…Через несколько месяцев в Верховной Раде второго созыва будет создана группа «Реформы». Через полгода Президент Кучма провозгласит ставший историческим доклад «Курсом радикальных экономических реформ». Это все будет, будет, а пока на дворе — апрель 1994-го. В одном из офисов столичной гостиницы «Салют» автор этих строк берет первое свое интервью у Виктора Пинзеника, доктора экономики Львовского госуниверситета, председателя Украинского фонда поддержки реформ, только что во второй раз избранного народным депутатом Украины...
Виктор Михайлович, гуру нарождающихся в Украине рыночных реформ, — прост и демократичен. Как и подобает профессору, самые сложные вещи старается излагать очень понятно. Его помощник (и директор Украинского фонда поддержки реформ) Сергей Терехин — непрост и амбициозен. Работает за компьютером (редкая невидаль, скажу я вам, одиннадцать лет назад). Стремясь поразить эрудицией, выискивает из англоязычного источника какую-то фразу и тут же цитирует своему шефу… Пинзенику — сорок, Терехину — почти тридцать один…
Сегодня Пинзенику — пятьдесят один, Терехину — неполных сорок два. Первый назначен министром финансов Украины, второй — министром экономики.
Тандему Виктора Михайловича с Сергеем Анатольевичем вот уже порядка тринадцати лет. Жизненные пути львовского ученого и выпускника факультета международных отношений Киевского госуниверситета, успевшего к тому времени поработать начальником среднего звена в Украинской конторе Внешторгбанка и чиновником в министерстве, пересеклись еще в 1992-м в диковинном органе, называвшемся Экономической коллегией Госдумы Украины. В Кабинете премьера Кучмы Виктор Пинзеник был вице-премьером — министром экономики, а Сергей Терехин — замом министра.
Тот первый поход в Кабмин для обоих завершился очень скоро — уже в 1993-м…
Несмотря на обвинения во всех явных и надуманных грехах (отпуск цен, гиперинфляция, трасты, «вредоносная» приватизация), Пинзеник как экономист будет долгое время востребован. После объявления радикальных экономических реформ продержится на вице-премьерских постах в трех украинских правительствах (Масола, Марчука, Лазаренко) с осени 1994-го вплоть до апреля 1997-го. За приверженность рыночным преобразованиям его назовут «украинским Чубайсом». Но в 1997-м, оказавшись не у дел, отойдет от любимой сердцу экономической проблематики и займется созданием партии «Реформы и порядок». Станет рьяным сторонником выдвижения на пост президента Ющенко.
Теперь многим экспертам трудно сказать, кто же Пинзеник на самом деле — политик или экономист. На поприще реформ подросли новые знатоки, они во всем разбираются и все комментируют, оставив за Виктором Михайловичем его любимую тему — несоответствия бюджета и экономического роста, а также припрятывания правительством очередной порции денег вне бюджета.
Его коллега Терехин, благодаря недюжинным познаниям и экономическому кругозору (Венский институт, Аспен-Институт в ФРГ и , наконец, Гарвард), а также природному дару схватывать смысл сложнейших взаимосвязей найдет себя в законотворческой работе. Придя в парламент в августе 1994-го, на четыре года позже Пинзеника, он вскоре завоюет прочные позиции в комитете по финансам и банковской деятельности и в течение последних семи-восьми лет будет блестяще выполнять роль главного парламентского лоббиста (со всеми вытекающими последствиями).
Все налоговое законодательство, закон о платежах, законодательные акты по вопросам лицензирования, страхования, лотерейного бизнеса, аграрной сферы, измеряемые сотнями изменения и дополнения к уже принятым законам, изменениям и дополнениям — плодовитость Терехина не знает границ. Злые языки все упорнее твердят, что многое небескорыстно; в прессе, а позже и в Интернете появляются сообщения о «странной позиции» Сергея Анатольевича при рассмотрении некоторых вопросов. То он, к примеру, ратует за незначительно прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц, то через несколько месяцев с радостью соглашается на предложенные донецкими «13% для всех»…
Но усилия недовольных и критиков тщетны. Когда речь идет о частностях, позиции главного в ВР лоббиста и налоговика непоколебимы.
Зато в основополагающих вопросах нередки осечки. Так было с пакетом законопроектов «Экономический рост-97», подготовленным совместно с Пинзеником в рекордно короткие сроки и в канун нового бюджетного года перекраивавшего всю налоговую и пенсионную систему. Так было со всеми попытками провести через ВР Налоговый кодекс. Без разницы — то ли Большой, то ли Малый. Может, это оттого, что продуктивно работать в команде с безапелляционным и по определению самым умным Терехиным дано лишь единицам?..
Как все сложится в новом правительстве?
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер считает, что нормально. И выдвигает сразу несколько аргументов:
«У Пинзеника и Терехина есть опыт работы во власти и взаимодействия с бюрократией. И это очень важно для дела. Несмотря даже на то, что опыт довольно давний и не весьма позитивный.
