UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ? ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ БУДЕТ!

Нет ничего досаднее, как констатировать, что твои пессимистичные прогнозы сбываются. Да еще и с человеческими жертвами...

Автор: Валентина Самар

Нет ничего досаднее, как констатировать, что твои пессимистичные прогнозы сбываются. Да еще и с человеческими жертвами. И в начале февраля, когда группа крымских татар штурмовала судакский горотдел милиции, требуя освобождения задержанного за драку соотечественника, и в начале марта, когда в Симеизе были избиты два телеоператора, снимавших конфликт репатриантов и владельца аквапарка, «ЗН» прогнозировало: если власть и меджлис не сделают адекватных выводов из этих инцидентов, ситуацию будет трудно удержать под контролем. Особенно в том случае, если ее намеренно будут провоцировать. Так и случилось.

Хронология печальных событий позднего вечера минувшего вторника известна, чего нельзя пока что сказать о полноте картины происшедшего. Милицией озвучена версия, построенная на показаниях свидетелей и потерпевших, подтверждается ли она в деталях в ходе следствия — не сообщается. По словам начальника крымского главка МВД Николая Паламарчука, около 22 часов пять крымскотатарских парней и девушка-славянка гуляли в центре Симферополя. Навстречу им шла группа молодых людей, которые повели себя агрессивно, и в результате нападения 19-летний Дилявер М. получил ножевое ранение в спину. Однако вместо того, чтобы обратиться в милицию, говорит Н.Паламарчук, свидетели нападения сообщили соотечественникам, что Дилявер пострадал от рук скинхедов. Около двадцати вооруженных арматурой и ножами парней пошли в центр города искать обидчиков и якобы опознали их в посетителях бара «Коттон клаб». Правда, очевидцы самосуда утверждают, что били не только тех, кто по внешнему виду соответствовал расхожему представлению о бритоголовых, досталось даже двум девушкам. За медицинской помощью обратились 11 человек, шестеро госпитализированы с ножевыми ранениями разной степени тяжести. На утро пятницы трое пострадавших с проникающими ранениями грудной клетки в крайне тяжелом состоянии находились в реанимации. Возбуждены два уголовных дела — по фактам нападения на Дилявера М. и избиения в баре. По подозрению в организации последнего уже на следующий день был задержан Куртсеит Абдуллаев. В тот же день по распоряжению Президента Украины в Крым прибыли генеральный прокурор, секретарь СНБО, заместители министра внутренних дел и главы СБУ. Их совещание с руководителями автономии и меджлиса длилось до поздней ночи. Только по его окончании группа крымских татар сняла свой пикет у здания главка МВД — они требовали наказания скинхедов и освобождения задержанного Абдуллаева. Интервью генпрокурора Г.Васильева государственной ТРК «Крым» вышло в эфир почти в полночь. Требования об освобождении подозреваемого он назвал давлением на следствие, а для убедительности неправоты таких действий предложил представить ситуацию наоборот: «Если бы речь шла о нанесении тяжких телесных повреждений, как сейчас, когда на грани жизни и смерти оказались несколько человек, и пострадали бы крымские татары, то на митингах требовали бы ареста виновных, а не освобождения подозреваемых».

Акция с требованием освободить задержанного длилась в четверг весь день: никем не управляемый многолюдный митинг, сопровождавшийся шестью перекрытиями центральных улиц и попытками блокировать железнодорожный вокзал. Присутствующие члены меджлиса старались держаться в стороне и, по сути, отмежевались от акции, сообщив, что она организована стихийно. Руководитель юридического отдела Эмине Авамилева в интервью журналистам заявила: если следствие установит, что К.Абдуллаев виноват, то он должен понести наказание согласно букве закона. Вице-спикер ВР Крыма и заместитель председателя меджлиса Ильми Умеров заявлял о необходимости срочного проведения заседания представительного органа крымских татар с надеждой, что он «найдет в себе силы принять правильное решение по ситуации, чтобы ее удалось удержать под контролем». Впрочем, для этого заседание меджлиса должно было состоятся гораздо раньше, чем во второй половине пятницы. Но первые лица меджлиса М.Джемилев и Р.Чубаров — народные депутаты Украины, и приехать из Киева раньше, надо понимать, никак не могли.

