UA / RU
Поддержать ZN.ua

Победа Литвина

Вопреки самым пессимистическим прогнозам паралич украинский парламент не разбил. Больше того, в отличие от других органов власти, впавших в коллаптоидное состояние, он продемонстрировал повышенную активность...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Вопреки самым пессимистическим прогнозам паралич украинский парламент не разбил. Больше того, в отличие от других органов власти, впавших в коллаптоидное состояние, он продемонстрировал повышенную активность. По крайней мере, именно в здании под куполом на Грушевского последние две недели разрабатывались и принимались решения, довольно важные для революционной ситуации, в которой оказалась страна.

А начиналось все практически с аферы. Глава парламента Владимир Литвин, безусловно, был обязан собрать внеочередное заседание Верховной Рады, поскольку с требованием об этом к нему обратились 150 народных избранников. Однако имел все основания для того, чтобы, соблюдя формальность и открыв заседание, тут же его и закрыть. Достаточно было, скажем, поставить на голосование вопросы, предложенные для внесения в повестку дня. Менее двухсот депутатов, собравшихся в начале прошлой недели в сессионном зале, были бы вынуждены разойтись по домам. Но Центризбирком, не дожидаясь судебных решений по жалобам представителей Виктора Ющенко, объявил победителем президентских выборов Виктора Януковича. Народ, демонстрируя невиданную доселе политическую активность, вышел на улицы столицы и других городов страны. Властные институты бездействовали. А мировая общественность дружно обратила свои взоры на Украину. По большому счету, все эти обстоятельства и сложились в тот момент истины, к которому Владимир Литвин шел последние два с половиной года. С того самого дня, когда волей иных обстоятельств он оказался у руля законодательного органа страны.

Начало этого пути было нелегким и, не исключено, что до сих пор фигурирует в самых страшных снах Владимира Михайловича. Исполнительный чиновник, предпочитавший держаться в тени своего великосановного патрона, получил спикерскую должность, по большому счету, авансом. Ему, неуверенному в себе, нервному человеку, которого легко было вывести из себя, доставалось тогда со всех сторон. Однако Литвин довольно быстро сориентировался в правилах публичной политики, одно из которых гласит: не торопись отрабатывать авансы, поработай сначала на себя. Глядишь — и в первом отпадет надобность вообще. Изобретенное когда-то Владимиром Михайловичем для Леонида Даниловича звание арбитра нации, так и не наполненное главой государства реальным содержанием, судя по всему, приглянулось самому автору идиомы. И весь период пребывания в главном кресле ВР экс-глава администрации Президента со свойственной ему кропотливостью выстраивал себе имидж общепарламентского старосты, равноудаленного от основных политических центров влияния.

Со временем оппозиция перестала реагировать на спикера, словно бык на красную тряпку, обнаружив в нем соратника по вражде с нынешним главой президентской канцелярии. А представители парламентского большинства слишком поздно начали понимать, что их представления о Литвине как о человеке, говорящем и действующем от имени Президента, несколько преувеличены. Таким образом, плацдарм для политического маневра спикера был выстроен. Именно с него он мог идти в наступление на Генпрокуратуру, отклоняя представление на привлечение к уголовной ответственности Юлии Тимошенко, атаковать сами знаете кого за внедрение в информпространство страны «темников» и ограничения свободы слова. И в то же время — освящать «парнокопытное» голосование за законопроект о конституционной реформе, подписывая его, отправляя в суд и обеспечивая дальнейшее его продвижение. Эти и другие спикерские маневры дивным образом не давали ему стать абсолютным врагом ни для одной из противоборствующих в парламенте сторон.

О высоком уровне обучаемости Литвина свидетельствует и то, что он не стал доводить свою независимость до абсолюта. Прекрасно понимая, что в иные моменты деятельности главы парламента ему все-таки необходима опора в виде собственной фракции, а то и двух. Так в Верховной Раде появилась депутатская группа «Центр», а затем — фракция Народной аграрной партии. Но самым главным преимуществом доктора исторических наук является редкая для большинства украинских политиков способность предвидеть ситуацию на пару шагов вперед. «…Должен сработать инстинкт самосохранения, — говорил Владимир Литвин в июльском интервью «ЗН» по поводу вероятности досрочного прекращения полномочий ВР после президентских выборов. — Далеко не всем под силу, с учетом новых правил игры, еще раз стать обладателями мандатов. Но главное — должна проснуться профессиональная гордость. В депутатской среде обязано присутствовать понимание исключительной роли Верховной Рады в политической системе. Тем более что у нее сейчас особая миссия — она должна стать гарантом открытости и демократичности президентских выборов. Одним словом, действующий парламент будет достоин той судьбы, которую сам для себя определит».

