«Новые выборы начинаются на следующий день после того, как заканчиваются предыдущие». Эта проверенная временем западнодемократическая мудрость актуальна для Украины как никогда. Ибо после принятия конституционной реформы значение парламентских выборов марта 2006 года резко возросло в цене. О них думает Ющенко, на них надеется взять реванш Янукович, ради них пошел ва-банк Литвин, на них работал всю предвыборную кампанию Мороз, ради них «влюбляла» в себя Майдан и до сих пор еще громко не хлопнула дверью Тимошенко… Список политиков, совершающих проекцию своих нынешних действий на 2006 год, можно продолжать до бесконечности.
Уже в ближайшее время мы сможем наблюдать за тем, как будет произведено переформатирование сил в нынешнем парламенте. По всей видимости, с прицелом на 2006 год основная кристаллизация будет происходить вокруг трех центров: Ющенко, Литвин и Янукович. Если на завтрашних выборах все произойдет в соответствии с логикой развития ситуации, то проющенковская сила станет партией власти, сила Януковича составит ось оппозиции, а Литвин попытается занять нишу осторожно принципиальной третьей силы.
Во взвеси нынешней кампании еще сложно разобрать детали будущих альянсов, точно назвать партии-спутники крупных политических планет и однозначно спрогнозировать восхождение новых звезд; не исключено и изменение орбит крупных небесных тел. Но некоторые любопытные тенденции уже сегодня могут стать предметом для разговора.
Будущий парламент получит право формировать правительство. Именно этот приз, в совокупности с увеличением полномочий Верховной Рады следующего созыва, делает чрезвычайно актуальной борьбу за большинство в парламенте.
Две недели подряд Центр Разумкова, поставив целью электоральную оценку существующих партийных брэндов, проводил опросы более чем двух тысяч респондентов в 118 населенных пунктах во всех регионах страны.
С 6 по 9 декабря опрашиваемым попытались напомнить о том, что в стране существуют не только кандидаты в президенты, но и партии, которые через год вступят в борьбу друг с другом. Результаты этого опроса приведены в табли-
це 1. Неделю спустя, с 14 по 19 декабря, топ-двадцатку украинских партий (о блоках ни в первом, ни во втором случае речь не шла) снабдили информацией об их лидерах, что в ряде случаев заметно изменило результат первого опроса
(см. таблицу 2). Полученные социологами данные позволяют в первом приближении оценить потенции, с которыми выходят на старт основные политические силы страны.
Испытание властью
Итак, Виктор Ющенко. Ему большинство в будущем парламенте просто необходимо. Победа близких ему сил даст возможность будущему президенту полностью реализовать свою предвыборную программу и даже после вступления в силу конституционных изменений расширить рамки своего влияния. Большинство в Раде позволит Виктору Андреевичу подобно Александру Квасьневскому, имеющему одноименное большинство в сейме, остаться наиболее значимой фигурой в государственной иерархии. Для того чтобы проющенковские политические силы, независимо от того, являются они блоком или партиями, победили на выборах, необходимы как минимум три условия.
Во-первых, в течение следующего года правительство, которое сформирует Ющенко, должно, не теряя ни одного дня, выработать и провести политику, результаты которой большинство граждан Украины смогут ощутить на своем кошельке. Сделать это за столь короткий срок не очень просто в «мирных» условиях. А если предположить, что противодействовать новой власти будет достаточно мощная оппозиция, и допустить при этом, что имеющая множество экономических завязок в Украине Россия не будет в каждом вопросе стремиться идти навстречу, а кроме того, и само правительство, вполне вероятно, будет сформировано во многом по принципу раздачи слонов за поддержку в предвыборной кампании, — то доказать свою эффективность новой власти и новому президенту как ее символу будет весьма непросто. Сегодня на пике кампании за партию «Наша Украина» готовы проголосовать 29 процентов. В случае разочарования, а оно при нынешних, явно завышенных ожиданиях общества неизбежно, рейтинг политической силы Ющенко может существенно снизиться: уравновешенная часть электората может пополнить ряды сторонников Владимира Литвина, а радикальная — весьма ощутимо увеличит рейтинг в первую очередь Юлии Тимошенко. Кое-что, безусловно, перепадет и Александру Морозу. Все три упомянутых политика об этом знают и, чего греха таить, на это во многом рассчитывают.
