UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРЕГОВОРЫ ПО КОСОВО ПРОДЛЕНЫ НА НЕДЕЛЮ

Всю неделю в парижском пригороде Рамбуйе три посредника-дипломата пытаются убедить сербов и косовских албанцев прекратить войну...

Автор: Алла Лазарева

Всю неделю в парижском пригороде Рамбуйе три посредника-дипломата пытаются убедить сербов и косовских албанцев прекратить войну.

Ни сербы, ни албанцы не имеют права на минуту покинуть средневековый замок, где проходят переговоры. Они живут на разных этажах здания и принципиально не встречаются. Посредники - американец, россиянин и француз - перебегают с этажа на этаж, чтобы осуществить обмен мнениями. В среду, правда, сербы было предложили продолжить переговоры напрямую, но албанская сторона идею не поддержала.

Только один раз сербы и албанцы оказались вместе в одном зале - в момент торжественного открытия переговоров. Президент Франции Жак Ширак выступил тогда с прочувствованным словом, призывая обе стороны «проявить мужество большее, чем участие в войне, мужество учредить мир». Пока что эта складно сформулированная идея поддержки не нашла.

- Единственным достижением переговоров можно назвать тот факт, что переговоры не сорваны и будут продолжены на неделю, - признал французский дипломат, имеющий доступ вовнутрь. Он же добавил, что атмосфера в замке напоминает «паровой котел, где температура накаляется так, что вот-вот сорвет крышку».

В воскресенье в Рамбуйе собираются министры иностранных дел государств-членов контактной группы по урегулированию кризиса в Косово - Великобритании, Италии, России, Соединенных Штатов, ФРГ и Франции. Подтверждено практически наверняка, что в Рамбуйе приедет лично Мадлен Олбрайт. Министры проанализируют, почему переговоры буксуют и как можно переформулировать мирный план Запада.

Мирный план, предложенный к рассмотрению косовцами и сербами, состоит в следующем. Косово получает статус автономии в рамках Сербской республики (а не Югославии, куда также входит Черногория). У албанцев будет свой парламент, правительство, конституция, полиция, правосудие. Сербы сохраняют контроль над внешней и монетарной политикой, но выводят свои войска и полицию. Обе стороны конфликта передают тяжелое оружие под контроль международных миротворческих сил, которые прибывают в провинцию. Миротворческие батальоны формируются силами НАТО и Россией. Автономия должна полностью состояться за три года, по прошествии которых Запад подведет итоги и сформулирует новые предложения.

И у сербов, и у албанцев есть существенные несогласия с планом. Сербы категорически не хотят введения миротворческих сил и настаивают, чтобы Косово - «колыбель крещения Сербии» - любой ценой оставалось в рамках Сербской республики. Делегация Белграда готова восстановить автономию провинции, отмененную в 1991 году.

Косовские албанцы настаивают на независимости края и выходе из ФРЮ. Часть из них, представители Армии освобождения Косово, готовы идти к полной свободе с оружием в руках. Умеренные политики, объединившиеся вокруг Ибрагима Руговы, предпочитают постепенный переход от автономии к независимости. Косовцы готовы подписать предложенный к обсуждению мирный план, но только при условии, что по истечении промежуточных трех лет в провинции произойдет референдум о самоопределении.

Возможны три сценария дальнейшего развития ситуации. Первый - хеппи-энд, если мирный договор будет подписан. Тогда маленький городок Рамбуйе приобретет мировую известность, как некогда Дайтон. Второй - провал переговоров по вине сербов. Тогда НАТО обещает бомбардировки, чтобы наказать Белград. Третий - провал переговоров по вине албанцев. За что возможны различные санкции против Армии освобождения Косово (от блокирования банковских счетов до установления военных преград на пути из Западной Европы в провинцию).

- Основная проблема переговоров - что, возможно, через пару лет придется отказываться от неуклонного применения принципа нерушимости границ, - конфиденциально сообщил «Зеркалу недели» французский дипломат, по понятным причинам не пожелавший быть названным. - Сегодня среди прочих просчитывается и предложение лорда Дэвида Оуэна, автора одного из мирных планов для Боснии. Он убежден, что рано или поздно таки придется «выпускать» косовцев из Сербии, но, чтобы утешить Белград, надо будет «в обмен» дотачать к Сербии часть Боснии. План Оуэна ни в коем случае не выносится в официальную версию итогов консультаций, ибо принцип нерушимости границ есть основополагающим для ОБСЕ. Но сегодня западную дипломатию он не так шокирует, как даже пару месяцев назад.

Пока что Запад не хочет независимости Косово. И старается сделать все возможное, чтобы воспрепятствовать этому. Однако прагматики от дипломатии не могут не принимать в расчет той упрямой ненависти, которая существует между сербами и албанцами в мятежной провинции. Не могут не видеть той решимости, с какой албанцы требуют независимости. Почему и просчитывают самые фантастические, на первый взгляд, варианты.