся.
И все-таки одних только экологических неправительственных организаций в Украине сегодня около четырех сотен. Они занимаются самыми разными проблемами, в них разные люди и разная численность. А что самое интересное - добрая половина из них закрылась бы, не будь в Украину прилива денег иностранных - специально для развития Третьего сектора, и будь деньги бюджетные.
О денежных дождях и «зонтиках»
Многие люди не любят зонтиков. Вещь не очень удобная - то ее некуда положить, то она вообще теряется. В общем, все время приходится о ней помнить. Особенно раздражает эта вещица, если дождя-то и нет, а так - моросит слегка. Когда богатые меценаты и мощные международные фонды поняли, что процесс демократических преобразований в нашей стране стоило бы поддержать финансами, но еще опасались вкладывать сюда большие деньги, началась своеобразная проверка «на вшивость». Может, грубо звучит, но те средства, которые лет пять назад начали поступать к нам на поддержку социально значимых мероприятий, проводимых независимыми организациями, были мизерными. И если бы какие-нибудь горе-предприниматели решили взять их и смыться, то особого ущерба иностранному капиталу они бы этим не нанесли. Кстати, такие действительно были. С тех пор, как они прикарманили по сотне-другой долларов, о них больше никто ничего не слышал. Ну, а те организации, которые сумели на эти же деньги не только сделать, что обещали, но и попытались встать на ноги, продолжают нелегкий марафон и сейчас. Да, денег становится все больше. Но процедура их добычи (фаундрейзинг - понятие, уже прочно поселившееся в нашей жизни), взаимоотношения с действующими по чужим бюрократическим правилам фондами, условия работы по грантам все сложнее. Родившиеся в послечернобыльский период неправительственные организации (НПО), не желающие зависеть ни от своего государства, ни от какого-либо другого и пытающиеся следовать поставленным перед собой задачам, нахлебались за эти годы такого, что теперь уже вряд ли кто решится назвать их дилетантами. Мы стали и дипломатами, и финансистами, и менеджерами, и стратегами - и все это в области дотоле неведомой, некоммерческой, неприбыльной. Мы практически стали специалистами в том, что для нашей страны еще не имеет определения даже на уровне понятийном и законодательном. Во многом - благодаря изучению и освоению чужого опыта.
О чужом опыте, который - впрок
Первая мысль, которая пришла в голову, - где тапочки? Ну, эти огромные, мягкие, на завязках, для всех размеров - как у нас в Воронцовском дворце, например.
Кто-то щелкнул фотоаппаратом, и тут же подумалось - ну, и заплатит же штраф!..
А потом выяснилось, что ни штрафов, ни тапочек не будет. Что во дворце Зальцбургских архиепископов можно не только фотографировать и трогать руками то, что у нас обычно называется экспонатами, здесь вообще очень многое можно. Дворец Леопольда предназначен (!) для работы и жизни в нем. Это - всемирно известный учебный центр. В прекрасной Венецианской комнате обсуждаются вопросы демократического развития общества или, например, защиты прав коренного населения Америки. В Великом холле, одном из лучших концертных залов Зальцбурга, вечером вполне уместен концерт обожаемого всеми великого земляка - Моцарта, а днем, во время занятий, можно просто поболтать за чашечкой кофе с соучениками или продолжить жаркий спор с оппонентами. В Мраморном зале - обедают, ужинают, устраивают торжественные банкеты, как и 200 лет назад. В библиотеке - свободный доступ к бесценным книжным и интернетовским хранилищам. И все это - без ограничений, круглосуточно. Лишь бы на пользу учащимся.
В этом шикарном дворце вот уже 50 лет учатся демократии. В следующем году Зальцбургский семинар отметит полувековой юбилей. И все эти годы, сессия за сессией, сюда приезжают люди из разных стран, чтобы послушать других, сказать свое - и прийти к общему. К тому, что поможет нам всем вместе в построении гражданского общества на планете.
О красотах внутри и снаружи дворца (осень, Альпы, старинный парк, тихое лебединое озеро) участники нашей сессии забыли тотчас после начала первой лекции. Вот ведь загадка - как можно собрать вместе столь разных людей (65 из 52 стран), которые ежесекундно готовы и спорить, отстаивая собственное мнение, и выслушивать не менее жаркие доводы других. И приходить в результате к общему мнению. Видимо, необходимость объединения усилий, понимания друг друга на этой планете настолько велика, что во время подобных встреч открывается что-то вроде третьего уха (типа третьего глаза). По крайней мере, участникам нашей сессии, посвященной непростым проблемам развития сотрудничества между НПО разных стран, удалось многое.
Какие бы темы ни обсуждались на сессиях Зальцбургского семинара, пожалуй, главный вывод из них, - ощущение собственной ответственности за будущее этого мира.
И еще о зонтичных структурах
Все дело в том, что вот теперь, когда начинается настоящий денежный дождь, мы все вместе вспомнили о зонтиках. И бросились создавать зонтичные структуры. Ведь реальные большие средства, как правило, направляются не в мелкие независимые организации, а в объединения, ассоциации, специальные центры, которые должны быть в помощь всем. А для того чтобы получилась такая зонтичная структура, необходимо объединиться.
Ох, как же нам тяжело это сделать... Мы подолгу спорим, выясняя, кто из нас круче, кому доверить координировать и как контролировать. По итогам Зальцбургского семинара провели недавно специальный «круглый стол», на который собрали представителей НПО, чтобы выяснить, насколько же нам подходят рекомендации, выработанные в Зальцбурге. Конечно, проговорив добрых три часа, мы не расставили всех точек. Хорошо, что, посмотрев друг другу в глаза, попытались честно выяснить отношения и понять, насколько долог процесс объединения и насколько необходим. Кажется, мы готовы идти этим путем. Хотя в спорах и раздорах не заметили, что уже кто-то более сообразительный подставляет под денежный дождь зонтик не нашего производства, а очень смахивающий на то, что можно запросто сложить и спрятать в карман государства. В процессы объединения и координации экологических организаций на нынешнем этапе весьма активно включились государственные структуры.
Уже есть, к сожалению, примеры попросту загубленных больших проектов, потерявшихся в лабиринтах власти и ее «карманных» общественных организаций. Может быть, именно поэтому так тяжело складывается судьба одного из самых глобальных начинаний - нового регионального экологического центра.
Очень хочется надеяться, что эта структура (на нее выделено около 10 миллионов долларов) не превратится ни в очередной распределитель социалистического образца, ни в серию подачек для НПО в виде милости поработать иногда на компьютере. Впрочем, все-таки многое зависит от нас самих. И есть в конце концов прекрасный опыт работы регионального экоцентра в Будапеште, который действительно стал мощным центром поддержки для восточноевропейского экологического движения. Тем более, что наши коллеги и единомышленники охотно делятся этим опытом.
Примечание. Термин неправительственные организации (НПО) привычен для всего мира. Он ни в коем случае не содержит ничего АНТИправительственного! Это - путь к гражданскому обществу, независимый от государства, и в помощь государству. Успех нашего демократического движения во многом зависит от взаимопонимания между Первым и Третьим секторами. От того, насколько скоро государство поймет, что содействие независимости Третьего сектора есть содействие развитию демократического общества.