Во-вторых, напомню, что у Виктора Ющенко на сегодняшний день нет политической структуры, лидером которой он бы мог себя назвать. Ведь в разгар предвыборных баталий партия «Реформы и порядок» Виктора Пинзеника, прекрасно понимая, что в данной ситуации никто из собратьев по блоку не станет устраивать долгих и громких разборок, мягко говоря, присвоила себе брэнд «Наша Украина». За переименование партии проголосовал съезд ПРП. Обалдевшие от подобного коварства соратники решили, что дальше деклараций Пинзеник со товарищи не пойдут, а после выборов инцидент замнется сам по себе. Однако лидеры новоиспеченной партии «Наша Украина» ничтоже сумняшеся провели перерегистрацию в Минюсте, закрепив таким образом свои права на брэнд «Нашей Украины» Виктора Ющенко. И чтобы вы не сомневались, в разгар революции быстренько заявили о том, что оранжевый цвет всегда был цветом ПРП. За этими нечистоплотными действиями в полглаза следили лишь специалисты, поэтому для подавляющего большинства избирателей тот факт, что лидером «Нашей Украины» является не Виктор Ющенко, а Виктор Пинзеник, безусловно, окажется большой новостью. Осознание реалий потребует времени, но уже сегодня партия «Наша Украина» (бывшая ПРП) во главе с Пинзеником получает не 29, а 17 процентов голосов, имея колоссальный запас инерции восприятия, который неизбежно будет испаряться — по мере осознавания электоратом того, что «царь не настоящий».
Таким образом, сегодня Ющенко, понимая чрезвычайную важность предстоящих парламентских выборов, имеет три варианта действий. Первый — попробовать договориться с пээрпистами о том, что они как бы пошутили, восстановить статус-кво и укреплять президентским авторитетом «Нашу Украину», подтягивая под нее другие, более мелкие партии. Второй — стать во главе ПРП (о), обновленной и обогащенной, и пытаться делать то же самое, но такой вариант осложнит его отношения с остальными партиями блока Ющенко. Третий путь — судиться с Пинзеником и в случае успеха создавать под раскрученным брэндом новую партию под названием «Наша Украина». Других эффективных путей партийного строительства у Ющенко нет, альтернативой может быть позиция над схваткой, спокойно и безучастно наблюдающего за межпартийной борьбой.
При этом заметим, что партии, составляющие блок «Наша Украина», после нынешних выборов оказались погребены под масштабом лидера блока. Партию Юрия Костенко поддерживает сегодня от 0,4 до 0,9 процента электората. Окончательно убит некогда мощный брэнд «Народного руха Украины»: без Тарасюка его рейтинг составляет 0,6 процента, с Тарасюком — 1 (прописью один) процент. Вряд ли количество сторонников НРУ резко увеличится, если Борис Тарасюк займет пост министра иностранных дел. Не воспринимаемый Россией, он просто вынужден будет делать реверансы Москве, в чем прекрасно отдает себе отчет, судя по статье, размещенной им на сайте «Обозреватель». Загвоздка в том, что это вряд ли будет высоко оценено западноукраинским электоратом Руха, а иного у него попросту нет. Партия претендующего на премьерство Петра Порошенко — «Солидарность» — практически всеми давно забыта и сегодня даже с учетом раскрученного лидера тоже имеет один процент электоральной поддержки. В случае победы Порошенко в кулуарной борьбе и взятии им поста премьера процент сторонников этой партии станет вполне достаточным для преодоления трехпроцентного барьера. Однако с кем на будущих выборах будет играть Порошенко-премьер: с Виктором Ющенко, либо с не менее близким ему Владимиром Литвином — вопрос, ответа на который сегодня нет.
Следовательно, на сегодняшний день для Ющенко, не имеющего кроме «Нашей Украины» ни одного штамма, на котором можно было бы привить высокий рейтинг парламентской политической силы, чрезвычайно актуальным является вопрос: какая политическая сила будет представлять его в будущем парламенте. Не менее важен и вопрос о качественном содержании этой силы. Будет ли это блок, превратится ли блок в единую партию, в которую войдут основные лидеры партий, слагающих нынешний блок «Наша Украина», либо это будет старый брэнд с новым наполнением. Само наполнение определится в случае внятного ответа на вопрос, будет ли ликвидирована депутатская неприкосновенность? Если да, то основой новой политической силы должны стать юристы, экономисты и профильные специалисты, чья работа в парламенте на постоянной основе сделает работу Верховной Рады максимально эффективной. Если же депутатская неприкосновенность будет сохранена в ее нынешнем виде, то состав практически всех сил в будущем парламенте будет представлять собой вереницу бизнесменов и известных всем не первый десяток лет политиков. Иными словами, кадровый состав ВР вряд ли подвергнется серьезным корректировкам, что в принципе не совместимо с надеждами на ощутимые иные правила игры.
