UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПІСЛЯМОВА»—«ЗН»

В стране опять в моде черный юмор. Стоит почитать газеты, полные глубокого сарказма, или послушать анекдоты...

Автор: Александр Ткаченко

В стране опять в моде черный юмор. Стоит почитать газеты, полные глубокого сарказма, или послушать анекдоты. Но тут есть разница - газеты пишут и ТВ показывает преимущественно для определенного круга лиц, анекдоты рассказывают по зову души в кругу знакомых и друзей. Помните, как раньше - на кухне можно обо всем. Определенный круг лиц - это люди с «властного пятачка» между киевскими улицами Банковой-Институтской-Грушевского и те, кто привык ездить по этому маршруту на своих, пока еще не конфискованных машинах. Действительно, играется спектакль, но не для одного зрителя - для всех на этом «пятачке».

Одни сегодня - зрители, завтра - актеры и наоборот. Это такой современный театр, ну о-очень виртуальный: кто хочет поучаствовать, может включить телевизор или почитать газеты и получить иллюзию сопричастности. Хотя в отличие от русских отечественные медиа пошли по традиции умолчания: как бы «совсем ничего не происходит» - самый страшный ответ противнику по расписанной на этот момент роли. Так вот, на данном этапе актеры и зрители опять меняются ролями. Если НДП активно начинает намекать на то, что со своим кандидатом в президенты они еще не определились, и к тому же критикует действия члена своей партии В.Пустовойтенко, а социал-демократы при этом настолько «очистили свои ряды», что их стали подозревать в том, что они уже сейчас хотят стать партией власти, если уже глава государства критикует главу Нацбанка и из тюрьмы под подписку о невыезде выпускают Н.Сивульского, если «селяне» разводятся с социалистами, а вокруг Президента выстраиваются новые орбиты с новыми планетами и их спутниками и т.д., то не надо быть великим драматургом, чтобы предположить приближение кульминации в спектакле, который, по воле Конституции, граждане должны смотреть каждые пять лет, даже если им этого не хочется.

Другой вопрос, что никакой драматург не рискнул бы сказать, чем конкретно закончится спектакль, потому что актеры здесь работают по своим сценариям и сами себе режиссеры.

Поэтому на нынешнем этапе существенного значения не имеет - кто войдет в новый Кабинет. Разве что вдруг накопится критическая масса и сменят премьера, тогда еще и курс гривни опять покачает до тех пор, пока нового премьера не найдут. Потому что, как показывает практика, даже немногочисленные реформаторы, или, назовем их проще, - профессионалы, которые имеют представление об экономических механизмах управления, быстро перестают понимать друг друга, когда попадают в «кресла» и перед ними открываются «возможности».

Только «галерка» не понимает, что происходит на сцене, хотя, конечно, догадывается, как именно звезды зарабатывают себе на жизнь. Это у них там, на Западе (а Запад для нас начинается уже в Польше), водитель такси в упор не может понять, как это украинцы, которым не платят по три-четыре месяца зарплату, продолжают по-прежнему ходить на работу. У них там просто театр не для «посвященных», а для (извините) народа. Поэтому там и возможны грандиозные постановки, где есть и секс, и решение Палаты представителей США, и публичные слезы раскаяния, когда, единожды соврав, глава единственной суперстраны попадает под процедуру импичмента.

Но то - у них, а у нас же главный спор недели - между В.Ющенко и всеми остальными - проходит практически незамеченным. Фактически сегодня глава Нацбанка со своим тезисом «сильных денег» остался один. Его силы хватало на то, чтобы держать гривню. Но ему было неинтересно принимать участие во всем, что вроде бы прямо не касалось прекрасного здания на Институтской.

Он избегал политики и, судя по всему, сегодня имеет наиболее реальные шансы стать ее жертвой. Сегодня против него выступает не только извечный оппонент - г-н Гальчинский, но и вчерашние друзья - И.Митюков, С.Тигипко. Его административными запретами по обмену валюты недовольны его вчерашние союзники, а на поддержку банкиров, страдающих от его штрафов и ограничивающих приказов, ему уже вряд ли стоит рассчитывать. Самая большая легенда украинских реформ - В.Ющенко - буквально за пару месяцев во многом растерял свой запас прочности и абсолютного доверия к себе. И даже если его сегодняшняя позиция окажется единственно правильной, то это оценят только специалисты. Ведь понятно, что спор не идет о курсе валют. Речь идет о том, кто именно окажется наименее политически защищенным: министры, весь Кабмин или глава НБУ для того, чтобы быть принесенным в жертву Кризису.

Здесь сражаются не экономические подходы, а политическое понимание ситуации. Поэтому политически Кабмину может оказаться выгоднее принять, например, какую-нибудь экономическую программу выхода из кризиса им.

А.Н.Ткаченко, чем продолжить разговор с МВФ, раз, по словам премьера, больше кредитов мы от них не хотим (типа кто-то дает, после того, как МВФ поставил свои кредиты в зависимость от того, выплатит ли правительство инвесторам доллары по гособлигациям).

Политически выгоднее не обращать внимания на очередное разъединение энергосистем Украины и России и отсутствие газа, необходимого даже для обогрева больниц и школ. Поэтому вряд ли стоит потом удивляться, что из страны, отталкивающей от себя либеральную модель развития и не способной привести к власти критическую массу профессионалов, будут уезжать те, кому не интересно смотреть, чем закончится этот спектакль, когда в мире есть еще много площадок, на которых молодые и образованные украинцы смогут найти себе место.

С уважением,