Профессиональную гордость, правда, пришлось будить. Именно этим занимался Литвин в тот день, когда позволил «Нашей Украине», социалистам, БЮТ и примкнувшим к ним аграриям с «Центром», а также, по выражению Юлии Тимошенко, честным внефракционным депутатам, собраться в сессионном зале для обсуждения ситуации, сложившейся в связи с выборами 21 ноября. Он распорядился включить «уличную» трансляцию, чтобы выступления депутатов слышали собравшиеся под стенами парламента люди, и не уставал одергивать народных избранников фразами «У нас заседание, а не митинг» и «Хотите провозглашать провокации — делайте это без меня». Однако покинул зал лишь после того, как все его попытки остановить затею с присягой Ющенко не удались. Свет в зале при этом спикер выключить не распорядился.

И пускай затем Литвин заявлял, что «самопальная» инаугурация лидера «Нашей Украины» была нелегитимной, эффект был достигнут: украинский парламент заговорил и уже в субботу на внеурочном заседании собрался почти в полном составе. И если когда-нибудь будет составлено расписание звездных часов украинского парламентаризма, то один из них наверняка припадет на 27 ноября 2004-го. Оранжевое «пламя», охватившее Киев и прокатившееся по городам и весям страны, не могло не затронуть даже самых «огнеупорных» парламентариев. И потому на созванное в этот день Владимиром Литвином очередное внеочередное заседание прибыли представители всех парламентских групп и фракций. Для принятия решения о признании выборов несостоявшимися не хватило всего нескольких голосов. Но и признавать выборы состоявшимися в соответствии с Конституцией и законами Украины, как было предложено «Регионами Украины», депутаты не пожелали. С такой формулировкой согласились лишь 67 народных избранников, львиную долю которых, по понятным причинам, составили «донецкие».

Нужно заметить, что одиозность, приобретенная в ходе выборов Виктором Януковичем и его сторонниками, в том числе и в Верховной Раде, немало способствовала тому азарту, с которым законодатели жали кнопки, голосуя за формулировки постановления, еще вчера казавшиеся немыслимыми. Повторное голосование по выборам президента Украины 21 ноября большинством депутатских голосов было признано прошедшим с нарушениями избирательного законодательства, а его результаты — не отражающими в полной мере волеизъявление народа. Центризбиркому при этом в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей было выражено недоверие. Президенту предложено досрочно прекратить полномочия старых членов ЦИКа и внести в ВР кандидатуры новых. А самим себе депутаты поручили создать временную следственную комиссию для расследования нарушений избирательного законодательства и обстоятельств установления результатов голосования на избирательных участках, в территориальных округах и результатов выборов в целом. Любопытно было наблюдать, как отдельные из этих положений набирают конституционное большинство голосов. Но не менее любопытными были некоторые сценки в сессионном зале. В один из моментов голосования к Григорию Суркису подошла лидер фракции «Регионы Украины» Раиса Богатырева и протянула ему мобильный телефон. Как потом удалось нам узнать от стоявших неподалеку депутатов, этот жест сопровождался словами: «С тобой хочет поговорить Ахметов». «Потом!» — отмахнулся Григорий Михайлович, увлеченный процессом.

Этот победоносный прорыв на законодательном фронте страны был крайне важен для оранжевого Майдана, уставшего от явно затянувшегося ожидания хоть каких-либо результатов своей борьбы. Но тем болезненнее восприняла улица предпринятую в Верховной Раде реваншистами во вторник попытку перечеркнуть с таким трудом доставшиеся завоевания. Судя по всему, Владимир Литвин недооценил способность «донецких» к оказанию сопротивления, и ситуация вышла из-под его контроля. В то время как на согласительном совете лидеров депутатских групп и фракций было решено ставить на голосование проект постановления номер 6375, подготовленного рабочей группой парламента, в секретариате зарегистрировали проект с аналогичным названием под номером 6375-1, сепаратно разработанный регионо-эсдековским авторским коллективом. В нем предлагалось отменить изложенные выше пункты субботнего постановления. Что чуть было не произошло, когда спикер, судя по всему, уверенный в незыблемости достигнутых накануне договоренностей с фракцией коммунистов, поставил проект на голосование за основу.

Ой, не зря в этот день в сессионном зале появился вице-премьер-министр Андрей Клюев, дальновидно сохранивший за собой, вопреки требованиям Конституции, должность главы парламентского комитета по ТЭКу. Кажется, среди народных избранников, журналистов и прочих завсегдатаев парламента уже не найти того, кто бы не говорил о заангажированности украинских коммунистов. По парламентским кулуарам гуляют слухи о конкретных объемах аргументов, которыми были подкреплены голосования фракции КПУ. Не беремся судить, насколько обоснованны эти предположения, лишь заметим: руководитель теневого штаба Виктора Януковича очень пристально следил в тот день за процессом голосования. Вообще, роль и место в истории нынешних выборов украинских коммунистов заслуживают отдельного разговора. Видать, пятипроцентная электоральная поддержка Петра Симоненко не заставила задуматься верных ленинцев о перспективах своего дальнейшего пребывания на политической арене страны. Напротив, их поведение заставляет многих наблюдателей сомневаться: смогут ли коммунисты преодолеть трехпроцентный барьер на парламентских выборах.

