UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАРЛАМЕНТСКАЯ МАЕВКА: ЧТО-ТО БУДЕТ С РОДИНОЙ И С НАМИ…

12 мая, когда уже даже самые ленивые огородники посадят картошку, отгремит фанфарный саммит ЕБРР и ...

Автор: Владимир Кацман

12 мая, когда уже даже самые ленивые огородники посадят картошку, отгремит фанфарный саммит ЕБРР и тех немногих потенциальных ненаших инвесторов, наивной вере которых не перестаешь удивляться, отшумит как всегда тревожный первомайский всплеск коммунистической ностальгии, за работу засядет новоизбранный украинский парламент. Пока-а все расселятся (предшественнички-то квартиры служебные так и не освободили), пока-а рассядутся, пока-а «расфракционируются», пока-а не установят себе… Ну, в общем, понятно, что до законов дело дойдет не скоро.

А уж о политическом примирении и говорить нечего. Это за год-то с небольшим до президентских выборов?!

Стычки помельче уже наблюдаются теми, кто внимательно следит за деятельностью рабочей группы, рисующей сегодня семейный портрет парламента-98 в интерьере президентского марафона-99.

«МЫ ХОТИМ ВСЕМ РЕКОРДАМ НАШИ ГРОМКИЕ ДАТЬ ИМЕНА»

Количественные показатели даже в негласном соревновании фракций, как оказалось, дело немаловажное. На минувшей неделе разгорелись самые настоящие бои за сбор фракционными партийными ядрами заявлений от народных депутатов.

Спровоцировано это было решением временной рабочей группы по подготовке первого заседания новоизбранной Верховной Рады о том, что фракций в парламенте будет лишь 8, по числу тех политических партий, которые преодолели 4-процентный барьер. Заодно решили снизить и порог для фракций - теперь фракция будет иметь в составе не менее 14 народных депутатов (это и есть цифра, соответствующая 4 %).

Масла в огонь добавили и слухи о поведении депутата Михаила Сироты: дескать, воспротивился тот духу фракции НДП, грюкнул дверью и ушел создавать новую фракцию с условным пока названием «Реформы-центр» вместе с Пинзеником и Терехиным. Слухи косвенно подтвердились, когда предполагаемый лидер фракции НДП и сложивший с себя полномочия винницкого губернатора Анатолий Матвиенко озвучил проблему журналистам, заметив, что окончательные переговоры с г-ном Сиротой еще не закончены, но в любом случае «фракция НДП не будет возражать, если Михаил Сирота будет участвовать в создании другой фракции».

Вот тут-то и прорвало. НДП тут же озвучило цифру: 71 депутатское заявление уже зарегистрировано во фракции народных демократов. Более 40 заявлений - от непартийных или членов других партий. А общее предполагаемое число членов фракции НДП - более 80. Что автоматически отодвигает фракцию Руха с ее еще не подтвержденными 50 голосами на третью позицию. Далее пока что следуют «Громада» (ее лидер всюду называет цифру 41 депутат), объединенные социал-демократы (предполагаемая цифра - 35 депутатов), социалисты-селяне (около 30 заявлений), «зеленые» (более 25 заявлений) и «витренковцы-марченковцы» с 16 предполагаемыми заявлениями, но с проблемами по подтверждению итогов выборов.

Легко подсчитать: если вычесть из оставшейся цифры депутатов лидирующую фракцию коммунистов (более 100 мандатов), то «на свободе» остается не более 70 народных депутатов. А ведь только сейчас известны эпицентры как минимум пяти независимых групп, пытающиеся завлечь к себе «праздношатающихся» мажоритарщиков. Таким образом большой (а значит, и влиятельной) группы «независимых» уже не получится. Что дает дополнительные шансы партийным фракциям постепенно растащить болото, пополнив свои ряды.

АЛЕКСАНДР МОРОЗ: РЕВАНШ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СПИЧА

В прошлый раз мы предположили, что поражение Александра Мороза при распределении руководящих должностей во временной рабочей группе по подготовке первого заседания новоизбранной Верховной Рады - временное отступление с основательно занятых ранее позиций. Мы не ошиблись. Поскольку на минувшей неделе пока еще спикер, хотя уже не председательствующий, взял реванш.

