UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПІСЛЯМОВА»—«ЗН»

Стране вдруг повезло. Точнее, ее правительству и Президенту. Мало того, что русский Совет Федераци...

Автор: Александр Ткаченко

Стране вдруг повезло. Точнее, ее правительству и Президенту. Мало того, что русский Совет Федерации ратифицировал Договор о «великой» дружбе, а захворавшего Павла Ивановича лишили неприкосновенности, так еще и американцы не оставили Киев без материальной помощи.

С условиями, но госсекретарь США Мадлен Олбрайт таки узаконила «наши» миллионы долларов помощи от американских налогоплательщиков. Все 190 миллионов, как и предполагалось.

Кроме того, исполнительный секретарь МВФ Мишель Камдессю все-таки подтвердил, что оптимистические настроения премьера В.Пустовойтенко имеют под собой основания. В разговоре с ним удалось выяснить, что, вероятнее всего, Фонд в начале марта примет решение о возобновлении кредитов для Украины по программе расширенного финансирования (EFF).

Можно было бы и порадоваться. Но это только передышка. Слишком много оговорок, как со стороны американского правительства, так и МВФ.

Во-первых, для того чтобы получить символическую американскую помощь, Киев должен был пройти сквозь чистилище сертификации - т.е. процессы обсуждения условий предоставления помощи. И если бы Госдеп был не уверен, что Конгресс не «завернет» пакет помощи Украине, Киев, как и в прошлом году, мог бы получить почти вполовину меньше денег. Процесс сертификации в нашем случае означает проверку на верность курсу реформ и на степень «удовлетворения» некоторых, имеющих претензии к Украине (точнее, некоторым украинским партнерам) американских фирм. Вряд ли группа товарищей из Конгресса рассчитывала на успех, затевая в этот раз шум вокруг «обиженных» американских компаний. Судя по всему, Госдеп и Киев хотели просто «проучить». К сожалению, американские «товарищи» имели немало оснований для этого, и немало сочувствующих. Потому что даже если в Вашингтоне еще можно найти людей, симпатизирующих Украине, как стране, то найти сколько-нибудь влиятельных политиков, сочувствующих украинскому правительству, - практически невозможно. И это следствие не только топтания на месте, коррупции и т.п. недостатков. Это еще и результат отсутствия в Украине критической массы бюрократов, с которыми американцы могли бы найти общий язык.

Наши так много говорили о том, что Украина не должна оказаться в «серой зоне», как сами не заметили того, как в ней оказались.

Мы за короткое время успели многих разочаровать, и к нам попросту утратили интерес.

Можно сколько угодно говорить о том, что у американцев и ЕС отсутствует стратегия по отношению к Украине, но стоит признать, что с нашей стороны этой стратегией и не пахло. Кроме деклараций о необходимости вступления в ЕС и стратегического партнерства с США слишком мало свидетельств продвижения по этой дороге.

В Вашингтоне - более 180 посольств, и все претендуют на особое к себе внимание. Чем собственно мы заслужили специального к себе отношения? Тем, что прекратили сотрудничество с Ираном в области ядерной энергетики? Или тем, что с горем пополам участвуем в «Sea Lunch»? Скорее тем же Павлом Ивановичем, отсутствием четкой стратегии экономических преобразований, политическим шараханьем со стороны в сторону, своей необязательностью. При этом Киев легко переходит из состояния «нам все должны, потому что мы такие уникальные» в состояние тотального унижения и попрошайничества.

В голове пораженных советским прошлым родных руководителей так и не сформировалась четкая картина происходящего. Наглядным примером этого феномена есть личность А. Ткаченко, который хочет жить по-советски, а зарабатывать по-капиталистически. Кроме того, надо отдавать себе отчет, что и Вашингтон, и международные финансовые организации часто знают об Украине такое, что было бы неожиданностью, и часто малоприятной, для многих, вроде бы осведомленных в политической жизни страны украинцев.

Представители МВФ и Всемирного банка, конечно, более дипломатичны, хотя бы в силу традиций и того факта, что Украина является одним из соучредителей этих организаций. Но и здесь даже Джеймсу Вулфенсону, президенту Всемирного банка, у которого бабушка родом из Одессы и который призывает кардинально пересмотреть принципы деятельности международных финансовых организаций с учетом уроков последнего финансового кризиса, тяжело понять, почему Рада не может ратифицировать соглашение о предоставлении гранта от Всемирного банка для реорганизации работы украинских предприятий, которые выпускают продукцию с использованием запрещенного в мире фреона (разрушает озоновый слой планеты). Не говоря о том, что испуганному ошибками в России Мишелю Камдессю теперь так хочется реабилитироваться, но с Украиной у него это слабо получается, несмотря на широкие возможности правительства по «выпуску» постановлений и полномочий Президента в области указов. Конечно, когда речь идет о «передаче в управление» - это одно, а когда о сокращении расходов бюджета - это другое. Но тогда нечего пенять на то место, в котором мы оказались. Тогда можно порадоваться случившемуся и готовиться к новым неприятностям. На их языке это называется «стагнация». Все же лучше, чем «застой».

С уважением