В-третьих, Ющенко не может не быть озабочен количеством лояльных к нему и его политике депутатских штыков в будущей Раде. Напомню, согласно нынешнему Закону о выборах народных депутатов Украины, барьером являются низенькие три процента, что дает возможность путем мобилизации усилий взять его вполне приличному количеству политических структур. Допустим, что Ющенко отвоевал свой брэнд и его правительство сработало на том уровне, который позволил сохранить существующую электоральную поддержку «Нашей Украины». Даже при этих стерильных условиях однозначно проющенковского большинства в Раде не будет и может не быть даже контрольного пакета одной силы. Следовательно, в течение года несомненно будет поднят вопрос о внесении изменений в закон о выборах в парламент, в частности об увеличении проходного барьера. В этом могут быть кровно заинтересованы и непосредственные оппоненты Ющенко, в частности партия «Регионы Украины» и коммунисты. Кроме того, несмотря на сегодняшние низкие показатели Народной аграрной партии Украины, серьезный потенциал роста есть у ее лидера Владимира Литвина. Скорее всего, в случае сохранения нынешней тенденции спикер и его фракция, численность которой уже в ближайшее время превысит 40 мандатов, может поддержать идею повышения барьера. Нельзя исключать, что к ним присоединится и уверенный в своих силах Александр Мороз. Скорее всего, о турецком варианте — 10-процентром барьере — речь в парламенте вестись будет, но не факт, что результативно. А вот поднятие планки до 5—7 процентов вполне вероятно. По крайней мере, 226 голосов, необходимых для проведения подобного решения, в зале нынешнего парламента изыскать можно. В случае реализации такого плана в будущей Верховной Раде будет пять-шесть фракций, что существенным образом структурирует и стабилизирует ее работу.
В контексте формирования будущего парламентского большинства нельзя не упомянуть о партнерах Ющенко по коалиции «Сила народа». Партия «Батьківщина» без Юлии Тимошенко заинтересовала лишь один процент электората. При упоминании имени железной леди, рейтинг партии составил 6,7 процента. И это не предел. Перед Тимошенко открываются неплохие перспективы. Ей, безусловно, будет предложен пост во власти, скорее всего это не будет премьерское кресло, но зная Юлию Владимировну, можно сказать, что возглавив Министерство труда, она и его сделает пупом украинской политики. В случае, если она примет предложение войти в новую управленческую команду, то, несомненно, попытается дистанцироваться от основной линии, продемонстрировать успехи на вверенном ей участке, а также использовать кадровый ресурс «Батьківщини», который она, согласно договоренности с Ющенко, получит в регионах и центральной власти. В том, что Тимошенко попадет в будущий парламент, можно не сомневаться. Вопрос, с кем она объединится в этом парламенте. Впрочем, есть и другой вопрос: кто окажется в списке партии или блока, возглавляемого Юлией Тимошенко? Скорее всего там не будет Анатолия Матвиенко с его партией «Собор». Кого же Юлия Владимировна сможет представить электорату? Первое место в пятерке — она, второе — Турчинов, а третье? четвертое? пятое?.. Раньше избиратели не очень интересовались всем туловищем списка. Но эти времена прошли, и сей факт не может не заставить Тимошенко задуматься над тем, с кем она будет эффективно работать в Раде и в состоянии ли она держать в подчинении офицеров, а не только рядовых, беспрекословно выполняющих любую поставленную ею задачу. Есть некоторые основания говорить о планах привлечения в список Тимошенко лидеров «Поры» — организации, впервые пробудившей политическую активность молодежи. Однако, во-первых, «Пора» дружна с некоторыми представителями «Нашей Украины», а во-вторых, нельзя исключать, что сама «Пора» может пожелать стать партией, притом с неплохой перспективой.
О молодежной, но левой партии давно имелись мысли в голове у Юрия Луценко — любимца Майдана и многих болеющих за успех помаранчевой революции. Ярый антикучмист абсолютно логично вписался в ее контекст: разве революция в нынешней Украине могла быть не рыжей? Луценко и его немногих соратников, сохранивших в СПУ прогрессивное мышление, от создания новой партии удерживало отсутствие окончательной ясности со спонсорами, а также человеческая любовь к Александру Морозу. И если со спонсорами вопрос во время предстоящих выборов будет решаться весьма легко, ведь по спискам избирается не только Верховная Рада, но и областные, городские и районные советы, что дает возможность рейтинговым локомотивом за соответствующую плату завезти в вагонах представителей местного бизнеса, то с Морозом намного сложнее. Посему Луценко, как потенциальный организатор левой молодежной партии вполне может ограничиться вхождением в будущее правительство и отказаться от планов молодежного партийного строительства.
