UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПИКНИК НА ОКОЛИЦЕ

На крайней западной точке Западной Европы, согреваемой ласковым декабрьским солнцем, в декорация...

Автор: Александр Макаров

На крайней западной точке Западной Европы, согреваемой ласковым декабрьским солнцем, в декорациях из имперского португальского прошлого лидеров 55 стран Европы объединило бывшее советское изобретение - урожденное «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе», позднее переименованное в организацию - ОБСЕ.

Призрак

СССР действительно в свое время приложил значительные усилия для роста авторитета этого образования, стремясь с его помощью получить рычаги влияния на Западную Европу и параллельно вбить что-нибудь в отношения Европы с США.

К текущему моменту от этой идеи осталось то же самое, что с военным кораблем, переделанным под ресторан.

Сломались рычаги. Да что там рычаги - скончался сам конструктор. Но дело его живет уже независимо от его идей само по себе.

Наследник почившего СССР какое-то время, правда, пытался воспользоваться организацией в соответствии с заветами отцов. Еще в 1994 году в Будапеште по коридорам саммита ОБСЕ бродил призрак превращения ее в «европейскую ООН», которая была бы призвана координировать все нижестоящие органы - НАТО, ЕС, ЗЕС и прочие «ущербные» и «маловлиятельные» образования.

К 1996 году призрак перебродил. Дух его был реанимирован в выступлениях лидеров России и Белоруссии, а остальные, как истинные христиане, его пугались и крестились.

Да и было от чего. Организация, где все решения принимаются консенсусом, по степени эффективности своей деятельности все больше напоминает СНГ. С той лишь разницей, что в СНГ решения выполняют только те, кто хочет, а здесь решения не принимают вообще.

Попытки применить организацию в боевых условиях закончились печально. Миссии ОБСЕ прижились только на территории бывшего СССР - в Нагорном Карабахе и Абхазии. Минская группа ОБСЕ по Карабаху знаменита полным отсутствием прогресса на переговорах в течение многих лет. Абхазское направление обанкротилось после выборов в этой не признанной никем стране.

Миссия в Крыму запомнилась только фантастическим выступлением в крымском парламенте бывшего ее начальника Кольшуттера, фактически призвавшего к независимости Крыма.

Великий белый друг чеченцев Тим Гульдиманн порывался как-то усадить за стол переговоров Дудаева с Куликовым, потом махнул на все рукой и прорезался только приветствиями в адрес Лебедя, который и закончил войну.

В бывшей Югославии после провала ООНовской миссии мир был обеспечен американцами в Дейтоне, а поддерживался силами НАТО. ОБСЕ же обозначает там свое присутствие.

К 1996 году все стало всем понятно. И саммиты ОБСЕ стали восприниматься всеми здравомыслящими людьми как оно есть. Как ресторан, где можно посидеть, поболтать за жизнь, уединиться в кабинке и порешать двухсторонние проблемы, нехотя построить козни, затем потанцевать и разъехаться работать.

Вот и в нашем случае после всех добрых слов о роли ОБСЕ в Югославии заинтересованные люди поехали решать ее проблемы в Лондон.

НАТО

Россия все еще воспринимает происходящее слишком серьезно. Она грозилась заблокировать принятие финальной декларации, если там будет упоминание о расширении НАТО.

Никто, в общем-то, не испугался, руководствуясь принципом «чем бы дитя не тешилось». Из документа все выкинули, а каждый выступавший лидер считал своим долгом зато отметиться на теме «НАТО как миролюбивое объединение демократических государств». «Стабильность, которую НАТО помогает поддерживать в Центральной Европе, - в интересах всех народов», - промолвил вице-президент Альберт Гор.

В общем, к этой мысли склонялись все, в том числе и Украина. Л.Кучма, отвечая на все вопросы журналистов об этом, говорил одно: «НАТО объединяет демократические страны, и Украина не видит угрозы в его расширении».

Консенсус, как и следовало ожидать, не был поддержан только Россией и Белоруссией, показавших зубы. В контексте расширения, правда, есть одна деталь, пока что спящая и не проявившаяся в Лиссабоне. Неожиданным союзником России по этому вопросу может оказаться не кто-нибудь, а Турция, которая, по данным из весьма заслуживающих доверия источников, увязывает расширение НАТО со своим вступлением в ЕС.

Формально турки имеют право на свое мнение, которое может внезапно оказаться решающим, - все решения в НАТО, как мы помним, принимаются тем же чертовым консенсусом.

