UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОБЕДИТ ХИТРЕЙШИЙ

В политическом футболе - межсезонье. Парламентские игроки отправились залечивать травмы, полученные в ходе двухмесячных изматывающих тренировок...

Автор: Степан Тернавский

В политическом футболе - межсезонье. Парламентские игроки отправились залечивать травмы, полученные в ходе двухмесячных изматывающих тренировок. Состязания начнутся в сентябре. Сигнал к началу поединка арбитр нации дал уже давно, но участники соревнований слишком долго договаривались, по каким правилам они будут играть. И пока инсайды и центрфорварды президентской команды отрабатывали дальние удары по экономике, стопперы и либеро Верховной Рады до изнеможения нарезали круги по периметру законодательного поля.

Перерыв. Сданы в стирку выцветшие на сорокаградусной жаре красные, зеленые, сине-желтые и серые футболки. Протоколы с игровыми номерами спрятаны в сейфы парламентских комитетов. Капитаны команд торопливо обменялись обязательными дружескими рукопожатиями и необязательными братскими поцелуями. Букмекеры и лоббисты неторопливо занялись сбором денежных знаков.

Наступает время обмениваться ударами. По воротам и по ногам. Время бить в набат и ниже спины - все зависит от избранной тактики. Победителей не судят. Выигравший летом 1999 года абсолютное первенство Украины в течение пяти лет будет обладать эксклюзивным правом удалять с поля любого соперника.

Начались финальные игры последнего в этом тысячелетии политфутбольного чемпионата Украины.

Парламентская команда Компартии звезд с неба не хватает. Зато ей хватает игроков. Легко одолев конкурентов в отборочных матчах, она заслужила право постоянного численного преимущества над соперниками. Причем преимущества ощутимого, полученного благодаря победам с крупным счетом в Севастополе, Крыму, Луганской, Николаевской, Харьковской и Донецкой областях.

В этих регионах преимущество коммунистов было тотальным. На фоне Руха, НДП, СДПУ(о) иже с ними коммунистическая сборная выглядела сборной Голландии времен Круиффа, легко разбиравшейся с датчанами и разными прочими шведами.

Разумеется, КПУ не ровня голландской футбольной дружине образца 1974 года. У последних исполнители покруче были. Но основополагающий тактический принцип и у «оранжевых» Ринуса Михелса, и у «красных» Петра Симоненко один и тот же - «тотальный футбол». Все в обороне - все в нападении. Так же, как и в нидерландской «дрим-тим», в украинской «ком-тим» все умеют все.

Реликтовый партаппаратчик с дипломом юриста Георгий Крючков без тени сомнения взялся руководить комитетом Верховной Рады, ведающим обороной и нацбезопасностью. Хотя, по его собственным словам, имел намерение заниматься вопросами депутатской этики. Выпускник факультета журналистики, член Академии экологии Украины, поэт и писатель Борис Олийнык пошел «по второй ходке» председателем «парламентского МИДа».

Дипломированный инженер-технолог, последний лидер КПУ-КПСС Станислав Гуренко с видимым удовольствием занял кресло главы Комитета по вопросам экономики. То, что экономика несколько поменялась с тех пор, как Станислав Иванович был зампредом Совмина (1980-87), надо полагать, его не слишком смутило. Безусловно, должность заместителя гендиректора СП вынудила бывшего главного коммуниста республики предметно познакомиться с экономикой «дикого рынка». Но достаточно ли полученных знаний для того, чтобы уютно чувствовать себя в окружении «монстров», оккупировавших экономический комитет? Среди подопечных Гуренко - «вино-водочная королева» Кировоградщины Антоньева, харьковский автомагнат Кононенко, главный пивовар страны Слободян, «газотрейдер» Пинчук, банкир Жердицкий, «золотых дел мастер» Чукмасов... Я уж не говорю о признанных специалистах в области приватизации Еханурове и Рябченко, а также о видных экономистах и еще более видных ораторах Витренко и Черняке. Братская могила, а не комитет.

Утверждение - Крючков, Олийнык и Гуренко играют не на своих местах - несколько поспешное. Подобная расстановка кадров соответствует избранной коммунистами тактике. Даже великие голландцы 74-го, доведшие взаимозаменяемость до автоматизма, максимально нагружали своих звезд.