Идея премьерства Мороза еще окончательно не отброшена, но даже в случае отказа от нее социалисты, опять-таки согласно предвыборным договоренностям с Ющенко, получат свою долю постов в будущем правительстве. Речь пойдет не только о министерских портфелях, но и о губернаторских. С поиском крепких менеджеров в партии Мороза проблемы, но договор есть договор. Таким образом СПУ получит определенный властный ресурс, но при этом разделит ответственность с командой Ющенко за эффективность проводимой в стране экономической, социальной и гуманитарной политики. Каким образом это скажется на рейтинге партии, сегодня судить сложно, как, впрочем, и о том, насколько верными союзниками будущего президента в нынешнем и будущем парламенте будут социалисты. Сегодня партию, уставшую от многолетней оппозиционности, рядом с Ющенко удерживает перспектива совместной работы в правительстве. Но это правительство будет работать в лучшем случае год и четыре месяца, а потом новый парламент создаст другое. Поэтому не исключено, что социалисты в будущей Раде получат отдельное предложение по созданию большинства, к примеру, от «Партии регионов», политической силы Литвина или от выпавших в осадок социал-демократов. А кроме того, лидер СПУ рассчитывает, и не без оснований, подтянуть под себя часть левого электората, окончательно разочаровавшегося в лидере коммунистов Симоненко. Если ему это удастся, то с силой Мороза придется считаться всерьез.
Испытание оппозицией
Для Виктора Януковича и поддерживающих его сил 2006 год чрезвычайно принципиален. В случае победы на парламентских выборах и формирования большинства коалицией антиющенковских сил команда единого кандидата сформирует правительство и вернется к власти. Сегодня стержнем этой коалиции безусловно является партия «Регионы Украины» и ее лидер, как носители симпатий основной части электората юго-востока Украины. Если команда Ющенко за год не предпримет эффективных действий по стиранию линии раскола, то «Регионы» однозначно сохранят свой электорат, в чистом виде представляющий 14 процентов. В случае же, если партию будет и в дальнейшем возглавлять Виктор Янукович, то за нее на выборах сегодня готовы проголосовать 20 процентов. Как видите, с учетом Пинзеника во главе «Нашей Украины» партия Януковича выходит на первое место.
Заметим, что к парламентским выборам будут готовиться не только в Украине, но и в России. Для Кремля это тоже возможность реванша, и недооценивать влияние Путина не стоит. Уже сегодня есть примерный план: через украинскую компанию Москвой докупается пакет «Интера», российская бизнес-структура приобретает «Новый канал», в совокупности с прутниковским каналом НТН, ахметовской ТРК «Украина» и нарождающимся каналом «К», к которому, по неподтвержденной официальной информации, имеет отношение «Евротрансгаз», мы получаем весьма влиятельный пул электронных СМИ, направленный на поддержку пророссийских сил в Украине. О печатных СМИ я даже не упоминаю: тут российская колонна выстроится по счету «раз». Таким образом, новой власти придется столкнуться с весьма сильной оппозицией, имеющей электоральные, медийные и финансовые ресурсы. Многое будет зависеть от того, как государство под руководством Ющенко сможет противостоять иностранному вмешательству, какую политику оно поведет в мятежных юго-восточных регионах, что успеет сделать для людей, населяющих их, сможет ли эффективно прорвать информационную блокаду. Немаловажным является и то, каким образом новая власть выстроит отношения с лидерами капиталов юго-восточных регионов. Впрочем, немало зависит и от команды Януковича. Между вторым и третьим туром она существенно поредела: Сергея Левочкина в ней больше нет, Андрея Клюева на посту главы теневого штаба сменил Анатолий Толстоухов, близкую к цивилизованной позицию попытались занять лидеры «Индустриального союза Донбасса». Нельзя исключать, что сшитое из противоречий донбасское братство может, в случае разумной политики Киева, рассыпаться на удельные политфинансовые княжества. В случае политики неразумной оно может объединиться во имя выживания. Да и будущее самого Януковича в тумане. Ведь без поддержки Ахметова и Москвы он никто. Не исключены обстоятельства, при которых его партнерам придется искать иную точку приложения своих технологических, финансовых и электоратомобилизующих сил.