С другой стороны, идея запустить эту страну в Европейский союз никого не греет, а, напротив, ужасает. Представьте себе - орды курдов (граждан Турции, между прочим) пользуются всеми полагающимися члену ЕС правами и безвизово проникают в Западную Европу. Кошмар.

Но вернемся к российским зубам. На зубы посмотрели и опять не испугались. Ведь не испугались даже тогда, когда Игорь Родионов заявил о намерении России в случае чего нацелить свои ракеты на территории новых членов НАТО. «Жаль», - только и сказал один из НАТОвских представителей.

Сожаление, а не нервный тремор, было вызвано, видимо, тем, что в НАТО после чеченской кампании уже не верят, что Россия может что-то куда-то перенацелить, а это «что-то» полетит в нужном направлении, а не накроет собственные города.

Но вот ядерная тема при расширении альянса поддерживалась уже не столько Россией, сколько Украиной. Трудно сказать, принимают ли украинские доводы в НАТО ближе к сердцу, чем российские, но факт есть факт - в кулуарах саммита начал блуждать слух о некоем готовящемся заявлении НАТО о неразмещении ядерного оружия в странах-аппликантах, то есть в первую очередь - в Польше, Чехии и Венгрии.

Слух этот, как любят говаривать дипломаты, не имеет подтверждения, но имеет некоторые основания и может оказаться близким к истине, если создадутся необходимые условия и т.д. То есть, переводя на нормальный язык, можно сказать - заявление готовится и должно вскорости быть.

Ровесник перестройки

Армяно-азербайджанская парочка уже воспринимается как атрибут новой Европы. Конфликт этот - ровесник перестройки, и, как представляется, все с ним смирились. Он напомнил о себе тогда, когда Армения заявила, что заблокирует финальную декларацию, если в ней будет упомянут тезис о территориальной целостности.

Армяне стояли насмерть. Украинская делегация при этом со словами «А что мы вам всем говорили!» напоминала о своем предложении перейти от «консенсуса» к «консенсусу минус один». Что давало бы право принять резолюцию осуждения какого-либо режима, не боясь вето лидера этого же режима.

Когда в верхушке ОБСЕ стали подумывать о том, чтобы целостность снять, встал на дыбы уже Азербайджан, а российские журналисты тут же написали, что плохой Алиев хочет закрыть Европе путь в светлое будущее.

Где-то в ночи, говорят, председательствовавший Флавио Котти, которому надоели эти разборки, собирался плюнуть на консенсус и принять документ, невзирая на армянское «нет». Но традиция в итоге устояла, и все армяно-азербайджанские дела просто вынесли за скобки общего документа.

Кстати, Россия таки отличилась по части «вето», все больше напоминая СССР в Совете Безопасности ООН. По настоянию России из документа выкинули осуждение сербского президента Милошевича за его отношение к оппозиции, и, таким образом, последний коммунистический лидер в Восточной Европе остался неосужденным.

Терминатор

На каждом всемирном и европейском мероприятии есть своя звезда. В Будапеште 1994 года событием стала раздача гарантий безопасности ядерных стран Украине и примкнувшим к ней Белоруссии и Казахстану. На саммите ООН по социальному развитию в Копенгагене звездами были Фидель Кастро и Нельсон Мандела.

В 1996, високосном, году, богатом на стихийные бедствия, катастрофы самолетов и референдумы, звездой стал Александр Григорьевич Лукашенко.

Впрочем, все объяснимо. Европа настолько была потрясена, что в самом ее центре, в 1996-м, средь бела дня президент может самолично скрутить шею законным органам власти и самостоятельно провести референдум о доверии себе, что она проснулась.

На А.Лукашенко смотрели как на феномен загадочной белорусской души. Казалось, президенты достопочтимых европейских стран пытались потрогать его руками, понимая, что больше такого могут не увидеть. Только самый ленивый лидер так или иначе не пнул его в выступлении. Поскольку резолюция с осуждением А.Лукашенко была бы заблокирована самим же А.Лукашенко, ограничились заявлением тройки ОБСЕ с ясным и четким подтверждением нелегитимности всего того, что он натворил.

О нем говорили. Бурный восторг вызвала его фраза: «Обвинения в авторитаризме я оставляю без комментариев как надуманные». Шепотом друг другу передавали слух, что, «представляете, на встрече с делегацией Венгрии он ее послал! Далеко...». А один из лидеров одной среднеазиатской страны совсем по-западному назвал его «терминатором».