Возвращаясь же к главному герою нашего повествования, следует отметить, что в тот же день состоялся дебют Владимира Литвина в качестве митингового оратора. Закрыв заседание парламента, не допустив тем самым окончательного утверждения контрреволюционного постановления, глава парламента вышел к народу, попытавшемуся было штурмом взять здание ВР, и попросил людей не делать этого. Ведь парламент, по его словам, это «осередок» легитимности и единственный на тот момент орган государственной власти, который принимает решения. «Никаких антиконституционных решений, которые противоречили бы воле народа, не будет», — пообещал он пикетирующим.

И сдержал свое слово на следующий же день, продемонстрировав тем, кто не желает с ним считаться, кто истинный хозяин положения в здании под куполом. Тайное голосование постановления, которым, помимо прочего, выражалось недоверие украинскому правительству во главе с Виктором Януковичем, стало одним из наиболее драматических моментов в истории нынешней Верховной Рады. В то время, когда бывшие большевистские фракции и коммунисты саботировали заседание, а спикер прибегал к невероятным регламентным ухищрениям, чтобы дать время подтянуться в сессионный зал недостающим для результативного голосования депутатам, там овациями встречали перешагнувших через страх и зависимость коллег. Особым случаем был Борис Олийнык, единственный из фракции коммунистов явившийся на заседание, отозвавший свой голос, отданный за постановление, принятого за основу накануне, прочитавший эмоциональное четверостишие и проголосовавший за отставку Кабмина. Хотя не менее впечатляющим выглядит голосование за это Александра Карпова, отца и сына Франчуков, Михаила Поплавского, Константина Жеваго и многих других бывших большевиков.

Конечно, с правовой точки зрения, принятые тайным голосованием решения парламента далеко не безупречны. И хотя депутаты отменили постановление об одобрении программы правительства, открыв тем самым путь к его отставке, вопросы все равно остаются. Ведь кроме 115-й статьи Конституции, в которой говорится, что принятие резолюции недоверия Кабинету министров влечет за собой отставку правительства, в Основном Законе есть еще и статья 106-я. В ней помимо прочего утверждается, что Президент прекращает полномочия премьер-министра и принимает решение о его отставке. Возможно, на эту коллизию опиралась группа народных депутатов (состоящих преимущественно из представителей фракций СДПУ(о) и «Регионы Украины»), которая обратилась в Конституционный суд с представлением относительно легитимности решения парламента об отставке правительства. Однако прежде чем выносить свое решение, КС наверняка должен будет поинтересоваться, а подал ли глава правительства Президенту заявление об отставке, как того требует Основной Закон, в связи с принятием Верховной Радой резолюции о недоверии Кабмину?

Но даже если и правы те, кто утверждает, будто постановление, проголосованное парламентом в тайном режиме, имеет больше политический, нежели юридический характер, его значение все равно трудно переоценить. Поскольку именно после него был открыт путь к правовому урегулированию конфликта, возникшего после 21 ноября и еще недавно казавшегося практически неразрешимым мирным, легитимным способом. Теперь, следуя этому постановлению, парламентарии должны выработать согласованный проект конституционной реформы, усовершенствовать закон о выборах президента и, основываясь на решении Верховного суда, назначить дату и выбрать форму определения победителя в президентской гонке.

Пока же триумфатором выглядит украинский спикер. Он стал самодостаточным участником политического переговорного процесса, с ним стали считаться, о нем заговорили как об отдельном персонаже. Ему удалось сцементировать свою фракцию в парламенте (последние голосования продемонстрировали полное единогласие в рядах фракции НАПУ). Он дал Ющенко легитимную площадку для подтверждения его теории о фальсификации выборов. Он, несмотря на чувство неприязни и раздражения, испытываемое к нему в последнее время Президентом, умудрился стать чуть ли не единственным надежным источником информации и советчиком Леонида Кучмы. Именно ему, позабыв о прежних обидах и претензиях, Кучма доверяет сегодня больше, чем кому бы то ни было. И даже, поговаривают, пытался склонить Литвина к согласию занять пост премьер-министра. Кое-кто убежден, что Владимир Михайлович торит себе дорогу к президентству. И не без поддержки того же Леонида Даниловича. По крайней мере, утверждение о том, что без отмашки действующего Президента Литвин не решился бы ставить на голосование в парламенте вопрос об отставке главы Кабмина, похоже на правду.

Правда, сам спикер, как известно, во всеуслышание отрекся от президентских амбиций, заверив в отсутствии подобных планов и лично Виктора Ющенко. Но какими бы ни были побудительные мотивы Владимира Михайловича, сегодня совершенно очевидно: именно ему удалось сохранить едва ли не единственный дееспособный и легитимный орган государственной власти. Относительно безболезненно запустить процесс переформатирования парламентского большинства. И направить революционную энергию оранжевого Майдана в конструктивное законодательное русло. Удовлетворится Владимир Литвин лишь всеобщим признанием своих заслуг или в нем все же проснется честолюбие и полузабытая привычка слушаться Леонида Даниловича?