Впервые за многие годы выяснение отношений между членами меджлиса происходило, что называется, на людях. Не опасаясь быть услышанными журналистами, радикалы с применением ненормативной лексики настаивали на активных уличных действиях. Умеренные их отговаривали, а затем и собственным телом преграждали путь колонне, намеревавшейся блокировать железную дорогу. Выводы из увиденного неутешительные: либо меджлис больше не контролирует в полной мере действия части своих соотечественников, либо в нем самом происходит окончательный раскол между группами влияния. Или этот якобы неуправляемый процесс — из ряда приемов «многовекторной» политики меджлиса: с одной стороны, готовность к диалогу для урегулирования конфликта, а с другой — демонстрация «стихийного» народного протеста.Уместно будет напомнить, чем подобная тактика завершилась в середине девяностых годов в восточном Крыму. Тогда бандитам позволили попользовать народ в криминальной разборке между группировками Белого и Али, а лидеры меджлиса утверджали: мы ничего не можем сделать — люди возмущены до предела засильем бандитизма. Кровь пролилась обильно. И стыд за те события совестливые испытывают по сей день, но не они, очевидно, принимают решения. Поэтому не стоит удивляться, что естественной реакции — не только представительного органа народа, борющегося за восстановление своих прав, но и просто нормального человека — с осуждением в равной мере и нападавших на репатрианта, и зачинщиков ответной бойни от меджлиса пока не последовало.

Зампредседателя меджлиса Ремзи Ильясов в прямом телеэфире, под нажимом журналистов, сподобился только на слова «я как человек очень сожалею». Заседание меджлиса, как ожидается, будет бурным и продолжительным. Как сообщила «ЗН» Эмине Авамилева, ее единомышленники будут «жестко ставить вопрос о том, что отдельные члены меджлиса сознательно действуют вопреки принципам национального движения — толерантности, демократичности и ненасильственных методов борьбы». Чья точка зрения — радикалов или умеренных — победит и какое решение будет принято, зависит от позиции Мустафы Джемилева. Хватит ли лидерам крымских татар мудрости дать откровенную оценку происходящему в целом и в частности — роли Куртсеита Абдуллаева, который по версии правоохранителей является зачинщиком как нападения на телеоператоров, так и организации массового избиения в баре? Неужели не кажется странным такое совпадение? На сегодня уже очевидно, что добровольный мораторий меджлиса на акции протеста, по крайней мере до окончания следствия, не только разрядил бы межнациональную напряженность и снизил рост антитатарских настроений, но и упредил бы саму возможность провокационных действий, от кого бы они ни исходили. Точно так же, если бы правонарушения, влекущие за собой обострение межэтнических отношений, расследовались оперативно, а не после того, как прольется кровь.

В пятницу утром представители правоохранительных органов сообщили, что «кроме К.Абдуллаева установлены личности еще троих подозреваемых в нанесении ущерба здоровью телеоператоров и видеокамере и вскоре им будет предъявлено обвинение». Кажется, это тот случай, когда сослагательное наклонение уместно: если бы зачинщик нападения на журналистов был задержан три недели назад, а не сейчас, то вряд ли он стал бы организатором расправы в баре.

Основная дискуссия с властью сейчас идет вокруг выяснения вопроса — есть в Крыму скинхеды или нет. Меджлис настаивает, что именно бездеятельность правоохранителей спровоцировала события в баре «Коттон», поскольку обращения в милицию о нападениях на репатриантов именно по этническому признаку остаются нерасследованными. Несколько недель назад молодчики сбросили в речку подростка, а перед этим, по его словам, спрашивали о национальности. (Кстати, о том, что личности троих подозреваемых установлены, милиция сообщила тоже вчера.) Кроме того, уже дважды за последнее время осквернялись мусульманские кладбища — на могильных плитах вандалы рисовали фашистскую свастику. По бытующему в крымскотатарской молодежной среде мнению, скинхедов в Крыму кто-то спонсирует, поскольку их количество растет. Руководители крымской милиции утверждают, что организованного идейного движения бритоголовых в Крыму нет. Премьер С. Куницын тоже заявляет, что сообщения о «наличии фашиствующих молодчиков, как говорят, скинхедов, в Крыму не подтверджаются. Может, кто-то фильмов насмотрелся, но организованных вещей на территории Крыма нет».