Но им там в Европе хорошо. Они отделены от Белоруссии санитарным кордоном. Вечером 1 декабря в лиссабонской гостинице «Тиволи» собрались как раз представители кордона - Украины, Польши и Литвы. Собрались аккуратно, как и завещал Ростислав Хотин в одном из прошлых номеров «Зеркала недели».

Леонид Кучма, Альгирдас Бразаускас и Александр Квасьневский соображали втроем, как дальше быть с беспокойным соседом. Для этого разговора имелся как бы и повод - в последнее время отмечается, говорят, рост эмиграции белорусской молодежи в Польшу.

Президенты, как утверждают присутствовавшие на встрече, выглядели озабоченно, но и несколько растерянно в связи с полным отсутствием опыта таких трехсторонних переговоров.

Никто из них так и не предложил двум другим четко и ясно, что надо с белорусским лидером переговорить. Вдруг кто-то из троих вспомнил, что есть же министры иностранных дел. Со вздохом облегчения все согласились с тем, что эту проблему они и решат, после чего вышли к журналистам.

Министры, как водится, пришли к экспертному заключению, что разговор по формуле «три плюс один» приведет только к ухудшению настроения президентов трех великих европейских государств.

Да и на самом деле, ну о чем с ним можно было говорить? В конце концов, если речь идет о влиянии на разбушевавшегося, то говорить об этом можно было только с Виктором Степановичем Черномырдиным, который имеет на него надежное средство - вентиль на трубопроводе.

Но Бог с ним. Тем более, что украино-литовско-польская встреча важна была сама по себе, и спасибо, в какой-то степени, А.Лукашенко, что он создал для нее повод. Думается, пройдет еще несколько встреч, состоятся телефонные разговоры, пройдет процесс притирки позиций, и мы можем в итоге получить весьма своеобразное и перспективное если не объединение, то какой-то консорциум стран, объединенных общей историей, экономикой и геополитикой. И если после Лиссабона останется только это - туда надо было ехать.

Междусобойчики

Но наверняка останется и кое-что еще - разговоры в кабинках. Роль кабинок в Лиссабоне играли шатры, натянутые во дворе центра «Белем», где проходило мероприятие, что напомнило об обычном пикнике.

В этих шатрах и других комнатах проходили «двухсторонки», которых у Президента Украины набралось 16, которые, в свою очередь, разбиваются на три категории.

Первая - «большая семерка». Альберт Гор в первой половине 1997 года проведет с Л.Кучмой первое заседание комитета «Кучма-Гор». Есть основания утверждать, что проведет он его в Киеве, где он ни разу не был. Вспомнив о том, что мы - стратегические партнеры, А.Гор попросил нас поддержать идею пролонгации Договора об обычных вооружениях в Европе. Так он и сказал: «Обращаюсь к вам как к стратегическим партнерам...»

Л.Кучма сообщил А.Гору об идее создания треугольника «США-Израиль-Украина», которая обсуждалась в ходе недавнего визита Президента Украины в Израиль. Для того это оказалось приятной неожиданностью, но он быстро овладел собой и пообещал изучить.

США, со своей стороны, выразили готовность «раскрутить финансовый механизм помощи Украине» в вопросе закрытия Чернобыльской атомной электростанции. Украина снова напомнила о дефиците своего платежного баланса в 1997 году.

После поздравлений с успехом макроэкономических реформ вице-президент, утверждают источники, обратился к некоторым проблемам на микроуровне - уровне работы конкретных американских бизнесменов в Украине. Конечно, без ложки дегтя нельзя - мы-то знаем, каково у нас бизнесмену.

Коль. С этим сложнее. Все официальные лица отказывались давать конкретную информацию о встрече, ссылаясь на ее конфиденциальность. Ну и ладно, имеют право, лидеры государств все же. Но мы также имеем право предположить, что канцлер задал Президенту несколько конкретных вопросов, в том числе и о будущем обновлении парка украинских самолетов в свете подписанного протокола с фирмой «Daimler Behz Aerosрace» и последующего увольнения руководителя «Авиалиний Украины» Ильина, которого злые языки называли опорой и надеждой Германии в этом вопросе.

Также мы можем предположить, что украинская сторона отметила, что все еще впереди, что волноваться не надо, что никто еще не знает, чья возьмет: «Daimlera» или «Boeinga». А действительно, чья?

Кретьен. Канадский слон - лучший друг украинского слона. И в торговле у нас дела пошли.

Вторая группа стран - Узбекистан, Грузия и Азербайджан. Построение еврокавказского транспортного коридора становится у нас, похоже, одним из приоритетов внешней политики. Хотя за этой несколько помпезной формулировкой скрывается то, о чем в России говорят открыто и много, - азербайджанская и казахстанская нефть и ее путь в Европу. В России не только говорят, но и делают - прекращают войну в Чечне, в частности, и для того, чтобы нефть шла северным путем - через Чечню и Новороссийск.

