UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПО ЛЕЗВИЮ ПРИНЦИПОВ И КОМПРОМИССОВ

— Нет, такого еще не было. Президент еще никогда так не чехвостил правительство. — Ну как же не было?..

Автор: Юлия Мостовая

— Нет, такого еще не было. Президент еще никогда так не чехвостил правительство.

— Ну как же не было? Можно подумать, меньше доставалось Лазаренко. А уж что касается Пустовойтенко, так на нем после президентских Кабминов лица не было.

— Да, но Ющенко к такому не привык.

В последние два дня подобные диалоги можно было слышать в большинстве кабинетов на Банковой и Грушевского. Но, пожалуй, именно в последней фразе и заключается основной подтекст происшедшего 19 апреля на заседании Кабинета министров при участии Президента Украины Леонида Кучмы. По свидетельству очевидцев, во время часового выступления главы государства лицо Виктора Андреевича было открытой книгой, в которой можно было прочесть о всех переживаемых им эмоциях. Результатом пережитого стало обращение премьер-министра 20 апреля к Президенту страны с прошением об отставке. Леонид Кучма на этот шаг не пошел. Премьер и Президент продолжат совместную работу по выводу страны из кризиса.

КОМАНДА ГРЕБУЩИХ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ

Излагать претензии Президента, высказанные им на Кабмине, мы не станем по двум причинам: во-первых, мало кто из сограждан за последние три месяца ощутил в своей жизни перемены к лучшему, а во-вторых... с основными характеристиками экономической ситуации, сформулированными Президентом, читатели «ЗН» могли ознакомиться в основательной статье Виктора Пинзеника «Возможен ли в Украине стабильный экономический рост?», опубликованной в нашей газете двумя неделями раньше. Авторы президентского доклада почему-то не потрудились над тем, чтобы хотя бы перефразировать абзацы, позаимствованные из этого материала. Но так или иначе, а на главу нынешнего Кабинета неизгладимые впечатления произвел критический тон, взятый Президентом; тезис о том, что статистические показатели улучшения ситуации за первый квартал этого года нынешний Кабмин не может повесить наградой на собственную грудь, поскольку это не его заслуга, а всходы деятельности предыдущего правительства. И третий момент, выведший Ющенко из состояния равновесия, — это та кадровая ловушка, которую выставил премьеру Президент. Ведь о том, что 19 апреля Президент должен был внести изменения в состав правительства, не говорил только ленивый. Леонид Данилович поступил иначе. Он подверг критике весь экономический блок, заявил, что у нас нет министра финансов, и особенно сконцентрировался на вице-премьере по топливно-энергетическому комплексу Юлии Тимошенко. Президент не утаил от присутствовавших, что именно Виктор Ющенко убедил его посадить вице-премьера не на экономическую, а на ТЭКовскую тематику. В порядке экс- перимента Президент согласился и спустя три с половиной месяца дал понять, что эксперимент не удался. В связи с чем предложил Виктору Ющенко плотнее заняться вице-премьерским контролем над экономическими вопросами. Иными словами, Леонид Кучма однозначно дал понять, что Юлии Тимошенко не место в правительстве. В этой части выступления Президента поддержал только один человек — глава Минтопэнерго Сергей Тулуб. Сергей Борисович заявил, что наличие вице-премьера по вопросам ТЭКа его обижает, поскольку он расценивает это как выражение недоверия. Примечательно, что ни один из губернаторов (если не считать тонкие намеки донетчанина Януковича), никто из министров и даже представитель заклято-дружеской для Юлии Тимошенко организации — НАКа — против нее не выступил. Тем не менее, премьер-министр оказался перед дилеммой: либо он должен избавиться от Тимошенко под давлением и «показать свою слабость», либо оставить Юлию Владимировну и тем самым сделать очевидный шаг в глазах общественности к оппозиции в отношении Президента.