Впрочем, являются ли молодежные группировки скинхедами в классическом понимании или называют они себя как-то иначе — не в этом суть. Важно, что молодежные группы, устраивающие расправы после выяснения национальной принадлежности, существуют. По крайней мере, так утверждают конкретные пострадавшие. Можно даже не сомневаться: после поножовщины в баре их станет больше. Потому что на волне резко возросших антитатарских настроений любой отморозок, возомнивший себя защитником нации, теперь будет бить людей не просто так, а еще и за идею. И любое, даже явно бытовое преступление против крымских татар или с их участием может послужить той спичкой, которая способна разжечь большой межэтнический пожар. Тех же, кто любит играть с целым коробком, политики с разных сторон, будто сговорившись, называют третьей силой, но при этом не уточняют, кто подразумевается. Сергей Куницын утверждает, что «и за пределами Крыма, и за пределами Украины есть силы, которые будут раскручивать ситуацию накануне дня депортации». Ильми Умеров уверен, что сложившаяся ситуация выгодна третьей силе, которая заинтересована в дестабилизации в Крыму. Леонид Грач тоже говорит о влиянии извне: «События, происходящие сейчас в Крыму, во многом напоминают «косовский сценарий». За их спиной стоят силы, выступающие против территориальной целостности, суверенитета и самой независимости Украины». Кто такие, тоже не совсем понятно. Хотя далее в заявлении лидер крымских коммунистов ведет речь ...о подрывной роли Джорджа Сороса, который на следующей неделе посетит Киев и Ялту, где проведет «круглый стол» о соблюдении прав человека в Крыму и планирует встречу с лидером меджлиса. По мнению Л. Грача, Дж.Сорос, стоявший «у истоков трагических событий на Балканах и недавнего государственного переворота в Грузии», теперь финансово поддержит меджлис и «настроит крымскотатарских экстремистов на самые решительные действия. Суть их состоит в том, чтобы путем организации массовых бесчинств на территории АРК к 60-й годовщине депортации крымских татар полностью парализовать деятельность местных властей, опираясь на правых националистов, распространить беспорядки на Киев, создать предлог для прямого иностранного вмешательства». Судя по опубликованным «Украинской правдой» темникам, посвященным приезду в Украину Джорджа Сороса и уже показанным на подконтрольных СДПУ(о) каналам сюжетам, идентичные заявлениям Л.Грача мысли концентрируются по легко определяемому адресу. И только ли технической ошибкой можно объяснить тот факт, что разосланное по электронной почте в четверг утром заявление для СМИ было отозвано, а после обеда с некоторыми правками снова было распространено. Главное различие двух текстов: среди мер, которые предлагаются Президенту и ВР Украины применить, в утреннем варианте документа значилось: «Приостановить действие Конституции АРК и ввести на территории автономии прямое президентское правление на весь период стабилизации обстановки». По сравнению с этим пожеланием, требования объявить Дж.Сороса персоной нон-грата, кадрово укрепить руководство автономии и даже приостановить деятельность меджлиса просто отдыхают. К сожалению, мы вряд ли узнаем, кто писал первый вариант заявления и кто вносил поправки. А вот почему это произошло, можно предположить. Например, кто-то посчитал, что такие чрезвычайные меры следует применять чуть позже — ближе к дате президентских выборов, которые таким образом окажутся под вопросом.

С учетом этого возможного сценария возникает вполне закономерный вопрос: что подвигло Президента к такому неординарному распоряжению, как отправка первых лиц правоохранительных органов и — особенно генерального прокурора и главы СНБО для «личного расследования обстоятельств инцидента»? Означает ли это, что прокуратуре Крыма, главкам МВД и СБУ расследование преступлений, совершенных в присутствии свидетелей, доверить нельзя, и вскоре их руководство, как говорят, укрепят? Можно объяснить командирование группы следователей-важняков из Генпрокуратуры, но что еще, кроме встревоженности происшедшим главы государства, такой звезднопогонный десант должен демонстрировать? В опасные для гражданского мира на полуострове моменты носители вышеперечисленных должностей приезжали и раньше. Но как-то обходились без особой рекламы, по-рабочему. Или кто-то надеется, что из этой ситуации можно будет выехать на белом коне победителя? Как свидетельствует мировой опыт, победителей в межэтнических столкновениях не бывает. Правда, их вдохновители становятся иногда президентами, а избравший их народ затем засыпает и просыпается со страхом ожидания очередного теракта. Большой опыт в этом есть у одного стратегического партнера, поддержка которого, как принято считать, будет определяющей для выборов очередного украинского президента.

Пока же жители восьми самых крупных регионов Крыма привыкают к присутствию на улицах спецназовцев — со вчерашнего дня здесь объявлена оперативно-профилактическая отработка с привлечением дополнительных сил правопорядка. Судя по номерам автобусов, заполонивших площадки у зданий органов власти, правопорядок в Крыму теперь поддерживают бойцы спецподразделений милиции и Внутренних войск из Запорожья, Николаева, Херсона. А в апреле в Крыму пройдут большие антитеррористические учения. Плановые, подчеркивают правоохранители…