Есть проблемы у «Регионов» и с партиями-спутниками. Единый кандидат от власти в совокупности с развалом блока «За единую Украину» фактически убили провластные партии. Сегодня «Трудовая Украина», которую Тигипко обещается сделать левой, без него набирает 0,9 процента, с ним — 1,5. «Аграрная партия» ушла к Литвину, и ее изо всех сил мечтает финансировать Георгий Кирпа. Литвин уже пополнил свою фракцию депутатами, отколовшимися от НДП Валерия Пустовойтенко. Нельзя исключать, что во фракцию спикера попросятся и осколки фракции Александра Ярославского, более известной в народе как «Демократические инициативы». Вряд ли украшением шлейфа «Регионов» станут объединенные социал-демократы. Без указания лидера за СДПУ(о) готовы проголосовать 1,9 процента, с Медведчуком во главе — 1,2. Если социал-демократы не предпримут экстренных мер, то партия рискует превратиться в бизнес-партию наподобие той, которая в свое время была создана Владимиром Матвиенко на основе сотрудников «Проминвестбанка». Не общенациональной, а партией всего лишь киевской семерки (которая уже после смерти Юрия Ляха перестала быть семеркой) СДПУ(о) может стать, если не решит вопрос со сменой лидера. Либо если нынешний лидер каким-то волшебным образом не решит вопрос о создании союза с левыми или же не отберет у лидера «Партии регионов» российский триколор.
В любом случае, если произойдет поднятие проходного барьера, ни одна из партий нынешнего провластного блока, кроме «Регионов», в парламент не попадет. Относительно эффективными партнерами «Регионов» могут стать лишь коммунисты. Для уцелевшего электората этой партии нынешний ее лидер Петр Симоненко принципиального значения не имеет, что отчетливо видно из результатов опроса. В случае объединения усилий с «Регионами» коммунисты свой рейтинг смогут сохранить и даже чуточку поднять. Однако основной электорат КПУ проживает там же, где и электорат партии Януковича. Все тезисы коммунистов перебраны регионалами, а посему рассчитывать на существенное увеличение урожая КПУ не приходится. Самым эффективным шагом для коммунистов, возможно, могла бы стать смена лидера и омоложение состава проходной части списка. Но кто же на это пойдет? Ведь единственный способ ротации политбюро и ЦК известен еще с советских времен… Дай им Бог здоровья.
Таким образом, при сохранении нынешнего расклада сил и лиц «Регионы» имеют шанс достойно выступить на будущих выборах, но с партнерами по созданию большинства им будет весьма непросто. Ибо склонить на свою сторону Литвина им вряд ли удастся; альянс с коммунистами возможен, но не достаточен; конгломерат провластных партий-лилипутов, с которыми «Регионы» могут заключить договор о взаимодействии, забыв обиды и предательства, возможен, но тут камнем преткновения может стать война амбиций трудовиков, эсдеков и прочих пострадавших от президентской кампании персонажей. Новые же звезды зажигать времени практически нет. К примеру, партия, создаваемая Кушнаревым, ориентированная на электорат Харькова, Днепра и Запорожья, трехпроцентный барьер преодолеть, возможно, и смогла бы, но зачем регионалам отдавать свои места силе, руководимой взбалмошным лидером, в то время как при повышении барьера «Партия регионов» в состоянии забрать эти голоса сама и дополнить их бонусами, неизбежными в случае повышения планки до 5—7-процентного уровня.
Как видим, партийные расклады сегодня достаточно непростые. Как непростой будет и борьба за будущий парламент, наделенный после пакетного голосования более чем серьезными властными полномочиями. Борьба начнется на второй день после инаугурации нового президента. Хотелось бы верить, что эта борьба не затянет, как в черную дыру, всех политиков, и у них хватит разума, ответственности, в конце концов, цинично-электорального расчета оставить в своем бюджете времени окошко для решения тех проблем, которые сегодня волнуют взбунтовавшееся и воспрянувшее общество. Помаранчевая революция подняла планку ожиданий на невиданную доселе высоту, это правда. Как правда и то, что удовлетворить эти ожидания миллионов людей в полной мере не сможет никто. Даже если будет сформировано правительство дважды народного доверия. Но вдохнуть в страну и людей новую жизнь, дать ощущение вполне конкретных изменений к лучшему власть обязана. Это — дело чести и нового президента, и нового правительства, и пока еще старого, но, как видим в последние недели, вполне адекватного и эффективного парламента.
В противном случае — за что боролись?