В сборной Компартии звезд немного, и самых ярких из них постарались загрузить под завязку. Трем наиболее авторитетным и мудрым (по субъективному мнению автора этих строк) коммунистам достались три самых сложных комитета из тех шести, что выторговала себе фракция. Ринус Михелс выжимал все возможное из мастерства Круиффа, Неескенса и Сурбиера. Фракция старается выжать все возможное из опыта экс-лидера Компартии Украины, экс-заворга ЦК КПУ и экс-секретаря правления Союза писателей СССР.

На остальные игровые позиции коммунисты, похоже, просто подыскивали более-менее подходящих по профилю исполнителей. Одновременно позаботившись о надежной (опять-таки в стиле голландской сборной) страховке. Например, «амбразуру» Комитета по правовым вопросам «закрыли» бывшим завотделом Института государства и права Василием Сиренко. Проживание под одной комитетской крышей с Шишкиным, Онопенко, Лавриновичем, Зварычем, Стецькивым не обещает Василию Федоровичу легкой жизни. Но если борьба пойдет на грани фола, фракция наверняка применит метод коллективного отбора: в «правныки» записались (помимо Сиренко) еще шесть компартийцев с Петром Симоненко во главе.

Аналогичная тактическая расстановка наблюдается и в Комитете по вопросам местного самоуправления. Вряд ли глава комитета коммунист Александр Кушнир (до недавнего времени - управделами Донецкого горисполкома) столь же классный игрок, как Иван Плющ, рядовой член того же комитета. Однако за спиной у товарища Кушнира еще семь коммунистов. В том числе сам Моисеенко и сам Пейгалайнен, которых в прошлом парламенте идеологические противники обходили десятой дорогой, от греха подальше.

Представительство коммунистов в том или ином постоянном парламентском органе позволяет с высокой степенью вероятности судить о законотворческих приоритетах последователей Ильича. Только четверых заинтересовала чернобыльско-экологическая проблематика, всего троих - культура и духовность. И лишь товарищ Светлана Синенко прониклась бедами здравоохранения, материнства и детства.

Исключение Симоненко и команда сделали только для одного «непрестижного» комитета - по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов: из десяти, пожелавших заниматься этой каторжной работой, семеро - члены фракции КПУ. «Рулить» комитетом партия поручила одному из самых активных членов - Валентину Луценко.

Ни в коем случае не ставлю под сомнение стремление левых помочь обездоленным. Просто выскажу предположение: вопрос конъюнктуры наверняка сыграл не последнюю роль. Изгои общества - потенциальные избиратели коммунистов. Обвинять же членов фракции в относительном пренебрежении к судьбам чернобыльцев, учителей и врачей - просто нелепо. У футболистов считается незазорным не гробить себя в «проходных» матчах. Зачем же коммунистам гробить себя в «проходных» комитетах? Серьезная команда не имеет права полностью выкладываться в рядовой игре с «Мебельщиком» накануне принципиальной встречи с «Ювентусом».

Серьезная команда КПУ резонно предпочла «Ювентус» «Мебельщику». Легко прогнозировался интерес Компартии к парламентским комитетам, занимающимся проблемами национальной безопасности и обороны (9 человек), внешней политики (8), топливно-энергетического комплекса (8). Из ключевых комитетов экспансии КПУ избежал, пожалуй, лишь Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. До конца не ясно - почему? Возможно, сыграла свою роль идеология - Петр Николаевич не единожды сравнивал коммерческие банки с вампирами. Но, всего вероятнее, организации не хватает профильных специалистов. Тем не менее, депутатская партячейка постаралась по возможности прикрыть и этот фланг. В «банковский» комитет фракция откомандировала всего троих представителей, но все трое имеют за плечами опыт работы в Раде предыдущего созыва. Более того двое - Александр Черенков и Вячеслав Сокерчак - трудились в этом же комитете, причем последний некоторое время его возглавлял, пусть даже в ранге и.о. Словом, добротные, среднего уровня профессионалы, хотя, само собой, не звезды. Лидеров не хватает.

