«Все. Мы для них враги. На верхнем уровне будут паркетные улыбки, а на слой ниже - однозначная неприязнь» - к такому выводу пришел один высокопоставленный украинский чиновник, примерно с месяц назад посетивший Москву.
Изменилось ли что-либо за истекший период - сложно сказать. Как и то, насколько прав был мой собеседник. Команды двух государств по-прежнему упорно защищают свои ворота и пытаются забить гол в чужие. Это такая игра. И она всегда будет жесткой, несмотря на то, что игроки команд между собой могут быть «неразлейвода-друзья». Каждая команда знает, где начинается штрафная линия, а где линия ворот. Каждая знает, до какого момента можно отступать, а когда переходить в контрнаступление. В конце концов каждая из команд знает предел договорным играм.
Правда, искусство игры политической заключается и в непростительности забивания мяча в свои собственные ворота. А именно это, по мнению многих украинских наблюдателей, может произойти на украинской половине поля в ноябре, когда, по словам Леонида Кучмы, планируется подписание договора по решению проблемы Черноморского флота. Правила игры очерчены и тут: Украина должна понимать, что Россия из Крыма не уйдет. Хоть какое-то время. А Россия должна отдавать себе отчет в том, что не имеет никаких прав вести себя в Крыму как полновластная хозяйка. Тем более, что в случае такого поведения болельщики из фан-клуба «Мировое сообщество» не поддержат гостей, наглеющих на украинском игровом поле. Вот где-то между этими ограничениями и предстоит капитанам пожать руки друг другу.
Хотя, почему же капитанам? Это ведь раньше - в Ялте, Массандре, Москве, Завидово и Сочи - считалось, что раздел Черноморского флота - президентское дело. Теперь это дело не «царское», а премьерское. К чему бы это? Может быть, к тому, что в Барвихе на тумбочке соглашение подписывать тяжело? Тогда почему идет речь о том, что Борис Николаевич приедет в Киев в скором времени для подписания большого договора между Украиной и Россией? Злые языки в Украине поговаривают, что соглашение по ЧФ будет настолько невыгодно Украине, что может доставить крупные неприятности тому, кто поставит под ним автограф. Неужели именно поэтому подписывает соглашение премьер-министр? Тогда почему же Президент утверждает, что с Борисом Николаевичем все проблемы по ЧФ, в принципе, решены?
Вопросов возникает так много в основном по причине отсутствия более или менее конкретной информации о тексте самого проекта соглашения. Любопытно, что ни российская, ни украинская стороны не дали утечки по этому поводу, что совершенно не отвечает пятилетней традиции ведения переговорного процесса. Именно этот момент, а не традиционные заверения в том, что все «решено», «движется», «продвигается» и «проясняется», заставляет думать, что вопрос Черноморского флота по крайней мере на высшем государственном уровне может быть в скорости закрыт лет на двадцать-двадцать пять.
До этого светлого момента будет работать совместная рабочая комиссия, возглавляемая первым вице-премьером Украины Василием Дурдинцом, а с российской стороны - вице-премьером Валерием Серовым.
Отвечая в Москве на вопрос «Интерфакса» о сроках аренды российским флотом Севастополя, Л.Кучма сказал, что «он будет достаточным для того, чтобы Россия решила, где будет иметь основную базу» на Черном море.
Ведь Севастополь не только не может быть вечной базой российского ЧФ, он не может быть российским, на чем так настаивает Госдума страны -стратегического партнера.
Кстати говоря, Президент Украины предостерег российских парламентариев от попыток перекроить существующие границы. «Тысячелетняя история доказывает, что Украина и Россия должны жить в мире и согласии».
