UA / RU
Поддержать ZN.ua

Партнерство ради мэра

Для киевской городской власти президентская кампания – это не просто выбор между рейтинговыми кандидатами...

Автор: Юрий Бутусов

Для киевской городской власти президентская кампания – это не просто выбор между рейтинговыми кандидатами. Это выбор будущего для самой системы киевского самоуправления. Это выбор будущего для киевского мэра Александра Омельченко, лидера партии «Єдність», созданной на базе городской бюрократии. Прошедший съезд «Єдності» должен был показать, примкнет ли Омельченко к штурмовым отрядам кандидата от власти, либо рискнет сказать Януковичу «нихт ферштеен», либо постарается сохранить партнерские отношения со всеми лидерами политического процесса в ожидании сентябрьской политреформы. Городской голова попытался решить все три задачи одним махом. Съезд «Єдності» выдвинул Александра Александровича кандидатом в президенты.

Ситуация накануне съезда для киевских властей сложилась совершенно неопределенная. Непредсказуемость нынешних президентских выборов в отличие от 1999 года, заставляет Александра Омельченко принимать трудные решения. Мэр привык работать в системе Леонида Кучмы, которая сохраняла лично для него серьезные права и полномочия. Так же, как и Виктор Пинчук, только неофициально, Омельченко ставит в упрек Кучме то, что нынешний Президент так и не вырастил преемника, и вынудил делать выбор в пользу Виктора Януковича. Вряд ли является секретом, что никакой обоюдной симпатии Омельченко и Янукович друг к другу не испытывают. Сан Саныч вполне обоснованно предполагает, что президент, который «порожняк не гонит» и ведет кампанию при поддержке Виктора Медведчука, вряд ли сохранит столичные «вольности». А только на этих «вольностях» и держится финансово-административное могущество мэра. Увы, даже вопреки собственным интересам, Омельченко должен поддержать какого-никакого, а единого кандидата от власти. Вопрос в степени поддержки. Фактически «Єдність» следует в фарватере донецкой Партии регионов. В апреле обе структуры оформили отношения, подписав договор о сотрудничестве на уровне глав городских организаций — Владимира Ялового и Геннадия Самофалова. «Донецкие» не имеют в Киеве сколько-нибудь значительной организации (в отличии от недвижимости…). Городской штаб Партии регионов на данный момент располагает весьма ограниченными полномочиями. После встречи Омельченко и Януковича глава киевского штаба нардеп Сергей Ларин был отодвинут на второй план: нам варягов не надо, мы сами с усами. Теперь работа строится через заместителя мэра Ялового. По неофициальным данным, основные направления избирательной кампании — формирование избирательных комиссий и работа с их персоналом, сбор подписей в поддержку Януковича, организация собраний трудовых коллективов, вывеска наглядной агитации — находятся в руках городской администрации. Энтузиазма, конечно, никто не проявляет, но главное, что требуется в работе с избирательными комиссиями, — это контакты. А уж способы поднять энтузиазм найдутся, благо на высокие результаты никто не рассчитывает. «Донецкие» прекрасно понимают, что их кандидат при голосовании в Киеве фаворитом не станет.

Александр Омельченко был бы рад, если бы президентский пост занял человек менее жесткий, чем нынешний премьер-министр. Хотя нельзя сказать, что самым желаемым вариантом был бы и Виктор Ющенко. Амбиции киевских лидеров «Нашей Украины» на Крещатике вызывают большие опасения и даже раздражение. Лучше всего было бы ограничить полномочия президента… Окружение киевского мэра полагает, что шансы Януковича стать президентом весьма высоки, и потому возлагает серьезные надежды на проведение в сентябре политической реформы. (Правда, в отличии от замов Омельченко Ялового и Поживанова, многие во власти сомневаются в том, что, почуяв шанс победы, Янукович сам себе осенью обрежет полномочия). Важно пересидеть тревожное время в глубоком окопе. Для Омельченко политреформа — это шанс на увеличение полномочий местного самоуправления. Либо, как минимум, на реанимацию системы власти а-ля Кучма. Говорят, Александр Александрович до сих пор не верит, что Леонид Данилович уйдет из политики. Политреформа дает Кучме теоретическую возможность вернуться. В крайнем случае, даже если плодами реформы воспользуется Янукович, вертикаль президентской власти ослабнет, и статус-кво в столичной власти сохранится до 2006 года — года очередных выборов.

Съезд «Єдності» прошел по крайней политической нужде: Омельченко необходимо публично позиционировать себя самого. Заявить полный «одобрямс» Януковичу, это и неискренне, и мало кто поверит, и совсем нецелесообразно. Во-первых, Янукович может и проиграть. Во-вторых, компромисс с оппозицией — важнейшее средство борьбы с бесконечными поползновениями Медведчука и компании на мэрские интересы.

Поэтому правильная организация съезда была крайне важна для мэра, который уверен, что ему удастся пройти между струями ливня. Значительную часть работы с делегатами съезда и разработка технологии была доверена человеку номер два в городском начальстве — В.Яловому. Яловой, заместитель Александра Александровича, является влиятельным контактером в администрации Президента, силовых структурах, в кабинете министров, а также является секретарем Киевсовета и проводником всех принципиальных решений этого органа. Это фигура, которую многие рассматривают в качестве вероятного преемника Омельченко на посту мэра. Владимир Борисович — прекрасный коммуникатор, которому профессиональный опыт работы в спецслужбах дает возможность найти общий язык и с чисто конкретными «донецкими» парнями, и с Медведчуком, и с Ющенко, и с кем угодно. Для карьеры заместителя мэра очень важно, чтобы президентские выборы вызвали у него как можно меньше трений в отношениях и с городским головой, и с другими вип-персонами. Уже сейчас Яловой фактически выступает главным политтехнологом Омельченко и активно готовится к выборам-2006, наращивая влияние через своих людей и в Киевсовете, и во властных структурах. Без сомнений, сценарий проведения съезда не был секретом ни для одной из заинтересованных сторон. Несмотря на длительные переговоры, Омельченко отказался стать в ряды сторонников действующего премьера, хотя и уполномочил Ялового высказаться в поддержку Януковича. Неудивительно, что Партию регионов представлял на форуме «Єдності» маловлиятельный функционер.