Временная рабочая группа, констатировав, что процедура открытия первой сессии законодательно не отрегулирована должным образом. То есть в Конституции, конечно, есть строка о том, что старейший депутат избранного состава ВР зачитывает текст присяги депутатов. И все. Такой лаконизм спровоцировал многочасовые споры. Левые никак не хотели, чтобы старейший депутат 14-го созыва ВР и заодно председатель Конгресса украинских националистов Слава Стецько произносила текст присяги. Центристы колебались и раскачивались. Долгая дискуссия привела к принятию консенсусом такого варианта: сессию откроет своим приветственным спичем Александр Мороз, текст присяги зачитает Слава Стецько, а председательствовать вплоть до избрания новых руководящих органов парламента будет Александр Бандурка.

Консенсус, конечно, консенсусом, но у некоторых в душах поселилась неудовлетворенность. Обращение Александра Мороза к новоизбранным депутатам, скажем, народные демократы склонны рассматривать, во-первых, как дополнительные очки Сан Санычу в соревновании за кресло нового спикера, во-вторых, как новую пропагандистскую акцию Социалистической партии. И на такое НДП, конечно же, никогда бы не согласилась. Но при голосовании «дрогнули» объединенные социал-демократы и «зеленые».

К ВОПРОСУ

О «СТРЕМЕННЫХ»

И «КОРЕННОМ»

Конечно, Александр Мороз постарается использовать свое выступление для спурта в борьбе за спикерство. Такой вариант в велосипедном спорте называется, если я не ошибаюсь, гонки за лидером. Тех, кто постарается догнать желтую майку с надписью «Мороз» на спине, уже осталось не так много.

Если провести еще одну аналогию, то можно быть уверенным, что, выторговав себе право открывать и новый четырехлетний парламентский марафон, Александр Мороз вернул себе право «коренного» в любом из многочисленных вариантов руководящей упряжки.

НДП клянется, что сделает все от нее зависящее, чтобы спикером не стал «представитель левых политических сил». Поскольку можно почти гарантировать, что это также не будет и представитель фракции НДП, легко понять, почему столь регулярными стали совещания народных демократов с Рухом, «зелеными» и объединенными социал-демократами по главному вопросу повестки дня. Но у тех, как говорится, свои резоны. Рух и «зеленые» выдвинули собственных кандидатов: ПЗУ - Виталия Кононова, скорее, чтобы через эту не слишком затратную акцию разрекламировать и партию, и своего лидера, НРУ - Геннадия Удовенко, потому что от национал-демократов, собственно, и выдвигать больше некого. Социал-демократы пока помалкивают, хотя в кулуарах ходят упорные слухи о стремлении СДПУ(о) увидеть имя Виктора Медведчука в списке «первой тройки». В списке какой «тройки» будут кандидаты от «Громады» и будут ли они вообще - пока не известно. На слуху лишь заявление Павла Ивановича, сделанное в Днепропетровске, что спикером будет представитель оппозиции, да разговоры в кулуарах о полной уверенности лидера «Громады» в избрании Александра Мороза на повторный срок.

Так называемые «независимые» пока не выдвигали своего претендента на спикерство. В этом смысле усиливающиеся разговоры о том, что в этой роли хочет выступить Александр Ткаченко, не стоит воспринимать как неудачную шутку. Этот кандидат, надо думать, найдет возможность заручиться поддержкой очень многих «независимых». Правда, такой вариант событий возможен лишь в том случае, если пропрезидентски настроенным депутатам все же удастся нейтрализовать Александра Мороза.

Отдельной строкой - левые. Слухи о том, что после встречи Петра Симоненко с Президентом Леонидом Кучмой коммунисты не будут настаивать на собственном спикере, не оправдались. И по-прежнему от них самым реальным претендентом считается Станислав Гуренко. Рискну предположить, что не только в силу загадочности означенной фигуры, а также и потому, что первые послевыборные и явно поспешные заявления с употреблением слов «вооруженное восстание», «диктатура пролетариата», «национализация» из уст Петра Симоненко уж слишком напугали тех же социалистов-селян.

Наталья Витренко всегда и всюду хочет выдвигаться, даже если это будет безнадежно. Спикерство и президентство здесь - не исключение. Один маленький нюанс - если судебное разбирательство по признанию ее депутатских полномочий не затянется дольше выборов спикера.

* * *

Одно вселяет оптимизм: парламент еще не собирался, а анекдоты о нем уже рождаются. На первое пленарное заседание приходит депутат-бизнесмен из числа тех, кого принято называть «новыми украинцами». Долго присматривается к залу, ходит по коридорам, заглядывает в буфет. Выходит в курилку, удивленно пожимает плечами: «Бедненько как-то!..» Ловит осуждающие взгляды возмущенных депутатов-«ветеранов» и поправляется: «…Но чистенько!»