И вот тут-то можно с полной уверенностью заявить, что национальные интересы Украины расходятся с интересами потенциального стратегического партнера в регионе Черного моря. Конечно, в интересах Украины - южный или грузинский вариант, по которому, как уже решено, пойдет «ранняя нефть» азербайджанских месторождений Азери, Чираг и Гюнешли.

И если удастся пустить ее через отсутствующий Одесский терминал, недостроенный нефтепровод Одесса-Броды и далее в Европу, это будет достойно. Но на этом благородном пути надо будет многое пережить, включая очередные нелегкие разговоры в Москве, а пока лидеры нескольких заинтересованных стран вполне могут обратиться за финансовой помощью к какой-либо европейской финансовой структуре. Предположим, этими странами могут быть Украина, Грузия, Азербайджан и Казахстан.

Часть третья. Люксембург, Ирландия, Латвия, Эстония, Финляндия, Португалия. Президент, сообщают разные источники, после этих встреч всерьез задумался о значении малых стран в большой Политике и экономике. Настолько задумался, что дал указание пересмотреть планы поездок следующего года и обязательно несколько таких стран туда включить.

Есть в этом зерно. Эти страны более подвижны и заинтересованы в контактах. Эти страны, что немаловажно, далеко не всегда ладят с Россией, так как не любят сверхдержав, а также гораздо меньше от нее зависят. У них меньше глобальных интересов и больше земных и региональных.

Так, например, премьер-министр Люксембурга с забавной фамилией Юнкер вообще заявил на встрече с Л.Кучмой, что хотел бы видеть Украину послом Запада в отношениях с Россией. Хотел бы я посмотреть на лица членов нашей делегации после таких слов. А также услышать российские комментарии.

Пример этой маленькой страны, у которой с Россией не сложилось, показывает, что Украина имеет хорошие шансы в общении со всеми, кто попадает в зону непосредственных российских интересов. И у которых, в связи с этим, отношения с Москвой не складываются и которым нужна опора в этом регионе Европы.

Россия, как всегда, стоит особняком. Именно в особняке российского посла в Португалии проходила самая продолжительная встреча В.Черномырдина в Лиссабоне с Л.Кучмой. Но продолжительность ее свидетельствовала, видимо, только о желании пообщаться, но не о решении каких-либо глобальных проблем.

После переговоров Л.Кучма сказал, что стороны пришли к выводу, что торопиться не нужно. Конечно, не нужно - подписание документов по Черноморскому флоту в нынешнем их виде почти наверняка приведет к отставкам правительств и в России, и в Украине, что уже попахивает коллективным харакири.

Поскольку ни российское, ни украинское руководство в склонности к суициду не замечено, патриотически настроенные депутаты в Москве и Киеве крови правительств, видимо, не получат.

«Договорились созвониться», - сообщил Л.Кучма, добавив, что «контакты, конечно, будут и дальше».

Из этого кое-кто сделал не очень оригинальный вывод, что В.Черномырдин появится в Киеве аккуратно тогда, когда свистнет рак.

Театр

А еще саммиты - это большой театр, где актеры играют самих себя. Вот ходит исполнительный секретарь СНГ Иван Коротченя. Он никого не интересует, он это понимает, к этому уже привык и надолго пропадает из центра. Неизвестно ведь, когда еще в Португалию попадешь.

Вот трагический Мирча Снегур. Только вчера он проиграл президентские выборы и на саммите в последний раз. Но судя по настроению окружающих, его уже здесь нет.

ЧП. Российский посол в Португалии бьется в натуральной, а не дипломатической эпилепсии. Его увозят прямо с переговоров.

Охрана Украины, Израиля и США (стратегические партнеры) плечом к плечу имеют проблемы с португальской охраной. Украине приносят официальные извинения, перед США каются, а грандиозную драку израильтян и португальцев «три на три» показывают по местному телевидению. Израильтян успели оттащить.

И все эти современные драмы и комедии ставятся в декорациях великой некогда империи, которая развалилась, не сохранила даже монархию и оттого многочисленные памятники каким-то героям на лошадях приходят в полную негодность. Здесь не Испания, где старину чтит королевская семья. Здесь уже 22 года республика, много демократии и мало капитала, отчего представительства банков напоминают гостиницы средней руки.

Околица Европы. Приличное место для пикника.