UA / RU
Поддержать ZN.ua

Первая «звездочка»

Фамилию «Кириленко» как наиболее вероятного претендента на пост министра социальной политики и труда смело называли почти все эксперты...

Автор: Алла Котляр

Фамилию «Кириленко» как наиболее вероятного претендента на пост министра социальной политики и труда смело называли почти все эксперты. В этой графе многочисленных списков состава нового правительства, гуляющих в последнюю неделю по кулуарам и время от времени попадающим на страницы СМИ (в особенности интернет-изданий), разнобоев практически не встречалось. Яростной борьбы за портфель Министерства социальной политики и труда не наблюдалось: не самый лакомый кусочек, зато ответственности — хоть отбавляй, ведь предвыборная программа нынешнего Президента, на основе которой разработана программа правительства «Навстречу людям», была в значительной степени нацелена на реформирование социальной политики в Украине. Основной ее лозунг — «Свободный человек — в справедливом государстве», а целью деятельности правительства декларируется «достижение демократических европейских стандартов жизнедеятельности человека, общества и государства».

По мнению Юрия Якименко, ведущего эксперта политико-правовых программ Центра Разумкова, 36-летний уроженец г.Полесска Киевской области «Вячеслав Кириленко вполне вписывается в концепцию правительства, в которое должны войти новые лица, молодые люди. Несмотря на то что Кириленко — политик достаточно молодой, он имеет весьма солидный опыт работы в этой сфере, который получил в парламентском комитете по вопросам социальной политики (с 2002 года — зампредседателя. — А.К.). Т.е. по профессиональным качествам он в принципе готов к этой работе».

Вячеслав Кириленко — действительно новое, ничем себя не скомпрометировавшее лицо в правительстве. Собственного бизнеса не имеет. При этом у него есть некоторый опыт работы в системе и задатки чиновника. В свое время Кириленко возглавлял Украинский студенческий союз (УСС), молодежное крыло Руха «Молодой рух»; входил в состав Национального совета по вопросам молодежной политики при Президенте, а также Комитета сопротивления «За правду». Будучи доверенным лицом Виктора Ющенко, молодой политик принимал активное участие в предвыборной кампании, и его фамилия не раз звучала во время событий оранжевой революции.

Судя по всему, новый министр социальной политики и труда — личность довольно энергичная и активная. В 1990 году он выступал одним из инициаторов политической студенческой голодовки на площади Октябрьской революции в Киеве; в 2004-м оказывал активную политическую помощь сумским студентам. Дважды избирался народным депутатом — в последний раз в 2002 году по спискам избирательного блока «Наша Украина» (№ 20). Его фамилию нередко можно было услышать в Верховной Раде: со всевозможными инициативами Кириленко выступал более ста раз. В активе нового министра один из резонансных законопроектов, касающихся минимальной зарплаты и прожиточного минимума, а также проект Трудового кодекса (сейчас находится на рассмотрении в парламенте).

Именно Кириленко не так давно предложил создать комиссию, которая публично будет осуществлять политическую оценку конкретных чиновников, претендующих на должности в правительстве или местных администрациях.

Те, кто знаком с Вячеславом Кириленко лично, утверждают, что среди его плюсов — обучаемость, подвижность и коммуникабельность. Он философ по натуре (кандидат философских наук) и либерал по убеждениям. Довольно амбициозен, но лишен самолюбования.

Назначение Кириленко может свидетельствовать о действительно новом подходе к формированию правительства и, по сути, является вызовом. Ведь ранее пост министра социальной политики всегда занимали люди гораздо более старшего возраста, а их политика в социальной сфере была направлена прежде всего на старшее поколение. Кроме того, некоторых из них в немалой степени интересовала возможность, пусть и не такого серьезного, как в других ведомствах, но все же «хапка»…

Ведомство, возглавляемое министром, который немалое количество лет из своей 36-летней жизни посвятил работе в молодежных движениях, имеет все шансы отойти наконец от комсомольско-советского понимания молодежной политики – как поддержки каких-то праздничных мероприятий и вполне определенных организаций и взять на себя новые задачи, связанные прежде всего с поддержкой той части молодежи, которая находится в наихудших стартовых условиях. Поскольку общество неравномерно, в том числе по уровню доходов и возможностей, задачей в этом сегменте должно стать выравнивание возможностей и предоставление равноценного, справедливого старта для тех, кто только входит в жизнь.

В выражение «социальная реформа» нередко вкладывают только слова. Между тем любая реформа должна предусматривать какую-то программу действий. Курс на вхождение в ЕЭС, заявленный Президентом, потребует значительной модернизации законодательства, в том числе и в области социальной политики.