Комментируя последние решения российской Госдумы, поставившей под вопрос принадлежность Севастополя Украине и постановившей прекратить раздел Черноморского флота, Л.Кучма выразил недоумение в связи с тем, что они были приняты «практически единогласно». «Это не может не настораживать. А где же те, кто «против»? Где «Наш дом - Россия», где демократы Гайдара?» - риторически вопросил украинский Президент, при этом сделав вид, что забыл о том, что это не «наш», а «Их дом - Россия». Очевидно, относясь к законодательной власти как к «младшим братьям по разуму» и уж по крайней мере по влиянию, Леонид Кучма предложил «простить депутатов». «Ни наше общество, ни парламент не структурированы. Политические партии не в состоянии взять на себя ответственность за последствия принимаемых решений. Так что, давайте простим парламентариев», - сказал украинский Президент.
Начало на 1-й стр.
Тем не менее, комментируя сообщение о том, что украинский МИД рассматривает вопрос об объявлении «персоной нон-грата» московского мэра Юрия Лужкова, неоднократно заявлявшего, что Севастополь - город российский, Л.Кучма сказал: «Каждый МИД вправе принимать меры, адекватные действиям того или иного лица».
Продолжая эту тему, Л.Кучма также высказал суждение, что «некоторые российские политические деятели рано начали президентскую кампанию». Впрочем, как заметил глава Украинского государства, возможно, что эти деятели уже опоздали. По признанию Л.Кучмы, такие выводы он делает, «исходя из итогов встречи с президентом Б.Ельциным».
Вместе с тем, Черноморский флот, возможно, был главной, но не единственной темой переговоров Леонида Кучмы в Москве. Одним из аспектов его переговоров с главой Российского государства, а также во время бесед с Виктором Черномырдиным было обсуждение новой схемы поставки и расчетов за природный газ, экспортируемый из России в Украину.
И, наконец, самое главное, зачем приехал Леонид Кучма в Москву, - это убедиться в том, что «Ельцин твердо знает, что он сегодня хочет. И первое, что он хочет, - это побыстрее сделать операцию и выйти на политическую арену в полную силу». Леонид Кучма отметил, что президент РФ «нужен не только России, но и Украине и всему миру как гарант продолжения реформ. Россия в этой области пример для многих».
В свободное от решения вышеперечисленных проблем время Леонид Данилович встретился со своим грузинским коллегой Эдуардом Шеварднадзе, с которым говорил «о мире и дружбе», а также принял участие в заседании глав государств-членов Черноморского экономического сотрудничества, которое в эти дни проходило в Москве. «Конструктивное и плодотворное сотрудничество стран постсоветского пространства и Европейского союза в рамках Черноморского экономического сотрудничества может и должно служить примером создания новой Европы без разделительных линий».
В этом контексте, сказал Президент, «мы приветствуем и высоко ценим активное участие в черноморском процессе нашего стратегического партнера - России». Украина, отметил Президент, положительно оценивает деятельность структур ЧЭС, направленную на установление сотрудничества с институтами ЕС и региональными организациями.
В развитие такого сотрудничества Украина предлагает провести в следующем году региональную конференцию министров транспорта, которая будет организована совместно с Европейской комиссией.
«Мы с пониманием восприняли то, что страны - участницы ЧЭС поддержали целесообразность создания в регионе зоны свободной торговли и готовы всячески содействовать этому процессу», - заявил Л.Кучма.
Возвращаясь к вопросу разрешения проблемы раздела Черноморского флота, следует заметить, что на этом в случае подписания окончательного документа закончится целый этап в украино-российских отношениях. Этап романтизма, символизма и идеализма. Важно, очень важно, проиграет Украина этот тайм, или сведет его к ничьей. Но еще важнее будет следующий этап: этап, когда наконец-то все поймут, что главным является экономика и внешняя политика (деньги и безопасность). И тогда начнется время принудительного (или взаимовыгодного) обмена майками между политиками. Тогда между ними начнется настоящая игра «вне игры». Именно в это время от Украины будут требовать наибольшей «договорной лояльности». И тут главное не переборщить, чтобы не дисквалифицировали, не лишили права принимать участие в международных соревнованиях на цивилизованном уровне как явного аутсайдера.