Как Виктор Андреевич поступит, нам неизвестно. Однако с высокой долей вероятности можно сказать, что сейчас он Тимошенко не сдаст. Нельзя исключать, что премьер проведет перераспределение функций и предложит первому вице-премьеру Юрию Еханурову сконцентрироваться исключительно на экономике и при этом поручит Юлии Тимошенко заниматься регионами, административной реформой и приватизацией. Кто в этой ситуации будет контролировать ТЭКовский хаос, неизвестно. Не исключено, что все сконцентрируется в руках Сергея Тулуба. В руках таких чутких по отношению к телефону с гербом. А пока решением Кабмина от 21 апреля проект постановления об организации оптового рынка энергоносителей поручено подготовить Тимошенко и Тулубу, что само по себе является косвенным доказательством того, что Юлия Владимировна устояла.

Президенту, не принявшему отставки Ющенко, ничего не останется, как принять любое принятое премьер-министром решение. На какой-то период это загонит обострившуюся ситуацию в подполье. Когда она снова возобновится, не знает никто. Поскольку Виктор Ющенко оказался первым премьером, ослушавшимся публично высказавшего свое мнение Президента. Первым премьером, который при Президенте Кучме пустил в ход возможность своей отставки. Первым премьером, который пошел на открытое отстаивание своей кадровой политики. Хотя последнее, безусловно, было сделано не столько по экономическим, сколько по принципиальным соображениям. А принципы для Виктора Андреевича значат многое. Вопрос в другом: как долго с его принципами будет считаться Президент?

ПРОСТОТА ЛУЧШЕ ВОРОВСТВА?

Но давайте о принципах подробнее. Для Виктора Андреевича является принципиальным проведение реформ, использование в хозяйствовании рыночных методов, а не методов ручного управления. Его принцип — оставаясь «в белом» заниматься чистыми реформами, по-своему, конечно, хорош. И даже Олбрайт он нравится. Но он не для этой страны, в которой до его прихода на премьерство, сформировалась масса интересов, имеющих критическое влияние на ситуацию в Украине. Именно поэтому Виктору Ющенко, если он конечно не желает превратиться в швейцара, который постоянно хлопает дверью, а действительно хочет что-то сделать для страны, необходимо понять одну горькую, но практичную истину: для того чтобы не поступаться интересами государства, нужно поступиться принципами.

На сегодняшний день Виктор Ющенко имеет минимальное влияние на губернаторов. Недавний фуршет, организованный премьером в честь их приезда, был воспринят местными начальниками не как проявление гостеприимства, а как свидетельство слабости, поскольку нормой для них является совсем другое: если премьер приезжает в область, то «поляна», охота и все остальное за ними...

Премьер не имеет парламентского большинства. Позиции правых в Верховной Раде маломощны, а Виктор Медведчук почти всесилен.

Виктор Андреевич ощущает расположение к себе средств массовой информации лишь до тех пор, пока их владельцам не была отдана конкретная команда. Если она последует, его возможности в СМИ будут весьма ограничены.

Премьер, конечно, встречается с Президентом и продолжает с ним обедать, но во время трапез, на которых, как правило, присутствуют не только Кучма и Ющенко, есть неписаные правила, согласно которым, целый ряд вопросов, в том числе кадровые, обсуждать не принято. В остальное время монопольное право на уши Президента имеют совсем другие люди. А точнее те же, кто контролирует СМИ и парламент.