Впрочем класс даже признанных лидеров Компартии у большинства политологов вызывает сомнения. К примеру, у нынешнего первого вице-спикера Адама Мартынюка стойкая репутация «дремучего» ортодокса. Некоторые парламентские нувориши не могут глядеть в его сторону без содрогания.

На самом деле, по-моему, все проще: имидж зашоренного партийца старой закалки сложился во многом благодаря «усилиям» газет «Товарищ» и «Коммунист», которые Адам Иванович добросовестно редактировал. А статус «партийного органа» сказывается на качестве выпускаемой продукции - таковы законы диалектики.

Сам же Мартынюк не так прост, как его бывшие печатные питомицы. Пара штрихов. Он стал кандидатом исторических наук в 26 лет. В марте 1991 года выиграл выборы в горсовет, обойдя пятерых соперников. Обращаю внимание - это случилось во Львове. Представляете себе картинку: в национал-патриотической вотчине побеждает коммунист, в то время, когда Компартия (по крайней мере на Галичине) была уже не «при делах». Впрочем, депутатские полномочия бывшего первого секретаря Львовского горкома КПУ не были подтверждены большинством горсовета, расходившегося с товарищем Мартынюком во взглядах на святое писание. Он был безработным, потом сторожем агрофирмы «Україна». В этом статусе в 1992 году в одном из газетных интервью, в частности, заметил: «Конечно, прежнего Союза не будет. Но, уверен, логика событий все равно приведет к объединению типа ЕС».

Несколько неожиданный пассаж для «дремучего» ортодокса. Да еще менее, чем через год после развала СССР. Кстати, мало кто знает, что убежденный коммунист Мартынюк голосовал на референдуме за подтверждение Акта о независимости Украины.

Но Мартынюк, Симоненко, Гуренко, Мармазов, и уж тем более Олийнык и Крючков, как говорят в футболе, мастера сходящие. Наиболее яркий представитель новой генерации - 31-летний Александр Голуб, первый секретарь Львовского обкома КПУ. Во многом благодаря его усилиям партячейка Компартии на Галичине избежала практически неотвратимого летального исхода.

То, что Александра Владимировича фракция «засунула» в парламентский Комитет по вопросам прав человека, нацменьшинств и межнациональных отношений, как нельзя лучше характеризует его взаимоотношения с лидером партии. Ведь можно было бы использовать его энергию, ну хотя бы в Комитете по прессе и информации, учитывая, что Голуб - дипломированный журналист, сотрудничал с «Правдой». Но Симоненко, по словам людей знающих, очень ревниво следит за карьерой главного львовского коммуниста. На одном из партийных форумов у них даже, говорят, был конфликт, тщательно спрятанный от посторонних глаз. Голуб пытался повлиять на ЦК при выработке тактики политической борьбы. Он доказывал, что методы и лозунги, апробированные в Донбассе и Крыму, не всегда приемлемы, а иногда и просто опасны для Западной Украины. Спор завершился относительным консенсусом, но, надо полагать, некоторая антипатия партийного вождя к львовскому «персеку» стала еще более прочной. Что, впрочем, не помешало Петру Николаевичу похвалить (и, кстати, вполне заслуженно) Голуба в интервью газете «Коммунист».

Проблема кадров создает проблему выбора - у коммунистов нет фигуры, которая бы реально претендовала на президентский пост. А поддерживать чужих не хочется, тем более, что отношения лидеров партии и с Морозом, и с Ткаченко в последнее время далеки от безоблачных.

На кого играть? Многие убеждены, что имеет смысл играть «на Ткаченко», но Александр Николаевич - капризен, как и многие звезды. Он ведь может отпасовать кому-нибудь другому, и коммунисты рискуют оказаться за чертой призеров. Можно сыграть «на Симоненко», но никто не гарантирует, что в этом случае Компартия вообще не вылетит «из высшей лиги».

На кого сыграют коммунисты, будет зависеть даже не столько от капитана команды Симоненко, а от дирижеров игры, распасовщиков класса Крючкова и Гуренко.

А как сложится игра, покажет уже осенний тайм. Верховная Рада - круглая, законодательное поле - относительно ровное, победит хитрейший.