Очевидно, приоритетом для социального блока в новом правительстве станут вопросы минимальной зарплаты и прожиточного минимума, пенсионная реформа, а также реформирование социально-трудовых отношений. Вячеслав Кириленко участвовал в «долгоиграющих» заседаниях рабочей группы по подготовке проекта закона об общеобязательном государственном пенсионном страховании. И, по мнению специалистов, этой проблематикой владеет. По крайней мере, в депутатской среде считается достаточно неплохо подготовленным. Вот только поможет ли теория молодому руководителю и возглавляемому им ведомству пережить сверхсложный для пенсионной системы страны 2005 год, вывести ее наконец на заложенные в пенсионном законодательстве рельсы, которые предполагают развитие страховых начал, скрупулезный учет трудового вклада и полное отсутствие уравниловки?

Судя по обнародованной на этой неделе программе, в сфере социальной защиты населения правительство Тимошенко в качестве первоочередных задач видит усиление целевой направленности социальных программ и углубление адресности в государственной социальной помощи. С адресностью тоже вопрос. Адресность, как явствует из российских теленовостей, дело тонкое и социально чувствительное. И если уж нам, вслед за россиянами, суждено наломать здесь дров, то хотелось бы как можно меньше…

Первым шагом по изысканию материальных ресурсов для реформирования социальной сферы может стать инвентаризация всего того, что есть в социальном хозяйстве страны. Возможно, в самой системе социальной защиты имеются огромные ресурсы для выплаты помощи и дотаций. Это те ресурсы, которые сейчас направлены на содержание самой системы. Прежде всего это касается страховых фондов, которые созданы и действуют и относительно администрирования которых есть огромное количество вопросов и обращений граждан, в том числе уже застрахованных лиц. Кроме того, есть смысл говорить о принципиальных вещах, таких как новые социальные стандарты и реализация этих стандартов, опираясь на опыт стран с переходной экономикой, которые этот путь прошли и уже стали членами Евросоюза — Польша, Чехия, Венгрия, а также страны Балтии.

Новому министру придется столкнуться с немалыми проблемами и серьезно «покрутиться», чтобы оправдать выданный ему кредит доверия. В течение десяти лет он ходил в «подающих надежды», заводя связи и контакты на всех уровнях, выжидая подходящий момент, и вот наконец настало время получить свою, хоть и не самую яркую, но «звездочку». Потому можно предположить, что Кириленко будет очень дорожить представившимся шансом и, что называется, «рвать когти», стараясь зарекомендовать себя как можно лучше. Ему потребуется приложить поистине титанические усилия, чтобы оправдать ожидания электората, раззадоренного предвыборными обещаниями Виктора Ющенко. Справится ли он с этой задачей — покажет время. Потенциал для успешной работы, как считают эксперты, у Кириленко есть. «Вопрос в том, — считает Юрий Якименко, — что социальная политика в большой степени зависит от степени наполняемости бюджета и от возможностей выделить средства конкретно на эту сферу. Если мы говорим о социальной политике как таковой, то определяющим будет все-таки экономический и финансовый блоки правительства, которые будут изыскивать резервы. Поэтому в реформируемом министерстве его роль будет сводиться прежде всего к определению приоритетов и распределению наличных ресурсов бюджетных денег, а не к их добыванию. То есть в этом плане проблема здесь легче, чем у тех министров, которые будут заниматься изысканием средств на социальные программы».

С 1999 года Кириленко является замом Ю.Костенко в Украинской народной партии (УНП), которая до 2003 года носила название Украинский народный рух. И это обстоятельство, пожалуй, дает молодому политику реальный шанс закрепиться в команде Юлии Тимошенко. Его кандидатуру лоббировал Юрий Костенко, с которым у нынешнего премьера давняя политическая близость, и потому в правительстве Вячеслав Кириленко вполне может стать для Юлии Владимировны одной из хоть и не самых надежных, но все же опор. Новый министр, коммуникабельный и неконфликтный, имеет к тому же неплохие личные и профессиональные контакты с самыми разными политиками, представляющими самые разные политлагеря.

Деятельность возглавляемого им министерства, учитывая все предвыборные обещания, безусловно, станет объектом самого пристального внимания. И Президент, и премьер заинтересованы в том, чтобы она была результативной. Посему можно ожидать, что в правительстве Тимошенко Вячеславу Анатольевичу и его ведомству будет предоставлен режим наибольшего благоприятствования.