Они всегда позиционировали себя как либеральные экономисты. Сейчас им предстоит доказать, что и находясь во власти они сумеют быть последовательными в реализации своих идей. Оба — сторонники снижения налогового бремени, оба хотели бы более рационального перераспределения доходов, снижения роли НДС и введения налога на имущество, чему всячески противятся богатые. Посмотрим, что из этого удастся реализовать.
Самое же трудное, что предстоит новым министрам, — отказаться от использования экономических инструментов (бюджетирования, налогообложения, лицензирования) в теневой политике, для усмирения непокорных и награждения послушных.»
За три месяца, подчеркивает Александр Иосифович, в экономике ничего доказать нельзя. Но этого времени будет достаточно, чтобы увидеть стиль работы новых министров и оценить, насколько они последовательны в реализации своих идей.
Несколько иного мнения давний знакомый и очень часто — оппонент Пинзеника с Терехиным. Слово экс-министру экономики, председателю Государственной комиссии регулирования рынка финансовых услуг Виктору Суслову:
«Позитив в том, что оба — не карьерные бюрократы. И один, и другой имеют собственное мнение, не нуждаются в разъяснениях на уровне учебников, умеют работать, самостоятельно готовить серьезные документы, законопроекты. И если в правительстве произойдет административная реформа (а для успеха дела именно с нее все должно начинаться), если министры не окажутся снова под лавиной поручений Кабмина или, на министерском сленге, «фишек», то перед Виктором Михайловичем и Сергеем Анатольевичем открываются хорошие возможности для воплощения своих идей.
Правда, на первых порах Терехину, несмотря на его необыкновенные таланты, будет тяжело. По своему складу он не аппаратный работник. Привлечет двух-трех работников и станет готовить проекты, а тысячному аппарату министерства — что, смотреть со стороны? Организовать эффективную работу большого коллектива — это, на мой взгляд, суперзадача для новых руководителей.
На первых порах существует также определенный риск принятия неосторожных решений — из большого желания доказать свою эффективность на министерском посту».
На наш взгляд, переход из кресел по одну сторону улицы Грушевского на другую может оказаться для Пинзеника с Терехиным очень интересным. На посту министра финансов Виктор Михайлович скоро почувствует, что за семь с лишним лет с тех пор, как он покинул правительство, в бюджетной сфере произошли немалые перемены, связанные в первую очередь с принятием и введением в действие Бюджетного кодекса. И вопрос о соответствии бюджетных доходов макроэкономическим показателям — далеко не самый главный в калейдоскопе проблем. А первостепенным для нового министра будет формирование полноценной команды, способной заниматься регулированием государственных финансовых потоков. И прежде всего подбор замов, роль которых (за исключением, может быть, одного) в последнее время была сведена к безымянным исполнителям при всесильном Николае Яновиче Азарове.
Любопытно будет посмотреть, удастся ли преодолеть конфликт интересов и реализовать пинзениковскую задумку относительно объединения под крылышком Минфина ГНАУ, Госказначейства и Гостаможни. В принципе вопрос назрел, и по мере оцивилизовывания украинской экономики роль Минфина объективно должна повышаться. Да и Ющенко объединение уже благословил. А на практике…
Перед Минфином ставится задача в течение года подготовить и провести наконец через парламент Налоговый кодекс. Поможет или помешает Пинзенику в этом огромный парламентский опыт?
У Сергея Терехина будут в это время другие заботы. Сперва ему придется найти себе занятие. Ибо, как ни прискорбно, Министерство экономики не выстояло в конкурентной борьбе с аграрным, промышленным и прочими отраслевыми собратьями и давно уже превратилось в правительственный рудимент. Если «отраслевики» оперируют бюджетными ресурсами в 3—8 млрд. гривен в год, которые в конечном итоге и определяют их влиятельность, то верхом мечтаний для Минэкономики в последнее время был годичный объем распределяемых ресурсов в 100 млн. грн. Для руководителей правительства — это повод задуматься: а действительно ли мы движемся по пути рыночного реформирования?
После того, как проблемы европейской интеграции отойдут к вице-премьеру Рыбачуку и, возможно, созданным под него структурам, за Терехиным в его новой ипостаси останется самая малость — макроэкономическое прогнозирование и лицензирование. Да, лицензирование вполне может оказаться по вкусу. Но для полноценного министерства маловато будет… Значит, нужно начать (или хотя бы объявить) широкомасштабное реформирование. В каком именно направлении, есть время определиться.
Впрочем, толком неясно, так ли уж нужен Сергею Анатольевичу министерский портфель. Судя из прочитанного в разделе «Життя» только что сверстанной программы правительства Тимошенко, главное в нашей жизни — это не зарплата, не пенсии и даже не человеческий уровень жизни, а страхование, страхование и еще раз страхование (пенсионное, медицинское, всяческое другое). Этой теме под разными соусами посвящено сразу несколько абзацев не слишком пространного документа, поэтому слабонервные могут испугаться: вдруг без страхового полиса — всем нам гаплык?
Столь масштабное отражение в программе страховательных идей наши источники приписывают известному украинскому экономисту Сергею Анатольевичу Терехину. Может, и впрямь: министр — должность, лоббист— призвание?