Ющенко, находившийся в эйфории возможности создать собственную команду, в свое время сделал немало кадровых ошибок. В результате Кабмин получился едва ли не слабее предыдущих. Помимо слабой команды Виктор Андреевич окружил себя сильными врагами. И произошло это потому, что у Ющенко с Павлом Лазаренко есть нечто общее: и тот, и другой не склонны делиться. Только Павел Лазаренко не делился по своекорыстной причине, а нынешний премьер не намерен принимать во внимание интересы олигархов из принципиальных соображений. Но силы неравны. И страна не стерильна. Именно поэтому для того, чтобы не дискредитировать идею возможности проведения реформ в Украине как таковых Виктору Андреевичу придется поступаться принципами и идти на компромиссы. Конечно же не со всеми, конечно же избирательно, но от этого не уйти, ибо демонстративная отставка, возможно, и даст возможность Ющенко не участвовать в надвигающемся коллапсе и сохранить себя как политика (что, правда, тоже вопрос), но она, эта отставка, стопроцентно положит конец надеждам тех немногих, кто верит в цивилизованный путь развития Украины.

РЕФОРМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ С КУЛАКАМИ

События последних дней, а также период подготовки к ним, несомненно, заставили Виктора Андреевича думать в этом направлении. Более того, он не может не ощущать интуитивно, что тенденции набирают обороты. Премьер, впрочем, как и многие другие действующие лица в Украине, ощущает, что ровно через метр пути ситуация достигнет момента истины, при которой одна группа либо сможет получить неограниченный контроль над экономическими и политическими процессами, происходящими в стране, либо этой группе будет создана альтернатива. Напротив определения «почти монополиста» недрогнувшей рукой можно поставить две фамилии: Медведчук и Суркис. А вот альтернатива... С ней не все так ясно. Сразу после президентских выборов в статье «Третий тур» «ЗН» писало о том, что у Виктора Владимировича и Григория Михайловича есть только одна проблема — где взять бумагу, чтобы завернуть всю страну. Но Президент, не желавший признавать ни перед кем благодарности за участие в его судьбе, «простил всех, кому он должен». И в бумаге необходимости не возникло. Ситуация коренным образом изменилась после того, как Виктор Медведчук провел реформу парламента. Это было реальное дело, и Президент не мог не отдать должное. На второй план отступили не только некогда первые лица, но и их интересы. Недовольный ропот в бизнес-кругах вызывает ощущение дежа вю. Именно в этой ситуации Виктор Ющенко может стать тем альтернативным центром притяжения, который не даст повториться ситуации 1996 года.

Но обиженные и ущемленные отдают себе отчет в том, что Ющенко не работает с олигархами не только потому, что не хочет, но и потому, что не может. Он не знает механизмов, он не знает схем, он не рычит по «сотке» на директоров и губернаторов, он никогда этому не научится. Он хочет оставаться в белом. Поэтому у него нет другого выхода, как освободив одно из мест вице-премьеров, взять компромиссного человека. Будет ли это выдвиженец «Индустриального союза Донбасса», Приватбанка, Александра Волкова или любого другого из крупных пользователей двухцветной экономики — не принципиально. Но человек, способный находить общий язык и при этом ставить на свои места директоров, губернаторов и олигархов, Ющенко необходим. Тот, на кого может пасть выбор, должен в допустимой для государственных интересов степени, учитывать интересы крупнейших бизнес-групп, желающих сотрудничать с правительством. Конечно же необходимым условием является контроль Виктора Ющенко над правительственным цербером, поскольку если премьер не будет контролировать степень компромиссности, то он просто де-факто перестанет быть премьером. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что если Ющенко не изменит своих методов работы, то это совсем не значит, что те, кто находятся к нему в оппозиции, не решат свои вопросы без него. До сегодняшнего дня шаг за шагом им это удавалось, поскольку обходясь без распоряжений, заверенных премьерской подписью, чиновники более низкого ранга исправно решали вопросы набирающего силу тандема.

Биполярная система — это единственный на сегодняшний момент шанс, который может стать альтернативой моногамной связи, в которую без церемоний может быть вовлечена вся страна. Если Ющенко не сможет этого сделать, то он не сможет сделать ничего. Если он предпримет такую попытку, то в этой связи важно знать: прошение об отставке он передавал Президенту в устной форме или в письменной. А если в письменной, то оставил ли он это прошение на президентском столе?

Юлия МОСТОВАЯ