Съезд «Єдності» реализовал, пожалуй, единственно возможную технологию защиты Александра Омельченко от публичных обвинений с чьей-либо стороны в политической заангажированности. Сан Саныч задал тон этому сеансу одновременной игры на разных шахматных досках. Его выступление сделало бы честь любому борцу с антинародным режимом. Гневные обличения неэффективной власти (а-ля Литвин без указания фамилий) объясняли основной тезис, который прямо не прозвучал: «Янукович не может быть официальным кандидатом от «Єдності»! Часть делегатов из регионов, которые не имеют в партии почти никакого веса, получила возможность высказать свои оппозиционные настроения. Поскольку управляемая демократия предполагает свои издержки, нашлись делегаты, которые воспринимали происходящее чересчур серьезно, что, конечно, снизило уровень презентабельности мероприятия. Когда Яловой предложил поддержать на президентских выборах кандидатуру Януковича, представители западных областей закричали «ганьба». В выступлениях премьер был обозван «доктором криминальных наук». Такой же шум возник и при попытке выдвижения Ющенко. Демонстрируя полный плюрализм, «Єдність» решила проголосовать кандидатуры еще и Александра Мороза, и Петра Симоненко. В ряды соискателей попал даже Анатолий Кинах. Но самым интересным ходом стало выдвижение Леонида Кучмы. «Єдність» показала себя наиболее правоверной из всех пропрезидентских партий, проигнорировав отказ Кучмы идти на выборы. В зале восприняли как должное выдвижение только одного кандидата — разумеется, самого Александра Александровича. Цифры голосования за кандидатов в президенты, выдвинутых съездом, красноречиво констатировали, что поставленные перед съездом задачи полностью выполнены.

173 голоса «за» — подавляющее большинство из 272 делегатов, и теперь Александр Омельченко может со смирением в голосе соблюдать свой личный политический нейтралитет. Вроде, и ни к чему идти в президенты, но съезд решил… Кто же второй по значению симпатик «Єдності», после ее несравненного лидера? Леонид Кучма — 30 голосов! О, какое изумительное великодушие! Все-все партии уже поделили новых героев, и только преданная «Єдність» верит, надеется, ждет своего кандидата… Выдвижение которого, конечно, не вызовет гнева на Банковой и в какой-то мере нейтрализует обвинения «донецких» в адрес Сан Саныча, уже высказанные ими в главном кабинете страны. Не совсем удобно теперь Януковичу попрекать Омельченко перед Президентом в непоследовательности и подыгрывании оппозиции. Ибо Виктор Федорович также поддерживает репутацию человека, иррационально преданного Кучме, и, по крайней мере, продемонстрировал полную готовность поддержать третий срок Леонида Даниловича. Исходя из вышесказанного, вряд ли удивит и результат голосования «Єдності» по кандидатурам обоих Викторов. Они набрали каждый ровно по 25 голосов — оптимальное совпадение. Голоса из вежливости получили все выдвиженцы.

Итак, киевская власть взяла политическую паузу до осени. Каким образом решения партийного съезда повлияют на ситуацию в столице в ходе избирательной кампании? Анонимные представители горадминистрации утверждают, что изменений на политической карте Киева ждать пока не приходится. В.Яловой и большая часть чиновников будут продолжать сотрудничество со штабами Януковича. Лично Омельченко еще более обострил свои личные противоречия с «донецкими», хотя пока это сказывается только на эмоциональном уровне. Без сомнений, если президентский трон отхватит премьер-министр, вопрос ухода Омельченко станет вопросом времени. Разумеется, это явление неизбежное при любом президенте, но при Януковиче процесс пойдет быстрее. В горадминистрации утверждают, что переход в оппозицию «Єдності» в полном составе — дело невозможное. Игра в демократию не для чиновников: самостоятельные суждения — прерогатива только городского головы. А «Єдність» подготовлена для борьбы административной, а не политической, и этим ее деятельность и будет ограничиваться. Сам мэр может себе позволить персональную критику Януковича только в том случае, если Кабмин либо администрация Президента попробуют еще раз покуситься на мэрские права. Такой конфликт в ходе избирательной кампании возможен, хотя вероятность его и невысока.

Отношения с оппозицией съезд «Єдності» и его показательная демократичность, конечно, никак не упрочит. Обличительные тирады и даже некоторая фронда не приносят реальных дивидендов ни Ющенко, ни Морозу, ни Симоненко. Пусть и без большого воодушевления, но столичные власти будут поддерживать того, на кого укажет начальство. С другой стороны, так прессовать оппозицию, как в 1999 году, в Киеве не будут. Расклад не тот. Поэтому будет любопытно: позволит ли Сан Саныч старший Сан Санычу младшему стать доверенным лицом Ющенко в Киеве?

Омельченко надеется, что в 2006 году именно поддержка либо дружественный нейтралитет оппозиционных партнеров позволят преодолеть его преемнику (а чем черт не шутит, может, и ему самому) неизбежные интриги могущественных врагов. Съезд «Єдності» ничего не решил в предвыборной борьбе. Очевидно, Александр Александрович верит, что отсутствие решений сегодня — лучшее решение завтрашних проблем.